Свадебные песни и обряды.




Урок

Сделать с 9.11 до 14.11

Разместить «вконтакте»

Свадебные песни и обряды.

Старинная русская свадьба − сложное театрализованное действо, называемое свадебной игрой. Она складывалась из контрастного доследования традиционных комедийных и драматических сцен, игровых действий и обрядов, сопровождаемых разнохарактерными песнями. Свадебное пирование делилось на 2 части – в доме невесты и в доме жениха.

Есть два типа свадеб – северная и южная. Северная свадьба – это драма. Невеста много причитала, на юге – свадьба была веселая. Много песен, плясок.

Основной драматический конфликт старинной свадьбы составляло бесправное, угнетенное положение женщины в старой патриархальной семье. Особенно тяжелым оно было в эпоху крепостничества, когда судьба девушки всецело зависела не только от воли отца, связывавшего с замужеством дочери хозяйственные расчеты (родители жениха выплачивали условленную сумму денег), но и от произвола помещика.

Важнейшие звенья свадебной игры − сватовство, рукобитье, смотрины

Сватовство проходило в традиционных комедийных диалогах между сватами и родителями невесты. Обычно они исполняли условные роли купцов, толковали о покупке и продаже пшеницы, овса, дров, иногда об убежавшей из силков кунице. Если сватовство принималось (а оно иногда и отвергалось), встреча сватов завершалась угощением. Исполнялись застольные песни.

Рукобить е (от выражения «ударили по рукам») − уточнение хозяйственно-материальных расходов со стороны родителей жениха и невесты.

Смотрины — встреча в доме невесты родни жениха.

Если родители молодой четы были из одного села, то дело сводилось к традиционному пированию. Чаще невесту высватывали по поручению родителей жениха в каком-либо отдаленном районе (посредниками выступали сваты), так как в маленьких деревушках жители нередко состояли все в родстве и женить парня было не на ком. Тогда иа смотринах родители жениха впервые знакомились со своей будущей невесткой (с момента приезда гостей она по обычаю сидела в сенях, укрытая с головой большим платком, и причитала) и с ее родными. Наступал момент, когда будущий свекор звал невесту, снимал с нее платок, рассматривал и целовал в обе щеки, выражая свое одобрение выбору сватов («Хороша невеста, не кривая и не хромая»). Жених в старину на смотринах не присутствовал, очень часто молодые впервые видели друг друга лишь в день свадьбы. Случалось, что венчали малолеток (у Пушкина в «Евгении Онегине» няня рассказывает о том, что ее жених Ваня «моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет»). С целью приобретения даровых рабочих рук сына-малолетку женили на взрослой девушке.

В оставшиеся перед свадьбой дни подруги невесты постоянно бывали в ее доме, помогая в шитье приданого, пели лирические и величальные свадебные песни. Сходные песни звучали и на девишинке.

Девишник − прощальная вечеринка в доме невесты. На девишнике звучали свадебные песни, причитания.

Особые обычаи и песни сопровождали свадьбу невесты-сироты. На ее девишник девушки приносили разукрашенную елочку без верхушки: срезанная верхушка олицетворяла сиротство. Пели особые сиротские «елочные» песни, а также лирическую сиротскую «Ты река ли моя, реченька», повсеместно известную.

Как тихая речка течет − не сколыхнется, так и невеста-сирота сидит −не улыбнется. Полна горница гостей, но нет ее дорогих родителей. Песня завершается обращением девушки-сироты к умершей матери с просьбой о

благословении.

Утро свадебного дня. С раннего утра подруги собирались в доме невесты, чтобы одеть и причесать ее к венцу. Расплетали девичью косу, делая прическу замужней женщины. Пели известную в разных вариантах «Трубушку».

Встреча поезжан. В момент прибытия свадебного «поезда» в доме родителей невесты воцарялись тревога и волнение Невеста, причитая, просит не отдавать се «чужим злым людям».

Жених с «дружкой» и сопровождающей их «свитой» нередко находят двери дома на запоре. Иногда путь свадебного поезда преграждается на улице завалом из бревен. Подруги невесты встречают свата и жениха «корильиыми» песенками, высмеивают их внешность, одежду (они будто бы одеты в обноски, истасканные чертями), приписывают им нелепые поступки («... в огород заехали, пива бочку пролили, всю капусту полили»).

Свадебное пирование длилось несколько дней. При входе молодых в дом родителей жениха их осыпали хмелем или зерном, чтобы обеспечить им зажиточную жизнь.

На свадебном пиру в роли распорядителей торжества выступали сват и дружка − затейники и балагуры, веселившие гостей своими остроумными шутками и традиционными присловиями.

Свадебное пирование сопровождалось торжественными поздравительными величаниями, перемежавшимися с забавными «корильными» песенками и веселыми плясовыми. Нередко они исполнялись «величалками», певшими традиционные свадебные песни в сложном многоголосном изложении. Обычно певицы располагались полукругом; под песни с четким плясовым ритмом Одна-две величалки плясали. Величали не только молодых, не по очереди и всех присутствующих, начиная со старших родственников жениха и невесты.

Эволюция свадебной игры. К концу XIX − началу XX веков многие из старинных обычаев отживают. Кое-что в свадебных обычаях меняется: смотрины уже не обходятся (как прежде) без жениха; жених с товарищами заходят и на девишник, приносят невесте подарки. Общий эмоциональный тон свадьбы светлеет: все меньшую роль играют причитания, на первое место выдвигаются величанья, в которых поется о любви и согласии молодых, будущей их счастливой жизни. Полностью отмирают причитания невесты, но сохраняются величания праздничного характера. На свадьбах звучат гармонь, веселые частушки.

Для свадебных песен характерны своеобразные эпитеты, метафоры и поэтические параллели: невеста − белая лебедушка, серая уточка, псрспелушка или же молодое деревце (яблонька, груша), цветочек, спелая ягодка; жених − сизый селезень, ясный сокол; молодая пара − голубь с голубкой; чужая женихова родня − серые гуси, которые клюют и щиплют белую лебедушку.

Композиционную основу многих песен составляет поэтический параллелизм между каким-либо явлением природы и миром человеческих переживаний. Как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, так девушка-невеста горько плачет в утро свадебного дня при мысли о разлуке с родной семьей.

Напевы. Среди свадебных песен каждой местности, деревни видное место занимают типовые напевы, с которыми поется большое количество различных текстов.

Наиболее старинные свадебные песни довольно лаконичны, они основаны всего лишь на одной-двух попевках в объеме терции-кварты. Основу мелодического развития таких напевов составляет варьирование одной и той же попевки. Бесполутоновые попевки лежат в основе старинных свадебных песен.о варианта Одна из первых бесполутоновых мелодий, «Не было ветру» − из сборника Балакирева.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: