Определите тип подчинения придаточных в приведённых ниже предложениях и запишите их номера в соответствующие строки таблицы.




Сложноподчиненное предложении с разными типами подчинения

В сопоставительной таблице приведены определения типов подчинения придаточных в сложноподчинённом (СПП) предложении, порядок действия для опознавания этих типов. На примерах и схемах показано практическое применение правила.

 

СПП с несколькими придаточными

 

Тип подчинения Характеристика
Последовательное Вопрос ставится от главного — к первому придаточному, от первого придаточного — ко второму и т. д. [ Ониверили (чему?)], (что никтон е отнимет у них свободу (какую?)), (которую они завоевали в трудной борьбе). 1 2 3
Параллельное (неоднородное) Вопросы ставятся от главного предложения к разным придаточным — разные. Вопросы могут быть и одинаковыми, если они задаются от разныхслов в главном предложении. (Если встать пораньше), [то можно увидеть (при каком условии?) (что?)], (как солнце купает свои лучи в росе). 2 1 3
Однородное Вопрос ставится от одного и того же слова в главном предложении к разным придаточным — один и тот же. [ Мыподнялись рано (когда?)], (когда солнце ещё не взошло) и (над степью клубился туман). 1 2 3

 

Тренировочные задания

45. Определите тип подчинения придаточных: параллельное, последовательное и однородное — в каждом из трёх предложений, обозначенных буквами. Запишите эти буквы в соответствующие ячейки таблицы.

Тип подчинения придаточных        
Параллельное (неоднородное)        
Последовательное        
Однородное        

1. А) Когда стемнело, мама вышла во двор, чтобы включить фонарь на улице.

Б) Теперь Алексей хорошо понимал, кого можно считать настоящим другом, у кого ему искать помощь и к чьим словам он может прислушаться в трудный час.

В) Моёневериевтайнытаквелико, чтоядаженачалсомневатьсявсуществовании голубых огней святого Эльма, пылающих над мачтами кораблей, хотя об этом я читал ещё в гимназии в «Физике» Краевича.

2. А) К счастью, отец не знал, что Генка не ходит в школу, что его непутёвого сына могут оставить на второй год из-за английского языка.

Б) Если жара спадёт, то мы выйдем в город, чтобы купить на базаре арбуз.

В) Серёжка уже вторую неделю не выходил из дома, потому что болела нога, которую он подвернул на тренировке.

 

3. А) В те годы, когда я учился в школе, на уроках математики мы часто ходили в лес, где, используя формулы из геометрии, вычисляли высоту деревьев.

Б) По пятницам в нашем доме собирались папины друзья, чтобы обсудить дела на заводе, который должны были запустить весной.

В) Возвращаясь из госпиталя, я старался не думать о доме, потому что эти мысли наполняли меня неизбывной тоской и начинало болеть сердце.

4. А) О том, как он воевал, дедушка не любил рассказывать, хотя боевые награды красноречивее любых слов говорили о его ратных подвигах.

Б) Страшно было безлунными ночами, когда мрак сгущался над лесом и тяжёлый шум деревьев, словно дыхание какого-то гиганта, наполнял тишину.

В) Местные охотники говорили, что в эту зиму все зайцы, которых прежде тут была тьма-тьмущая, куда-то исчезли.

 

Определите тип подчинения придаточных в приведённых ниже предложениях и запишите их номера в соответствующие строки таблицы.

 

 

Тип подчинения придаточных Номера предложений
Параллельное (неоднородное)  
Последовательное  
Однородное  

1) Когда заканчивалась навигация, корабли вставали на причал, где тосковали до самой весны.

2) Отряд спешно двигался, не останавливаясь на отдых, до переправы, чтобы поскорее перейти на другой берег и встретить вражеский обоз, который вёз оружие и боеприпасы.

3) Утром, когда взошло солнце, и вечером, когда солнце опустилось за холмы, мы наслаждались мирной тишиной и не обращали внимания ни на зной, ни на холод.

4) Я тогда ещё не знал, прочитал ли Голованов письмо, которое я ему оставил на столе.

5) Только выйдя из леса, я с тоской понял, что мы пропустили нужный поворот и что теперь мы до темноты не успеем добраться до деревни.

6) Если тебя пугает мгла неизвестности, если тебя оставили силы, то подними устало опущенную голову и посмотри вперёд.

7) Мы в памяти сберегли названия тех деревень, мимо которых мы шли и где нас встречали полные отчаянной надежды глаза матерей.

8) Уменье сказать то, что нужно, и способность молчать тогда, когда не нужно сорить словами, сразу выделяли Бориса из нашей бестолково гомонящей дворовой ребятни.

9) Я старался не думать о том, что случится в этом лесу, когда сюда нагрянут грибники из города.

10) Тётя очень дорожила этой золотой брошью, так как она была подарена ей на день рождения красивым офицером, чья фотография висела у неё на стене.

11) Едва ветер стих, дедушка снял ружьё и сел к костру, наблюдая за тем, как пламя пожирает сырые доски.

12) На том поле, где раньше цвела рожь и кричали перепела, теперь паслись коровы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: