Лекция 3. Формы работы по подготовке руки ребёнка к письму




В методической литературе существуют разные взгляды относительно места упражнений по подготовке руки ребёнка к письму:

Ø как составная часть занятий по обучению грамоте;

Ø как составная часть занятий по математике;

Ø на занятиях по изобразительной деятельности;

Ø как самостоятельное индивидуальное занятие;

Ø как самостоятельное занятие подгруппами;

Этапы работы по подготовке руки ребёнка руки ребёнка к письму:

1. Этап – «упражнения с «пальчиками»;

2. Этап – игровые задания в тетради:

Ø без линеек;

Ø в клетку;

Ø в одну линию.

3. Написание элементов букв в тетради в узкую линейку с наклонной (косой) и вспомогательной линией.

4. Письмо в тетради.

Занятия по подготовке руки ребёнка к письму проводятся один раз в неделю, во вторую половину дня.

Предлагаем примерную структуру занятия по подготовке руки ребёнка к письму:

1. Подготовка к выполнению письменного задания (Правильное размещение письменных принадлежностей: тетради, ручки, карандаша. Проверка умения сидеть за партой (столом), ставить ноги на подножку или на пол, класть руки на парту, держать туловище, голову, плечи.

2. Анализ нового материала с участием детей (рассматривание образца): На что похоже, сравнить с предыдущим, чем отличается. Наблюдение детей за ходом выполнения образца воспитателем «Письмо в воздухе» (повторение детьми движений по образцу учителя). Позже, во время изучения букв, проводится звуковой анализ слов, выделяется звук, определяется буква, которая его обозначает, определяются составные этой буквы.

3. Упражнения детей в написании первых образцов письменных упражнений. Анализ их выполнения. Определение причин неправильного написания и нахождения путей их исправления.

4. Упражнения в выполнении всего задания с поэтапным его анализом.

5. Проверка и самопроверка выполнения упражнения.

6. Итог занятия.

 

Занятия по подготовке руки ребёнка к письму требуют соблюдение определённых гигиенических требований. Прежде всего, детей следует посадить за двоместными столами так, чтобы столы и стульчики соответствовали росту ребёнка. При этом ноги ребёнка должны стоять на полу под углом 45, ровно. Следует следить за тем, чтобы дети не ставили ноги под стул, не вытягивали их вперёд, не выставляли в сторону.

Сидеть за столом следует ровно, не ложиться на стол и не опираться на спинку стула. Расстояние от груди ребёнка к краю стола должно равняться ширине ладони, то есть 3 – 4 см. Расстояние от глаз к тетради – 30 см. Источник света должен быть слева.

В детском саду дети пишут цветными карандашами с коротким остриём, шариковой ручкой. Карандаш рекомендуется брать так, как ручку в школе, трёмя пальцами: большим, указательным и средним. Большой и средний держат карандаш, а указательный придерживает его сверху. Карандаш рекомендуется держать свободно, не зажимая между пальцами. Указательный палец не следует сгибать. Конец карандаша направлен в правое предплечье. Держать его следует на расстоянии 2,5 – 3 см от заостренного конца.

Воспитатель должен обратить внимание и на то, что направление движений предплечья, кисти и пальцев руки был таким, как и при написании букв.

В школе от детей требуют правильного положения тетради, которое бы обеспечило письмо с наклоном под углом 65. Наклон тетради даёт руке возможность легко и правильно двигаться по тетради, вырабатывает навык быстрого письма. С первых дней занятий в детском саду воспитатель тоже должен следить за правильным положением тетради во время письма, учить детей выполнять упражнения с наклоном вправо. Ребёнку объясняют: тетрадь следует класть так, чтобы начало строчки, на котором он пишет, был на середине груди. Постепенно тетрадь левой рукой передвигается влево верх.

Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей. Леворуких детей следует садить только на место, которое прилегает к проходу между рядами или к окнам.

В школе от детей требуется умение ориентироваться в ограниченном пространстве: писать буквы, не выходя за пределы строки, доводить буквы точно до линии. Это не сразу удаётся первоклассникам. Чтобы предупредить ошибки, нужно ещё до школы научить детей ориентироваться в тетради, понимать такие понятия, как «на линии», «под линией», «между линиями», «между первой и третьей линиями», «левый верхний угол», «правый верхний угол», «посередине» и др. С этой целью детей знакомят с тетрадью в одну (широкую) линейку, в котором они выполняют упражнения из прямых, волнистых, дугообразных и овальных линий. Использование такой тетради объясняется тем, что все линии в ней расположены на одинаковом расстоянии, и это даёт ребёнку возможность легко ориентироваться в тетради, рисовать в ней по указанным размерам (в соответствии с количеством линий) разные предметы и орнаменты.

Приводим в пример подобный конспект занятия:

ТЕМА: Ознакомление с тетрадью.

Задачи: Познакомить детей с тетрадью в одну линию, учить ставить точки на линиях, между линиями. Развивать глазомер, мелкую мускулатуру пальцев. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к тетради.

Материал: тетради в одну линию, красный и синий карандаши, доска с расчерченными линиями.

Воспитатель обращается к детям:

- Дети, что у вас лежит на столе? Да, правильно, тетрадь, карандаши. Ученики в школе пишут в таких тетрадях. Посмотрите на обложку тетради. Какого она цвета? Тетрадь следует брать всегда чистыми руками. – Предлагает детям посмотреть, чистые ли у них руки. Потом продолжает:

- А теперь возьмите двумя пальцами за верхний уголок обложки тетради и отверните его. (Показывает). В тетради много страниц. Что вы видите на первой странице? Там линии. Все они прямые и тонкие. На этих линиях ученики пишут.

Дети рассматривают страницы в тетради. Воспитатель объясняет, как нужно класть тетрадь (наклонно), как сидеть за столом: спина ровная, расстояние от груди к столу равняется ширине ладони (кулачку). Дети правильно садятся, кладут как следует тетрадь. Воспитатель предлагает взять карандаш, показывает, как его держать: на расстоянии 2-3 см от острия, кончик карандаша должен быть направлен в правое предплечье.

Не следует нажимать на карандаш во время выполнения упражнений или очень сжимать пальцы. Карандаш должен двигаться легко, свободно, тогда и упражнения будут выполняться хорошо, и рука не будет уставать.

После этого дети берут карандаши: воспитатель проверяет, все ли правильно их держат.

- А сейчас, дети, вы будете ставить точки на линиях тетради. Вот так, посмотрите. (Показывает на доске). Возьмите правильно красный карандаш (проверяет), найдите первую линию в тетради и поставьте на ней точки. Это – верхняя линейка.

Дети выполняют упражнение.

- Теперь возьмите синий карандаш, найдите вторую линию и поставте на определённом расстоянии друг от друга синие точки. Это – нижняя линия. Вот мы и познакомились с тетрадью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: