Методические рекомендации об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися имеющих задержку психического развития.




Система специального обучения детей с задержкой психического развития предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, которые имеют как общеразвивающую, так и предметную направленность. Для их проведения используются часы школьного компонента базисного учебного плана, а так же консультативные часы групп продленного дня.

Цели коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Поэтому работа на индивидуально – групповых занятиях должна быть направлена на общее развитие школьников, а не на тренировку отдельных психических процессов или способностей.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере их изучения учителем и выявления индивидуальных пробелов в развитии, отставания в обучении. При изучении школьников обращается внимание на состояние различных сторон их психической деятельности – памяти, внимания, мышления, речи; отмечается интерес ребенка к учению, другим видам деятельности, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодолевать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно – практических действий для выполнения заданий. Отмечаются учащиеся, для которых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, наоборот, пассивности, заторможенности.

В процессе обучения учащихся выявляется запас их знаний и представлений, умений и навыков, пробелы в усвоении программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. Выделяются ученики, которые, по сравнению с одноклассниками, отличаются особой замедленностью восприятия нового материала, отсутствием представлений, являющихся основой для усвоения нового материала.

Ученики с задержкой психического развития, имеющие специфические речевые нарушения, направляются на занятия к логопеду, который работает с ними по своему графику индивидуально и группами из

4 – 6 человек, а также в подгруппах из 2 - 3 человек.

Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки коррекционной работы с ними.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит основной учитель класса. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками работают воспитатель, логопед, психолог.

В соответствии с учебным планом в начальных классах на коррекционные занятия отводится 3 часа в неделю вне сетки обязательных учебных часов (до или после уроков) по утвержденному графику. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 30 мин. В группы возможно объединение не более 4 - 5 учеников, у которых обнаружены одинаковые пробелы или сходные затруднения в учебной деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

В старших классах на индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится 1 час в неделю. Главное внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по основным учебным предметам.

При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. Цель задания и результаты его выполнения не должны быть слишком отдалены во времени от начала работы. Они должны быть значимы для детей, поэтому при организации коррекционного воздействия необходимо прибегать к дополнительной стимуляции (похвала учителя, соревнование и др.).

Содержание коррекционных занятий должно исключать «натаскивание», формальный, механический подход, должно быть максимально направлено на развитие ученика.

При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо также помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфики мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Учет коррекционных занятий осуществляется в классном журнале (при отсутствии страниц – в приложении к нему) так же, как по любому учебному предмету. На одной странице заполняется список всех учащихся класса, фиксируются дата занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия с каждым учеником (группой) в отдельности (с указанием фамилии или порядкового номера по списку).

Успехи детей, достигнутые на коррекционных занятиях, необходимо поощрять. Письменные занятия можно выполнять как в специальных тетрадях, так и в классных. Образовательное учреждение самостоятельно определяет форму, в которой фиксируется результативность занятий с каждым ребенком.

Результативность занятий отражается в дневниках наблюдений и наряду с выявленными особенностями ребенка служит материалом для характеристики ученика в конце учебного года.

Динамическое наблюдение за развитием каждого ребенка осуществляется педагогами и специалистами образовательного учреждения, обсуждение результатов наблюдений проводится на психолого медико-педагогическом консилиуме не реже одного раза в месяц.

Обязанности по контролю и руководству за организацией и проведением коррекционных занятий возлагаются на заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Эффективность индивидуальных и групповых коррекционных занятий возрастает там, где к работе привлечены школьные психологи, логопеды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: