Морфологическая норма. Глагол. Причастие. Деепричастие




Морфологическая норма. Имя существительное

1. Найдите отклонения от современной нормы в употреблении форм рода имен существительных.

1. Я не знал, что с собой делать, думая только одно: пренебрегу всем своим карьером, брошу полк, останусь навеки в деревне (И. Бунин). 2. - Это бы ещё ничего, — инкогнито проклятое! (Н. Гоголь) 3. В Белой Зале с участием князя образовались три жиденькие кадрильки (Ф. Достоевский). 4. Над сном привычной суеты сквозит вуаль, покрытый мушками, глаза и мелкие черты (А. Блок). 5. О, не тревожь меня укорой справедливой! (Ф. Тютчев).

2. Определите род существительных, согласуя с ними прилагательные.

Каменн... домищ.., сух... мозоль, прочн... толь, толков... подмастерье, голосист... скворушка, цветн... гуашь, сед... бородищ.., прозрачн... тюль, глубок... прорубь, ужасн... духотищ.., январск... холодина, травян... шампунь, бел... эмаль, стальн... противень, серебрист... кефаль, байкальск... омуль, зелен... ягель.

3. Определите, какие существительные не имеют формы единственного числа. Укажите начальную форму всех существительных, определите род всех слов.

Консервы, гренки, жабры, девчата, люди, опилки, ходули, кудри, блёстки, сумерки, специи, аксессуары, макароны, антресоли, кла­викорды, кроссовки, кеды, колготки, шпроты, канделябры, равиоли.

Морфологическая норма. Имя прилагательное

1. Образуйте краткие формы от имен прилагательных, укажите, если это возможно, варианты формообразования.

Многочисленный, естественный, безукоризненный, надменный, безнравственный, бессмысленный, неприкосновенный, ответственный, болезненный, несомненный.

 

2. Образуйте простую сравнительную степень имен прилагательных, где это возможно.

Хороший, лысый, умный, дешевый, близкий, богатый, широкий, краткий, далекий, редкий, дорогой, малый, жидкий, плоский, бойкий.

 

3. Выберите форму прилагательного в соответствии с нормой.

1. Я не совсем (здорова, здоровая) сегодня. 2. Ты был (откровенен, откровенный) и я буду (откровенна, откровенная). 3. Разве все это (достойно, достойное) меня? 4. Хорошо, я (согласен, согласный) сформулировать свой вопрос по-другому. 5. Пока я (жив, живой), обещайте молчать об этом разговоре.

 

4. Исправьте ошибки в употреблении прилагательных.

1. Книгу или тетрадь располагать на расстоянии наилучшего зрения (25 см), избегать чтения лежа. 2. Самый ярчайший пример тому – библейские притчи. 3. Специалист моделирует ситуации – и помогает решить проблему более мирным путем, не прибегая к жестокости. 4. Ее шаги одновременно просты и настойчивые. 5. Нынешнее выступление состоится в рамках тура в поддержку альбома Playing the Angel, который вопреки предсказаниям критиков оказался еще более удачным.

 

5. Определите различия между приведенными формами прилагательных. Укажите, какие из этих форм не соответствуют нормам литературного языка. Составьте предложения, используя литературные формы.

Глубже — более глубокий — более глубже; выше — более высокий — более выше; пониже — более низкий; веселее — веселей — более весёлый; звонче — звончее — более звонкий.

 

Морфологическая норма. Глагол. Причастие. Деепричастие

 

1. Найдите и исправьте ошибки в образовании и употреблении видов глагола.

1. Все свои чувства к возлюбленной Пушкин влаживал в свои стихи. 2. Почему ты так часто простужаешься? Закаливаться надо! 3. На Петровну не раз накладывали взыскания за недостачу. 4. Цветы для Инны он всегда ложил на крыльцо. 5. В детстве меня часто заподазривали во всяких проделках.

 

2. Устраните ошибки, связанные с употреблением возвратных и невозвратных глаголов. Исправьте и другие речевые ошибки.

1. Внук часто одевается бабушкой. 2. Деталь бросается в воду, а затем вымывается. 3. Внимание, дверь открывается и закрывается автоматически. 4. Киты – это млекопитающиеся животные. 5. Сынок, дома приведись в порядок и хорошо пообедай.

 

3. От приведенных ниже глаголов образуйте формы мужского рода прошедшего времени.

Крикнуть, застигнуть, скиснуть, вымокнуть, завянуть, свергнуть, отвыкнуть, мелькнуть, оглохнуть, замерзнуть, замолкнуть, засохнуть, прыгнуть, погаснуть, ослепнуть, остынуть, воздвигнуть, возникнуть.

 

4. Определите, в каких предложениях формы повелительного наклонения образованы неверно. Исправьте эти и другие речевые ошибки.

1. Ну и долаживайте моим родителям, все равно мне ничего не будет. 2. «Не морщь лоб! Выпрямь спину! Не ешь руками! Не вылизывай тарелку» – и так целый день! Как вам это нравится?! 3. – Едьте прямо, а потом налево. 4. – Об этом и думать не моги! 5. Съездите пока в деревню.

 

5. Укажите предложения, в которых есть речевые ошибки, связанные с употреблением причастий.

1. Из женских образов, встречающихся в творчестве Тургенева, самый запоминающий – образ Аси. 2. К нам, будующим педагогам, обратился ректор университета. 3. Дождь, постепенно утихаемый, барабанил по крышам. 4. Ученики, придущие на первый урок с опозданием, отправятся к директору. 5. След, отпечатающийся на мокром песке, подсказал мне дальнейший путь.

 

6. Найдите предложения, в которых деепричастия употреблены неверно. Исправьте ошибки и запишите предложения.

1. Даже умеревши, я не буду спокоен. 2. Вечерами, жгя костры, девки и парни пели песни. 3. Зайдя во флигель, учитель зажег свечу. 4. Скрестивши могучие руки, Герасим слушал барыню. 5. Отошедши от окна, он помолился и присел к столу. 6. Снявши голову, по волосам не плачут. 7. Барышни, бережа прически и платья, расселись по каретам.

 

Морфология

1. Назовите существительные мужского рода:

А) проныра, задира, ябеда, соня;

Б) шоссе, метро, такси, радио;

В) шампунь, тюль, какаду, кофе;

Г) Миссисипи, Тарту, Гималаи, леди;

Д) семя, стремя, время, знамя.

 

2. На какие разряды делятся имена прилагательные?

А) вопросительные, относительные, повествовательные;

Б) возвратные, отрицательные, личные;

В) одушевлённые, неодушевлённые;

Г) определительные, собирательные, количественные;

Д) качественные, относительные, притяжательные.

 

3. Какое прилагательное не имеет краткой формы?

А) плохой; Б) хороший; В) снежный; Г) маленький; Д) дорогой.

 

4. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восемь в творительном падеже?

А) семьсот шестьдесят восьмому;

Б) семьюстами шестьюдесятью восемью;

В) семьсот шестьюдесятью восьмым;

Г) семьсот шестьдесят восьмым;

Д) семьсот шестьдесят восьмых.

 

5. Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать пять, двадцать второй:

А) количественное, собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое;

Б) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, количественное;

В) количественное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, собирательное;

Г) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, порядковое;

Д) количественное, собирательное, порядковое, количественное, порядковое, дробное.

 

6. Какие местоимения не изменяются по падежам?

А) весь, таков, Б) себя, сколько; В) никто, ничто; Г) кто-либо, ваш; Д) некто, нечто.

 

7. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым?

А) гнать, дышать, держать, слышать;

Б) брить, стелить;

В) бежать, хотеть;

Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;

Д) все глаголы на –уть.

 

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) около полутора тысяч школьников; Б) суп из шампиньонов;

В) землячество армян; Г) самый умнейший.

 

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) около пятисот находок; Б) опытные диспетчера;

В) двое девочек; Г) более культурный.

 

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) спелых мандарин; Б) образованные инженеры;

В) восемь армян; Г) самая обаятельная.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: