МКДОУ Детский сад комбинированного вида №10 «Сказка»




Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

По патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Качалкова Н.П., старший воспитатель

МКДОУ Детский сад комбинированного вида №10 «Сказка»

Федеральный государственный стан­дарт дошкольного образования, принятый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее - ФГОС ДО) подразумевает создание благо­приятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивиду­альными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого по­тенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основой при организации образовательного процесса в до­школьной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личностных качеств. Развитие ребенка осу­ществляется только вигре, а не образовательной работе. Грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной организации – одно из обязательных условий эффективной образовательной работы с детьми, в том числе и работы по патриотическому воспитанию.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому, нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому, воспитание уважения к труду, развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городе; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями русской культуры, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей ребенка действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Правильно организованная развивающая среда в группах позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

В группах нашего детского сада созданы центры патриотического воспитания.

Центры соответствуют требованиям ФГОС ДО:

· Информативность (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).

· Соответствие возрасту, полу, потребностям детей данной возрастной группы.

· Возможность видоизменения в зависимости от обучающей ситуации.

· Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановки для всестороннего развития детской активности.

· Возможность вариативности (совмещение нескольких блоков по патриотическому воспитанию в одной зоне).

· Безопасность, эстетичность, надёжность и высокое качество используемых материалов.

· интеграция (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).

 

Центр патриотического воспитания содержит следующие материалы:

1. Дидактические материалы: плакаты с государственной символикой, флаги, карты, исторические документы, наборы открыток, буклеты, макеты, лепбуки, образцы народного творчества, картины, альбомы, иллюстрации, фотографии, фотоальбомы значимых и памятных мест родного города, края, книги с иллюстрациями.

2. Дидактические игры: настольные, настольно-печатные игры, пазлы, домино.

3. Наглядные пособия, куклы, матрешки, игрушки.

4. Материал для творчества, творчество самих детей краеведческой тематики (поделки, рисунки).

5. Краеведческая и художественная литература.

Материал, содержащийся в этом центре, обеспечивает разнообразную познавательную и игровую деятельность детей, как под руководством взрослого, так и самостоятельно, обеспечивая право и свободу выбора. Регулярно воспитатели обновляют дидактическое оснащение центра.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольника необходимо, чтобы образовательный процесс осуществлялся постепенно, от близкого, понятного детям, к далекому: от семьи к посёлку и далее к району, области, стране. Поэтому центр патриотического воспитания для детей младшей группы содержит материалы по знакомству с ближайшим окружением. Это, в первую очередь, папки, книги, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди» (родовые характеристики, профессии, действия, внешний вид), «Семья» (члены семьи в отдельности; картинки, показывающие взаимоотношение членов семьи — заботливое отношение, совместные действия, семейный фотоальбом группы); «Дом, в котором ты живешь» (фотографии, иллюстрации архитектурных строений, разных по размеру, внешнему виду, материалу, назначению), «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах» (иллюстрации по типу «хорошо - плохо», «так можно делать, а так — нельзя», этикет). Также в центре находятся различные макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы или микрорайона, на котором расположен детский сад; предметы старины, русские народные игрушки (различные куклы-закрутки из ткани разных видов, ниток, соломы, куклы-обереги); художественная литература по фольклору (песенки, потешки, сказки).

В средней группе ведется работа по направлениям: семья, мой детский сад, мой город, достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры. Поэтому, в центре патриотического воспитания добавляется материал о семейных праздниках и традициях, художественная литература нравственной тематики. Помимо фотографий улицы, на которой расположен детский сад, близлежащих зданий, имеются альбомы, фотографии с достопримечательностями родного города, знаменитыми жителями, природой, транспортом, профессиями, сравнение понятий «город – село». В средней группе в оформлении центра появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также иллюстрации по теме «Защитники Отечества». Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры представлен предметами старины, русскими игрушками, предметами народного декоративно-прикладного искусства, различными макетами («Бабушкино подворье», «Дикие животные», «Лес»), куклами в национальных костюмах. Имеется художественная литература по фольклору — сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.

В старшем дошкольном возрасте основные направления работы по патриотизму – это краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Поэтому, в центрах патриотического воспитания находятся семейные фотоальбомы, плакаты, альбомы на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты руководителей); карты России, Зауралья. По теме «Защитники Отечества» в центре имеются иллюстрации, портреты, фотографии, альбомы на темы: «Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия», «Памятники воинской славы», художественная литература о ВОВ, о великих соотечественниках, прославивших Россию. Также в старших группах в центрах имеется глобус – наша планета Земля, материал, рассказывающий о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях, профессиях, характерных для той или иной страны. Иллюстрации по темам «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного костюма», «Народные праздники и гулянья», «Народный календарь»; предметы старины, русские игрушки, предметы народного декоративно-прикладного искусства, различные макеты, куклы в национальных костюмах, дидактические игры, художественная литература по фольклору (сказки, былины, предания) способствуют приобщению к истокам русской народной культуры.

Старшие дошкольники совместно с педагогами создают макеты климатических и природных зон с представителями флоры и фауны, план города, на котором дети без труда узнают свой детский сад.

В каждой группе достаточное количество настольно - печатных игр, дидактических игр, как покупных, так и изготовленных своими руками:«Собери символику», «Моя семья», «Животный мир Зауралья», «Символы России», «Профессии», «Сказки», «Зоологическое лото» и другие.

Во время изучения темы «Народная культура и традиции» или «Малая Родина», «Мое Зауралье», «Мой городок, где прожил от рождения» в центре патриотического воспитания, педагоги устраивают выставки, создают мини-музеи изделий русского народного творчества, где не только находятся предметы, расписанные разными видами русской народной росписи, но и художественная литература, раскраски и дидактические игры: «Русские народные узоры», «Какая роспись?» и т.д. В музыкальном зале детского сада создается «русская изба», где проходят занятия, беседы, на которых дети знакомятся с историей родного края, традициями, обычаями. Дети могут самостоятельно рассматривать предметы народного быта, действовать с ними.

Таким образом, целенаправленно организованная в соответствии с требованиями ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка. Среда стимулирует общение детей, повышение познавательного интереса, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество, умение свободно передвигаться в пространстве ДОУ, способствует формированию патриотических чувств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: