Суммируйте полученные знания в виде табличек (Записать таблицы в тетрадь).




Класс

Факультатив «Знай и люби родной язык». 17.11.2021

Тема. Выразительные средства морфемики и словообразования

Цель учащегося: познакомиться с выразительными средствами морфемики и словообразования.

Задание: 1. Повторение. Посмотреть видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=cgk06VNLLk0&t=360s 2.Беседа. 3. Учебная информация. 4. Работа с текстом. 5. Рефлексия. Работа по таблицам.

1. Повторение - Посмотреть видео по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=cgk06VNLLk0&t=360s


2.Пропедевтическая беседа


- Как вы думаете, обладают ли выразительными возможностями словообразовательные средства языка?

- Я приобрел книжонку, - сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика.

- Почему Вы говорите так пренебрежительно? - возмутился я.

- Но ведь она тоненькая, да и формат небольшой, - ответил собеседник.

Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении…

- Какая разница в значении слов? Благодаря чему изменилось значение слова? Выпишем слова:

уменьш.-ласкат.← книжечка ↔ книжонка → пренебрежит.

Суффиксы субъективной оценки

- Итак, значение слова изменилось благодаря суффиксу субъективной оценки.

Сегодня мы познакомимся с выразительными словообразовательными средствами языка – эмоционально окрашенными морфемами, увидим, как работают суффиксы субъективной оценки.

 

Записать тему занятия в тетради

Проработать учебную информацию.

В лексике выразительными средствами являются лексические средства языка (синонимы, антонимы, омонимы и др.), тропы. Основу стилистических средств словообразования составляют суффиксы и приставки субъективной оценки, или эмоционально-экспрессивные. Оттенок уменьшительности сопровождается экспрессией ласкательности, иногда шутливости и ироничности: суффиксы: -ок-, -ек - (-ёк-): Огонёк; -очек - (-ёчек-): Пенёчек; -чик-: Трамвайчик; -ец-: Морозец; -ушк - (-юшк-): Батюшка; -оньк - (-еньк-): Зоренька. У имен прилагательных это суффиксы: -оньк - (-еньк-): Большенький; -ехоньк- (-охоньк-): Скорёхонький; -ёхонек - (-охонек-), - ёшенек - (-ошенек-): Близёхонек.
В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: Дом — домина, домище; детина, ножища. Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление, например: Вот это красотища! Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: Бумаженция, книженция, старушенция; Собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: Солдатня, матросня, пацаньё; Отвлечённые Существительные, которые благодаря суффиксам получают отрицательное оценочное значение: Спаньё, кислятина, галдёж, скукота, смехота. Слова с оттенком пренебрежительности, презрительности в значении образовываются суффиксальным способом: - Ишк; - Онк -(- Ёнк -): душонка. Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: Воображала, подпевала, гуляка, слабак, чужак, разгильдяй. Правда, у некоторых слов с такими суффиксами экспрессия стирается и сохраняется лишь разговорная окраска: Бородач, силач, грамотей, бродяга.

2. – еньк-, -оньк-, -иньк-, ушк-, -юшк-,. Уменьшительно-ласкательные суффиксы, суффиксы с уничижительным значением: «серенький, девонька, книжонка, мальчонка».

 

- ище - величина

- енция- шутливость

- ня - пренебрежение

 

Работа с текстом.

1) - С какой целью М.Е. Салтыков-Щедрин использует оценочную лексику? А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском звании родились? А все оттого, что милость божья к нам была. Кабы не она, и мы сидели бы теперь в избушке, да горела бы у нас не свечка, а лучинушка, а уж чайку да кофейку – об этом и думать бы не смели! Сидели бы, я бы лаптишечки ковырял, вы бы щец там каких-нибудь пустеньких на ужин собирали. (Салтыков-Щедрин М.Е.) Его речам ласковые слова придают слащавость и елейность, которыми он старается прикрыть свое лицемерие и ханжество.


2) - И.С. Тургенев посредством оценочной лексики выражает свое отношение к Фенечке, героине романа «Отцы и дети». Как ему это удалось? Она сидела в своей комнатке, как мышонок в норке; с красными детски пухлявыми губками и нежными ручками, высматривала, как зверек.
- Богатство словообразовательных суффиксов в русском языке дает возможность расширить пределы поэтического словаря. Суффиксы субъективной оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов (это мы видели на примере слов «книжонка», «книжечка»), выражают авторскую позицию, идейный смысл произведения. Художники слова используют оценочную лексику для создания психологического портрета, для того чтобы выразить свое отношение к герою.

 

3) Оценочная лексика («маменька», «избушка», «свечка», «лучинушка», «чайку», «кофейку», «лаптишечки», «пустеньких») служит для создания психологического портрета героя.
- Безобидная, используя слова с уменьшительно-ласкат. суффиксами («комнатке», «мышонок», «норке», «губками», «ручками», «зверек»), автор выражает свою симпатию к этой женщине.

Суммируйте полученные знания в виде табличек (Записать таблицы в тетрадь).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: