Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»




Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой

Главными героями Романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» являются два персонажа — Родион Раскольников и Соня Мармеладова.

У этих героев много общего. Они молодые люди, живущие в столице. И Родион, и Соня живут в бедности, в крайней нужде. Молодому человеку пришлось бросить университет, так как он не мог платить за обучение. Он не имеет постоянной работы и перебивается временными заработками, но не всегда успешно. Родион Раскольников живет в маленькой комнате, однако он не всегда может вовремя заплатить за квартиру, что очень не нравится хозяйке. Обстоятельства жизни девушки еще хуже. Ее отец — алкоголик, который потерял работу и пропивает все деньги. Ее мачеха, Катерина Ивановна, страдает туберкулезом, поэтому она не может работать. Одна бедная Соня вынуждена содержать семью. Девушке пришлось стать проституткой, чтобы прокормить сводных братьев и сестер.

Однако, несмотря на общность жизненных ситуаций, эти герои совсем по-разному смотрят на мир. Так, вся эта нагнетающая обстановка подтолкнула Родиона Раскольникова к созданию теории о существовании двух типов людей: великих личностей и примитивных. Он считал, что примитивные люди служат лишь материалом для достижений, созданных великими. Так, по мнению героя, великий человек мог даже убить простого для достижения своей цели. Родион Раскольников решил проверить свою теорию и убил старуху-процентщицу. Герой считал, что своим поступком он не только проверяет свою теорию, но и устанавливает справедливость, так как он смог наказать человека, который причинял вред другим.

После содеянного герой серьезно заболел. Его стали мучить угрызения совести и, таким образом, его теория была опровергнута. Соня Мармеладова, когда узнала о мыслях героя, была удивлена. Она не могла принять то, что человек может распоряжаться жизнью другого. Девушка считала, что нужно помогать другим людям, отдавая всего себя. Так, Соня Мармеладова, продавая свое тело, смогла прокормить детей Катерины Ивановны. Девушке не нравилась ее работа, но она верила, что может когда-нибудь воскреснуть, реабилитироваться. Она так низко пала, потому что у нее не было иного выхода.

Родион Раскольников убивал других людей, а Соня Мармеладова убивала себя. Эти герои очень похожи своими жизненными обстоятельствами, но их взгляд на жизнь отличается принципиально. Родион Раскольников считал, что может пренебрегать чувствами других людей для достижения общественно полезных целей, а Соня Мармеладова придерживалась иного мнения. Девушка считала, что в мир нужно нести только свет и добро, быть человечным и милосердным, помогать ближним, жертвуя собой.

Библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» является первым произведением Достоевского, в которое включен как текст в тексте длинный евангельский фрагмент. Глава, повествующая о том, как Соня по просьбе своего посетителя читает отрывок из Евангелия от Иоанна, является, на наш взгляд, средоточием основных нитей романа. Именно здесь дается Раскольникову, а вместе с ним и читателям, ключ к интерпретации событий его жизни, что сам он еще не осознает в тот момент. Отсюда начинается тот процесс, который автор заставляет совершить своего героя; пелена упадет с его глаз, и он увидит себя таким, какой он есть в действительности, не благодаря неожиданному откровению, а пройдя длинный, тягостный и напряженный путь.

Ощущение Богоприсутствия происходит в убогой комнате Сони, в обстановке, говорящей о нищете: от истертых, грязных, желтоватых обоев до запаха сырости. Достоевский уделяет особое место в своем романе Евангелию: оно лежит на комоде в большой, низкой, почти лишенной мебели комнате в форме неправильного четырехугольника, один угол которой, «ужасно острый, убегал куда-то вглубь <…>; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

Принесенный туда ранее Лизаветой, жертвой убийцы, старый томик Нового Завета, «подержанный, в кожаном переплете»,

бедный, как и все в этой комнате, лежит на небольшом простого дерева комоде,
«как бы затерявшимся в пустоте»,
противоположной стороной прислоненный к кровати, на которой Соня принимает клиентов.

В последующих романах мы увидим эту книгу в монастырях в руках старцев Тихона и Зосимы, а также в руках разносчицы Евангелий, читающей ее умирающему Степану Трофимовичу. Нам кажется значительным тот факт, что, обращаясь к своему личному опыту, Достоевский в «Преступлении и наказании» делает так, что Новый завет освещает именно эту ситуацию, как и в других обстоятельствах он явился единственно возможным текстом и едитвенным светом в жизни каторжан и в его собственной жизни в этот период.

Прежде чем попросить Соню прочитать эпизод с Лазарем, Раскольников мучает и испытывает ее, как бы желая проверить. Представив перед ней все ее страхи о судьбе Катерины Ивановны, детей и ее собственной, он с садистской радостью демонстрирует перед ней все отчаяние ее положения и бесполезность принесенной жертвы, ожидая реакцию Сони.

Первое признание, совершенное в этой комнате, это признание не убийцы, но Сони, раскрытие самой себя, которое девушка обнаруживает тем, как она читает отрывок из Евангелия от Иоанна. Используя слова Каллистоса Вейра, пишущего о концепции раскаяния в православной традиции, можно заключить, что состояние Сони, внешне отчаянное, «не является подавленным, это состояние ожидания; это ощущение не того, кто находится в тупике, а того, кто нашел выход; это не чувство отвращения к себе самой, а скорее чувство утверждения своего подлинного “Я”, созданного по образу и подобию Бога; она не обращена взором назад, она смотрит вперед и не на то, кем она не смогла стать, а на то, кем она еще сможет стать, благодаря Божьей милости»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: