Кейс-метод в социальной работе (case-study)




Анализ конкретных учебных ситуаций (case study). Представляет собой метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив[1].

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ, case — случай, ситуация), — метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 г.; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 г. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 г. в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе.

В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая — предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20—25 страниц текста, плюс 8—10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5—2 раза короче. Case-studies — учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора. Метод case-study — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач.

Case — пример, взятый из реальной практики, представляет собой правдивое описание событий. Кейс должен удовлетворять следующим требованиям: o — соответствовать четко поставленной цели создания; o — иметь соответствующий уровень трудности; o — быть актуальным на сегодняшний день; o — иллюстрировать типичные ситуации; o — провоцировать дискуссию. Классификация кейсов может производиться по различным признакам (тибл. 4.8). Одним из широко используемых подходов к классификации кейсов является их сложность. При этом различают: — иллюстративные учебные ситуации — кейсы, цель которых — на определенном практическом примере обучить студентов алгоритму принятия правильного решения в определенной ситуации; Классификация кейсов
По сложности ситуации
И л л юстрати Bi i ые учебные ситуации Учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы Учебные ситуации — кейсы без формирования проблемы Прикладные упражнения
По наличию сюжета кейсы
Сюжетные Бессюжетные
В зависимости от субъекта кейса
Личностные Организационно-институциональные Много субъектные
Кейсы с приложениями
С приложениями Без приложений
По типу методической части
Вопросные Кейсы-задания
По источникам кейса
Практические Обучающие Научно-исследовательские
                 

o - учебные ситуации — кейсы с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса — диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;

o - учебные ситуациикейсы без формирования проблемы, в которых описывается более сложная, чем в предыдущем варианте, ситуация, где проблема четко не выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса — самостоятельно выявить проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных ресурсов;

o - прикладные упражнения, в которых описывается конкретная сложившаяся ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса — поиск путей решения проблемы.

Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений на одной странице до множества страниц.

По наличию сюжета кейсы делятся на сюжетные и бессюжетные. Сюжетные кейсы в основном содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций. Бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

В зависимости от того, кто выступает субъектом кейса, их можно условно разделить:

o - на личностные — в них действую конкретные личности, менеджеры, политики, руководители;

o — организационно-институциональные — отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

o — многосубъектные — включают в себя несколько действующих субъектов.

Структура кейса и принципы его построения. Основные этапы создания кейсов.

o 1. Формирование дидактических целей кейса.

o 2. Определение проблемной ситуации.

o 3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.

o 4. Поиск институциональной системы (организация, ведомство и т.д.), которая имеет непосредственное отношение к тезисам программной карты.

o 5. Сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.

o 6. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка ее соответствия реальности.

o 7. Выбор жанра кейса.

o 8. Написание текста кейса.

o 9. Диагностика правильности и эффективности кейса.

o 10. Подготовка окончательного варианта кейса.

o 11. Внедрение кейса в практику.

o 12. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.

Виды анализа кейсов и решаемые задачи. Технология проблемного

анализа предполагает аналитическую работу с классификацией проблем но следующим направлениям:

o — определение формулировки проблемы как неудовлетворенной общественной потребности;

o — пространственно-временная констатация проблемы, которая предполагает определение пространственных и временных границ проблемы;

o — выяснение типа, характера проблемы, ее основных системных характеристик (структуры, функций и т.д.);

o — выявление закономерностей развития проблемы, ее последствий;

o — диагностика принципиальной разрешимости проблемы;

o — определение ресурсов, которые необходимы для разрешения проблемы;

o — выработка организационно-управленческих технологий разрешения проблемы;

o — разрешение проблемы.

Этапы решения кейсов:

o • первый этап — знакомство с ситуацией, ее особенностями;

o • второй этап — выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать;

o • третий этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

o • четвертый этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

o • пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Анализ кейсов может быть как специализированным, так и всесторонним. Специализированный анализ должен быть сосредоточен на конкретном вопросе или проблеме. Всесторонний (подробный) анализ подразумевает глубокое погружение в ключевые вопросы кейса[2].

Метод кейса толкуется в социальной работе как ведение случая.

Междисциплинарное ведение случая {case management) сегодня является одной из основных технологий современной социальной работы. Ведение случая в социальной работе тесно связано с таким понятием, как социальный случай, которое подразумевает не какую-то конкретную ситуацию, связанную с неблагоприятным стечением обстоятельств, а конкретного клиента — ребенка или семью, — на индивидуальную профилактическую работу с которым направлены усилия специалистов. Традиционно «специалисты по ведению случая» {case workers) уделяют внимание как самому клиенту, так и его окружению; работают с клиентами как напрямую, так и косвенно, представляя и защищая их интересы перед различными инстанциями.

Ведение случая — важный компонент профессионального социального обслуживания. Метод социальной работы, при котором клиент помещается в центр внимания представителей всех служб, потенциально способных помочь в решении проблем в данной ситуации, вне зависимости от их (служб) подчинения и сферы деятельности.

В центре внимания всегда находятся потребности клиента, и любые решения должны приниматься исходя из принципа наилучших интересов клиента.

Работа с клиентом выстраивается на принципах взаимного уважения и совместной ответственности. При этом у клиента есть постоянный специалист по социальной работе («ответственный за случай»), который закреплен за ним и выполняет функцию проводника услуг и координатора работы ведомств, служб и учреждений, участвующих в решении судьбы конкретного ребенка или семьи. Обязательный компонент — соблюдение последовательности этапов работы — от первичной оценки до закрытия случая, а также координация работы всех служб и наличие единых для всех целей, задач и плана мероприятий. Решение проблемы конкретного клиента считается в рамках этого подхода приоритетной задачей всех служб и ведомств.

К работе с конкретным клиентом могут привлекаться государственные и муниципальные органы и учреждения, общественные объединения и другие организации, предоставляющие помощь детям и семьям.

Кто рассматривается в качестве «клиента» (или «случая») — семья, ребенок, женщина и др., — определяется индивидуально для каждой службы (организации, учреждения) в зависимости от направления работы конкретной службы. Для органов и учреждений, работающих в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в центре внимания всегда должны оставаться потребности и наилучшие интересы ребенка, поэтому клиентом этих организаций является ребенок. Основным приоритетом остается сохранение семейного воспитания для ребенка, и поэтому для обеспечения наилучших интересов ребенка требуется оказание помощи семье, направленной на улучшение ситуации ребенка в семье. В связи с этим на практике часто оказывается трудно разделить клиента «ребенок» от клиента «семья».

Основная цель ведения случая — оптимизация жизнедеятельности клиента путем предоставления ему помощи наиболее эффективным и адекватным способом. Применение технологии ведения случая направлено на преодоление разобщенности в системе социальной защиты и повышение качества помощи, предоставляемой клиенту.

В свою очередь, междисциплинарное ведение случая — комплекс мероприятий, проводимых в тесном взаимодействии единой командой специалистов различных дисциплин, органов, учреждений для достижения общих целей по улучшению качества жизни клиента, защиты его интересов и прав.

Метод междисциплинарного ведения случая представляет собой современный подход к социальной работе. В России и других странах бывшего СССР этот метод все еще остается инновационным, мало описанным в практических руководствах.

Традиционная для нашей страны модель оказания социальной помощи подразумевает самостоятельное обращение клиента к различным специалистам, каждый из которых оказывает клиенту помощь исходя из собственных профессиональных приоритетов. Такая модель не предусматривает активного поиска и привлечения клиентов («аутрич»), мотивирования клиентов на изменение поведения или командной работы специалистов. Иными словами, традиционная модель социальной помощи рассчитана на социально адаптированных клиентов, способных четко сформулировать собственные потребности и самостоятельно обратиться за определенным видом помощи. В этом случае дети часто просто выпадают из традиционной модели социальной защиты, так как часто не могут сами обратиться за помощью.

Применение технологии междисциплинарного ведения случая позволяет создавать эффективные механизмы защиты детей, находящихся в социально опасном положении, и помощи их семьям.

Отличительные черты междисциплинарного ведения случая:

o — приоритет интересов и потребностей клиента над интересами специалиста;

o — активное мотивирование клиента на изменение поведения и формирование запроса на получение помощи;

o - комплексный подход к случаю, когда все проблемы и потребности клиента рассматриваются исходя из его текущего состояния и особенностей социального окружения;

o - координация работы и сотрудничество различных органов, учреждений, организаций и специалистов, т.е. межведомственный подход к ведению случая.

Метод междисциплинарного ведения случая апробирован в международной практике и признан действенным и экономически оправданным в работе с наиболее дезадаптированными клиентами.

Принципы междисциплинарного ведения случая:

o • профессионализм и высокая квалификация членов междисциплинарной команды;

o • приоритет интересов клиента и добровольность получения услуг;

o • активное участие клиента в междисциплинарном ведении случая и развитие собственного потенциала клиента;

o • эффективный обмен информацией по ведению случая;

o • конфиденциальность информации о клиенте;

o • последовательность и преемственность в соблюдении этапов оказания помощи;

o • индивидуальная ответственность специалиста за случай;

o • полноценное использование общественных ресурсов и минимизация затрат;

o • постоянная оценка качества и эффективности междисциплинарной помощи;

o • оптимизация распределения нагрузки между членами междисциплинарной команды.

Этапы оказания помощи при междисциплинарном ведении случая (на примере социальной работы с ребенком с трудной жизненной ситуации):

o 1) выявление случая/поступление сигнала о ребенке, находящемся в социально опасном положении, и установление контакта с семьей;

o 2) первичная оценка состояния и потребностей клиента;

o 3) углубленная оценка ребенка и семьи;

o 4) разработка плана реабилитации в рамках индивидуальной профилактической работы (плана ведения случая);

o 5) осуществление плана реабилитации в рамках индивидуальной профилактической работы (оказание междисциплинарной помощи);

o 6) регулярная (промежуточная) оценка эффективности вмешательства (мониторинг);

o 7) закрытие случая.

На рис. 4.5 представлена международная схема «Оценочные рамки», иллюстрирующая три основных измерения и основные включенные в эти измерения параметры, которые необходимо учитывать при сборе информации о ребенке и семье (авторы — Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям» и филиал благотворительной компании «Эври- чайлд» (Великобритания) в Российской Федерации).

Три измерения включают:

o 1) потребности развития ребенка;

o 2) возможности родителей/лиц, их заменяющих, удовлетворять потребности детей надлежащим образом;

o 3) влияние родственников и факторов окружения на способности родителей воспитывать собственного ребенка.

Когда специалист проводит оценку потребностей развития ребенка, ему необходимо:

o — определить области развития, которые требуется исследовать, и сделать записи;

o — спланировать, каким образом будет измеряться динамика развития;

o — убедиться, что учитывается возраст и уровень развития ребенка;

o — анализировать информацию как основу для планирования дальнейших действий[3].

Рис. 4.5. Оценочные рамки

В процессе проведения оценки можно использовать вспомогательные инструменты (рис. 4.6 и 4.7).

Экокарта, или карта социальной сети. Схема, изображающая ресурсы внутри семьи и ресурсы сообщества, к которым ребенок имеет доступ. Экокарта служит визуальным инструментом, на котором представляется информация о взаимоотношениях в семье и взаимодействие семьи с социальным окружением в определенный момент времени. Экокарта создается совместно с клиентом для выявления ресурсов и планирования работы с учетом сильных и слабых сторон семьи (рис. 4.8). Круги, изображенные на рисунке, соединяются линиями, которые обозначают взаимосвязь. В пустые круги вписываются важные люди/организации в жизни ребенка. Используя разные линии, можно показать характер отношений и возмож- ноаь ребенка обращаться к этому ресурсу за поддержкой.

Рис. 4.7. Пример составления генограммы2

Руководство по оформлению Санкт-Петербургской Единой формы оценки ребенка и семьи (далее — СПб ЕФО). СПб ЕФО ориентирована на конкретного ребенка и должна оформляться на каждого ребенка в семье. [4] [5]

Она позволяет собрать разностороннюю информацию о ребенке и семье, оставляя при этом в центре внимания потребности ребенка. Применение СПб ЕФО помогает специалистам принять обоснованное решение, гарантирующее обеспечение наилучших интересов ребенка.

Рис. 4.8. Экокарта1

Алгоритм ведения случая наглядно показывает, когда следует прибегать к оценке (рис. 4.9).

Первые страницы СПб ЕФО — раздел «Основная информация», который содержит базовые сведения о ребенке, родителях, составе семьи, адреса и телефоны, источниках получения информации и причинах проведения оценки. Также составляется генограмма (схематическое изображение структуры семьи).

Далее следуют восемь разделов, позволяющие проанализировать основные аспекты жизни ребенка и семьи. Каждый раздел содержит целый ряд релевантных вопросов. В конце каждого раздела предусматривается место для анализа сильных сторон, которые помогут в достижении целей, поле для отражения трудностей семьи, которые необходимо учитывать, и вывода по разделу:

жилье/занятость/доход: сведения о жилищных условиях семьи, стабильности места проживания, занятости членов семьи, уровне дохода, наличии долгов, наличии необходимых документов; [6]

Рис. 4.9. Акт обследования условий жизни ребенка на этапах ведения случая при работе с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации (СПб ЕФО)

o • здоровье и безопасность', сведения об обеспечении безопасности и необходимой заботе о здоровье ребенка. В частности, рассматриваются проявления заботы о здоровье и в чем они выражаются; существование профилактического подхода к заботе о здоровье, сведения о медицинских обследованиях, наличии медицинского полиса;

o • навыки самообслуживания и социальные навыки', сведения о том, как члены семьи способствуют развитию навыков самостоятельности у ребенка, необходимые для дальнейшей жизни: оцениваются внешний вид, одежда, навыки общения, умение пользоваться деньгами и транспортом;

o • образование/, сведения о том, посещает ли ребенок учебное заведение, как члены семьи относятся к образованию, стимулируют детей и побуждают их реализовывать собственный потенциал; наличие у детей игрушек, книг и т.д., их соответствие возрасту; соответствует ли возрасту образовательный уровень ребенка, каким образом семья справляется с существующими трудностями;

o • идентичность: сведения о том, что ребенок думает о самом себе, осознает ли историю семьи и собственное место в окружающем мире, положение и роль в семье; отождествляет ли себя со сверстниками, знает ли общественные и семейные обычаи и традиции и их воздействие;

o • эмоциональное развитие: сведения о том, каково эмоциональное развитие ребенка и внутрисемейные эмоциональные отношения. Рассматривается наличие у ребенка эмоциональных трудностей, эмоциональные реакции членов семьи; каким образом члены семьи поддерживают ребенка в сложные периоды; всегда ли члены семьи действуют без насилия;

o • отношения в семье и обществе: сведения о наличии/отсутствии привязанности ребенка к кому-либо из членов семьи, доверительных отношениях в семье, существовании совместных семейных занятий, уделяют ли взрослые внимание ребенку. Рассматривается, обмениваются ли информацией и переживаниями члены семьи, пользуются ли поддержкой социальной сети, есть ли внутри семьи конфликты;

o • поведение: сведения о том, наблюдается ли в семье отклоняющееся от нормы поведение, каким образом семья справляется с ним; существует ли уважительное отношение к взглядам всех членов семьи, каким образом поддерживаются установленные рамки поведения и общественные нормы, а также последовательно ли реагируют родители на поведение ребенка.

Завершающий компонент анализа — оценка уровня функционирования семьи.

Под уровнем функционирования семьи понимается то, насколько семья справляется с задачами по воспитанию ребенка, которые перед ней стоят, и насколько взрослые предоставляют ребенку все необходимое для его полноценного развития.

По каждому разделу, опираясь на результаты оценки, предлагается отнести семью к одному из четырех уровней функционирования:

o • кризисный: семья/ребенок в социально опасном положении; требуется немедленное вмешательство для обеспечения безопасности и благополучия ребенка;

o • неблагополучный: существуют значительные трудности, с которыми семья сама не может справиться и которые влияют па ребенка; если не оказать поддержку/вмешательство, есть риск, что ребенок окажется в социально опасном положении;

o • удовлетворительный', существуют некоторые трудности, но семья в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой; существующие трудности семьи не оказывают существенного влияния на ребенка; отсутствует риск того, что ребенок окажется в социально опасном положении;

o • благополучный: семья полностью справляется со своими задачами и предоставляет все для полноценного развития/воспитания ребенка.

Профиль позволяет увидеть картину целиком, а также дает наглядное представление. Важно помнить, что ситуация в семье может быть неравномерной, например, семья полностью справляется с задачей образования/ обучения ребенка, но имеет значительные трудности, связанные с дисциплиной и установлением границ поведения. Именно поэтому предлагается выносить суждение относительно уровня функционирования отдельно по каждому из разделов.

Оценка уровня функционирования должна опираться на информацию, собранную вами по данному разделу, и соответствовать сделанным выводам. Так, если вы оцениваете семью как находящуюся на кризисном уровне, то в поле «Слабые стороны» должны быть перечислены факторы, подтверждающие опасность для ребенка, а в графе «Выводы» — срочные меры, которые следует предпринять. Если в графе «Выводы» вы пишете «Семья обеспечивает основные потребности ребенка в данной области, вмешательство не требуется», то предполагается, что уровень функционирования семьи благополучный.

Далее следуют краткие рекомендации, которые могут помочь специалистам осуществлять анализ информации. Очень важно анализировать ответы на вопросы. Их следует рассматривать с разных точек зрения, чтобы объективно провести оценку потенциального риска воспитания ребенка в данной семье. При анализе специалисту следует учитывать свои знания о данном случае. Профессионал должен также обращаться к опыту работы с другими случаями, теоретическим знаниям, приобретенным во время обучения, знаниям, полученным из наблюдения, супервизии, обсуждений с другими специалистами. Все это требуется задействовать, анализируя конкретный случай, используя собственные навыки и умения. Следует задать больше вопросов в тех областях, где, на ваш взгляд, требуется более подробная информация. Например, если девочки часто нет дома и никто в семье не знает, где она, а девочка говорит, что она просто бродит по улице, естественно, вам захочется получить больше информации. Другой пример: члены семьи говорят, что живут в одной комнате вместе с подростком и младшим ребенком, при этом у матери несколько ухажеров. Такие сведения должны заставить специалиста выяснить подробности отношений матери. Специалист должен уточнить, где находятся дети в то время, когда мать проводит время с мужчиной в ее общей с детьми комнате.

Специалист должен понять, как относится мать к старшему ребенку, а подросток — к отношениям матери, прояснить вопросы, касающиеся личного пространства ребенка. И это лишь несколько вопросов, ответы на которые вам пригодятся. Возможно, в зависимости от сведений, анализируя информацию, вы поймете, что некоторые формы риска несущественны, или же, наоборот, вы подтвердите наличие риска на основании информации из разных источников.

Иногда, анализируя разные разделы, становится ясно, что для полного оформления СПб ЕФО необходимо получить дополнительную информацию от ребенка и (или) его семьи, от других значимых лиц/специали- стов. В одних случаях важно будет прояснить эту информацию в процессе оформления, в других — может быть принято решение о том, что получение более подробной информации будет вынесено как одна из необходимых задач в рамках краткосрочного плана.

Существует много различных факторов, влияющих на возможность родитслей/лиц, их заменяющих, должным образом реагировать на потребности ребенка. Важно знать сильные стороны и слабые стороны родителей/ лиц, их заменяющих. Исследования доказывают, что все факторы, перечисленные ниже, могут воздействовать на возможности родителей:

o — соматическое заболевание;

o — психическое заболевание;

o — неспособность к обучению;

o — злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами;

o — домашнее насилие;

o — жестокое обращение в детстве;

o — история жестокого обращения с детьми.

В конце формы оценки предлагается вынести все уровни по каждому из разделов в единую таблицу и построить профиль функционирования семьи (рис. 4.10).

Рис. 4.10. Профиль функционирования семьи1

Профиль позволяет увидеть картину целиком, а также дает наглядное представление о том, в каких сферах семье требуется особая поддержка. Кроме того, если через какое-то время (например, по истечении 6 месяцев сопровождения семьи) проводится повторная оценка, после нее можно сравнить два профиля и увидеть, что изменилось. [7]

o [1] См.: Антипова М. В. Метод кейсов (case study): методич. пособие. Мариинский Посад:Изд-во Мариинско-Посадского филиала ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011. С. 2.

o [2] См.. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. URL: https://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600

o [3] См.: Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказанияпомощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации. СПб.: «Врачи детям», «Эвричайлд», 2008. С. 8—36.

o [4] Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощидетям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненнойситуации. СПб.: «Врачи детям», «Эвричайлд», 2008.

o [5] Там же.

o [6] Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощидетям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненнойситуации. СПб.: «Врачи детям», «Эвричайлд», 2008.

o [7] Руководство по оценке и междисциплинарному ведению случая для оказания помощидетям и семьям, находящимся в социально опасном положении или в трудной жизненнойситуации. С. 40.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: