Учитель: Суворова Наталья Андреевна.
Предмет: математика
Класс: 3 г
Тема. Письменные приёмы деления на однозначное число вида 478:2, 216:3
Дата проведения 12.05.2020 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: ознакомление с приемом деления на однозначное число вида 478:2, 216:3 Ход урока:
Информационная часть | Изучить материал на стр.119, 121
Сегодня мы займёмся делением.
Вам предстоит научиться выполнять деление трёхзначных чисел в столбик.
Вы справитесь с этим без проблем, если хорошо знаете таблицу умножения.
Три математических действия - сложение, вычитание и умножение в столбик вы уже умеете выполнять. Осталось одно, но самое сложное. Помните, чем сложнее – тем интереснее!
Деленье нам служит на деле, Оно нам поможет всегда. Кто поровну трудности делит, Разделит успехи труда.
Мы уже выяснили, что невозможно быстро и точно делить без знания таблицы умножения.
Но не только.
Надо ещё хорошо знать компоненты деления и взаимосвязь между ними, быстро и точно выполнять вычитание и конечно уметь работать с разрядами.
Вспомним компоненты деления: число, которое делим – делимое, число на которое делим – делитель, результат деления – значение частного.
В тех случаях, когда деление выполнить устно сложно, выручает умение делить в столбик, или уголком.
Это название придумали не случайно. Привычный знак деления заменён на уголок.
Записываем делимое, рядом чертим уголок. В верхнем углу записываем делитель, а в нижний угол вписываем цифры частного.
Обратите внимание, цифры делимого и частного имеют названия в зависимости от разряда, который обозначают.
Кроме этого, делимое придётся раскладывать на неполные делимые – первое, второе, третье. Это те числа, которые делим на делитель, пока не разделим всё число.
Рассмотрим пример 938: 7
Шаг 1.
Записываем числа, разделив их «уголком».
Шаг 2.
Сколько раз число 7 может содержаться в числе 9? Правильно, только один раз. Поэтому первым записанными нами результатом будет 1.
Шаг 3.
Умножаем делитель 7 ∙ 1 и получаем 7. Полученный результат записываем под первым числом нашего делимого 938 и вычитаем, как обычно, в столбик. То есть из 9 мы вычитаем 7 и получаем 2. Записываем результат.
Шаг 4.
Число, которое мы видим, меньше делителя, поэтому его надо увеличить. Для этого объединим его со следующим неиспользованным числом нашего делимого – это будет 3. Приписываем 3 к полученному числу 2.
Шаг 5.
Анализируем, сколько раз наш делитель 7 содержится в полученном числе 23? Правильно, три раза. Фиксируем число 3 в частном. А результат произведения – 21 (7 ∙ 3) записываем внизу под числом 23 в столбик.
Шаг.6
Теперь осталось найти последнее число нашего частного. Используя уже знакомый алгоритм, продолжаем делать вычисления в столбике. Путём вычитания в столбике (23 - 21) получаем разницу. Она равняется 2.
Из делимого у нас осталось неиспользованным одно число – 8. Объединяем его с полученным в результате вычитания числом 2, получаем – 28.
Шаг.7
Анализируем, сколько раз наш делитель 7 содержится в полученном числе? Правильно, 4 раза. Записываем полученную цифру в результат. Итак, мы полученное в результате деления столбиком частное = 134.
Рассмотрим ещё деление в столбик на примере 512: 8.
1 шаг. Запишем делимое и делитель следующим образом:
Частное будет записано в итоге под делителем, а расчеты под делимым.
2 шаг. Деление начинаем слева направо. Сначала берем цифру 5
3 шаг. Цифра 5 меньше цифры 8, а значит поделить не удастся. Поэтому берем еще одну цифру делимого:
Теперь 51 больше 8. Это неполное частное.
4 шаг. Ставим точку под делителем.
5 шаг. После 51 стоит еще цифра 2, а значит в ответе будет еще одно число, то есть.частное – двузначное число. Ставим вторую точку:
6 шаг. Начинаем операцию деления. Наибольшее число, делимое без остатка на 8 до 51 – 48. Поделив 48 на 8,получаем 6. Записываем число 6 вместо первой точки под делителем:
7 шаг. Затем записываем число ровно под числом 51 и ставим знак «-»:
8 шаг. Затем из 51 вычитаем 48 и получаем ответ 3.
9 шаг. Сносим цифру 2 и записываем рядом с цифрой 3:
10шаг Получившееся число 32 делим на 8 и получаем вторую цифру ответа – 4.
Ответ: 64
Как и в остальных случаях выполнения письменных приёмов вычислений, при делении очень важно не отступать от алгоритма.
Запомните:
|
Диагностическая часть | стр.119 № 4,5,6 |
Домашнее задание | Выполнить и прислать всю классную работу по ватсапу.12.05.20. Стр.121 №7, стр.122 № 9 |