Положение о коллективной творческой выпускной квалификационной работе по журналистике. 6 глава




Ролик 10 – (из «Вопрос ребром» А. Кулаковой»).

«А будут ли отчислять из университета?»

«А ты сам как думаешь?»

Лияна Рахимова: На многие вопросы, волнующие студентов, ответила наша главная рубрика «Факультетский час».

Ольга Марусеева: Её героями всегда были и остаются наши деканы и преподаватели, кафедры и факультеты. Внимание на экран!

Ролик 11 – (нарезка «Факультетский час»).

Лияна Рахимова: Наши дорогие деканы, руководители подразделений, мы знаем, что вы в зале. Поднимитесь, пожалуйста. Примите наши цветы и благодарность!

Ольга Марусеева (на сцене): Главная задача нашего телеканала – отражение многогранной и интересной жизни ЮУрГУ. Наш университет – один из самых лучших в России.

Лияна Рахимова: Неудивительно, что к нам приезжает много гостей. И всем ЮУрГУ говорит: «Добро пожаловать!» Внимание на экран!

Ролик 12 – (Добро пожаловать).

Арпард Секей – чрезвычайный и полномочный посол Венгерской республики: Я сам закончил факультет международной журналистики. О вот такой телестудии я не мечтал вообще тогда.

Александр Казенов – заместитель руководителя Федерального агентства образования и науки РФ: То, что удалось сделать здесь, это достойно высокой цены.

Виктор Христенко – министр промышленности и торговли РФ, выпускник ЧПИ: Телекомпания «ЮУрГУ-ТВ», где мы сейчас находимся, говорит о той перспективе, которая есть в ЮУрГУ. Здесь явно витает дух перемен, дух перспектив.

Виго Хансен – генеральный директор компании «Zacco»: Кажется, что русские студенты с большим рвением относятся к учёбе, чем датские.

Пол Вандарен – заместитель главы правительства европейской комиссии в России: Я могу пожелать, чтобы вы в своей учёбе достигли самых высоких результатов, чтобы сеть выпускников этого вуза была очень крепкой, чтобы у вас были лучшие карьерные возможности, как в России, так и за рубежом.

Ольга Марусеева: А мы продолжаем наш праздничный телемарафон в прямом эфире! Наш телеканал – это первый некоммерческий проект.

Лияна Рахимова: Мы предпочитаем только здоровую информацию. Смотрим видео!

Ролик 13 – Заставка «ЮУрГУ спортивный». В кадре ведущая:

Здравствуйте! В эфире «ЮУрГУ спортивный»! С вами Екатерина Шрамко. Наша команда готова рассказать о событиях и людях в мире спорта. Вы с нами? Смотрите в этом выпуске… А что у нас в выпуске????? Ребята! Где все? Срочно собираемся на летучку!

Звучит сирена. «Летучка! Летучка! Летучка!» Под музыку «Герои спорта» появляются на сцене корреспонденты программы, представляющие различные виды спорта (соответствующая экипировка): Наталья Кудашева – лыжи, Вадим Гафаров – футбол, Вика Гаврилина – шахматы, Катерина Шалина – кикбоксинг, Лена Анненкова – лфк, цигун (с веером и ковриком). Начинают под музыку иллюстрировать свой вид спорта.

Екатерина Шрамко: Спорт и движение – это жизнь.

Вместе: Живи активно – смотри ЮУрГУ-спортивный.

По свистку уходят.

Лияна Рахимова: Журналисты «ЮУрГУ-ТВ» всегда в хорошей физической форме и всегда в движении.

Ольга Марусеева: Наши корреспонденты исколесили всю Россию. Смотрим сюжет о командировках.

Ролик 14 – («ЮУрГУ-ТВ» в командировках).

Лияна Рахимова: И где мы только не побывали, и там, где холодно, и там, где жарко.

Ольга Марусеева: Лияна, я думаю, нам осталось съездить только в Голливуд!

Ролик 15Заставка программы «Окно в кино», (плюс нарезка из фильма «В джазе только девушки» заканчивается стоп кадром).

На сцене оркестр и ведущая программы в костюме и парике Мэрилин Монро.

Оркестр играет тему из фильма «В джазе только девушки».

Ведущая играет вместе с оркестром на саксофоне одно произведение. Под конец подбегает к микрофону и начинает петь под мелодию:

«Окно в кино,

И я в окне.

Отсюда лучше видно мне

И смотрю я в окно,

В ЮУрГУ снимается кино!»

После окончания игры оркестра: Здравствуйте, в эфире – «Окно в кино» и я, ее ведущая Елена Солодкая. Это передача о самых нашумевших киноновинках и звездных обитателях киноолимпа.

Ольга Марусеева: Лена, а что звезды думают о нашем телеканале?

Елена Солодкая: Ты кого имеешь в виду?

Ольга Марусеева: Звезды на небе.

Елена Солодкая: Оля – это вопрос не к нашей программе – тебе лучше обратиться в астрологический студенческий прогноз.

Лияна Рахимова: Наш университет и наша телерадиокомпания рождены в декабре. А вы знаете, что это означает?

Ольга Марусеева: Это значит, что по гороскопу они Стрельцы.

Лияна Рахимова: Что же говорят звезды о наших именинниках? Смотрим астрологический студенческий прогноз.

Ролик 16 – Спецвыпуск АС прогноза (телемост).

Наталья Зинина:

Стрелец! О, этот знак! Огонь! Вокруг так много света!

Он любит выделяться из толпы.

Невероятно памятлив и с техникой на «ты»,

И креатив его так восхищает!

И путешествия прельщают.

Традиции ревниво соблюдает.

Осуществляет лучшие мечты.

Лияна Рахимова: Наташа, какой замечательный знак! И как соответствует всему, что у нас происходит! А все-таки хочется заглянуть в будущее… Что там нас ждет, астролог?

Наталья Зинина: Пожалуйста! Мудрецы-астрологи говорят так: «Неунывающий добросердечный Стрелец поднимает свой лук высоко в небо. Его стрела полетит в заоблачные выси, мимо звезд, туда, где рождаются мечты». А знаешь, Лияна, я ведь даже могу показать тех, у кого эти мечты рождаются.

Лияна Рахимова: А кто же это?

Наталья Зинина: Сейчас увидите.

Ролик 16а – «Звезды эфира зажигаются здесь» (На экране – Дима Марусеев, Дима Гусев, Максим Пильников, Света Шестакова).

Ольга Марусеева выводит этих детей на сцену.

Ольга Марусеева: Ну что, дети, поскольку вы у нас дети телевизионные, представьтесь сами!

Дима Марусеев: Меня зовут Дима Марусеев. Когда телекомпания родилась, мне был всего один годик, и я мало, что помню…

Дима Гусев: Меня зовут Дима Гусев. Мои мама и папа работают на «ЮУрГУ-ТВ».

Света Шестакова: Меня зовут Света Шестакова, мы с папой и мамой очень любим смотреть «ЮУрГУ-ТВ».

Максим Пильников: Меня зовут Максим Пильников, и я ведущий детской телепрограммы на «ЮУрГУ-ТВ».

Ольга Марусеева: Выросли прямо вместе с нашей телерадиокомпанией.

Максим Пильников: Оля! А у меня есть вопрос. А кто всё это придумал?

Ольга Марусеева: На этот вопрос мы вам ответим прямо сейчас. Смотрите на экран!

Ролик 17 (нарезка кадров из деятельности Л.П. Шестеркиной и С. И. Гордиенко).

Ольга Марусеева: Встречаем декана факультета журналистики Людмилу Петровну Шестеркину

Лияна Рахимова: и директора телерадиокомпании «ЮУрГУ-ТВ» Сергея Ивановича Гордиенко.

Л.П. Шестеркина и С.И. Гордиенко вручают детям подарки.

Ольга Марусеева: Ну что, дети, вам нравятся подарки?

Дети: Даааа!

(Руденок и Санжиев поднимаются на сцену).

Блиц-интервью с Л.П. Шестеркиной и С.И. Гордиенко.

Лияна Рахимова: Людмила Петровна, Сергей Иванович, и все же, как у вас родилась идея – создать студенческую телерадиокомпанию?

Людмила Петровна Шестеркина: Как создаются идеи, я точно не знаю. Но я знаю абсолютно точно, что каждая идея должна, даже самая сумасшедшая, должна встретить человека, который эту идею услышит, увидит, поймет и пустит эту идею в жизнь. И такой человек в нашем университете есть. Это наш президент ЮУрГУ Герман Платонович Вяткин. Ваши аплодисменты основателю нашей ТРК. Спасибо друзья мои, спасибо.

И я знаю ещё одну важную вещь, что путь ТРК прошла от вещания слайдов до 24-часового вещания в Интернете на весь мир благодаря тому, что телекомпания всегда ощущает и всегда получает поддержку, энергию, мощь нашего ректора Александра Леонидовича Шестакова.

Ваши аплодисменты, наши аплодисменты, наша искренняя благодарность нашим руководителям за это.

Ольга Марусеева: Что было в процессе создания самым радостным?

Людмила Петровна Шестеркина – декан факультета журналистики: Вы знаете? Для меня самая большая радость, что я работаю в этом университете, честное слово, ни в каком другом, не в обиду коллегам будет сказано, такая вот история не могла бы возникнуть, я просто счастлива, что я работаю в ЮУрГУ, а самая большая для меня радость –видеть и слышать в эфире своих студентов-выпускников.

Лияна Рахимова: Сергей Иванович, а что нужно сделать оператору, чтобы стать директором телерадиокомпании?

Сергей Иванович Гордеенко: Все очень просто! Нужно закончить приборостроительный факультет ЧПИ, и потом через 20 лет снова вернуться в ЮУрГУ, и чтобы здесь были Герман Платонович, Александр Леонидович и Людмила Петровна. Тогда все будет.

Ольга Марусеева: Людмила Петровна, а какая главная заповедь тележурналиста?

Людмила Петровна Шестеркина: Ой, как много сегодня вопросов ко мне. Главная заповедь тележурналиста? Выпускники, наверное, должны помнить, чему я их учила. Поэтому я скажу начало, а кто помнит, продолжите.

Голоса из зала: «Тележурналист хорош ровно настолько, насколько хорош его последний репортаж».

Людмила Петровна Шестеркина: Вот правильно Всем, кто ответил, – зачет по журналистскому мастерству.

Дмитрий Руденок: Этому журналистскому мастерству мы и учимся в нашей телерадиокомпании.

Александр Санжиев: Ведь здесь мы воплощаем самые смелые творческие замыслы.

Лияна Рахимова: И мы всегда знаем, что эти замыслы будут поддержаны.

Ольга Марусеева: И Вы всегда поможете нам их осуществить.

Екатерина Шрамко и Елена Сакаева выносят лампу.

Елена Сакаева: Эта лампа зажигается от прикосновения теплых человеческих рук. Пожалуйста, Людмила Петровна, Сергей Иванович!

Александр Санжиев: Так и мы зажигаемся искрами вашего творчества.

Дмитрий Руденок: И всегда согреты вашим постоянным вниманием.

Ольга Марусеева: Вы учите нас быть не только профессионалами-журналистами, но и правильно и честно жить!

Лияна Рахимова: Спасибо вам за это!

 

Вместе: С Днем рождения!

Выход музыкального театра.

Исполняется песня «День рождения»

Шары, фейерверки.

Завершение программы

 

Ольга Марусева: «ЮУрГУ-ТВ» – 5 лет в эфире!

Лияна Рахимова: Мы благодарим всех телезрителей и всех, кто в этом зале.

Сергей Иванович Гордиенко: Спасибо, что вы были с нами!

Дмитрий Руденок: Мы желаем вам удачи и счастья!

Александр Санжиев: ЮУрГУ всегда работает для вас!

Людмила Петровна Шестеркина: А впереди у нас еще один праздник – День рождения Южно-Уральского государственного университета.

Лияна Рахимова: Поздравляем всех! Мы 5 лет в эфире!

Дмитрий Руденок: Да здравствует ЮУрГУ!

2.3. Методические рекомендации по организации творческого
процесса при создании многокомпонентной телевизионной
программы «Первый студенческий: пять лет в эфире»

I. Тележурналистика как творчество

Теоретики делят все существующие профессии на три группы: «человек – человек», «человек – машина», «человек – техническая система». Тележурналистика, как и журналистика в целом, входит в группу «человек – человек», т.е. является одной из самых сложных профессий. Относясь к духовно-практической деятельности, она проявляется в создании информационного продукта в процессе творчества – деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда не бывшее».

Журналистское творчество имеет свою специфику: оно всегда ориентировано на создание таких произведений, которые способны удовлетворить особые общественные потребности, актуальные в данный момент.

«Творчество есть высшая форма труда. Для того чтобы творчество было целенаправленным, задействуются специальные навыки, под которыми подразумевается способность выполнять некую работу. Чтобы создать произведение, обладающее ценностью, необходимо знать основы той области, в которой вы творите. Настоящий профессионал обязательно должен владеть основными навыками мастерства» [29, с. 66].

В структуре журналистского творчества определяются:

мотивы:

· потребность выразить явления жизни и авторское отношение к этим явлениям,

· неосуществленные ранее авторские стремления,

· увлечение самим процессом творчества;

цели:

· осуществление замыслов и желаний,

· самопознание личности,

· познание мира,

· реализация эстетических потребностей;

функции:

· познавательная,

· художественно-образная,

· выражение и коммуникация эмоций.

Самым эффективным средством для осуществления этих функций, для воспитания аудитории, формирования общественного сознания и общественных вкусов является телевидение. А если учесть персонифицированный характер телевещания, можно говорить об усилении роли и авторитета тележурналиста: ведущего, комментатора, репортера, сценариста – творческой личности.

Особая роль в творческой деятельности отводится личностным качествам тележурналиста: интересам, способностям, уровню профессионализма.

Интерес – эмоциональное проявление познавательных потребностей – может быть непосредственным, когда он вызывается яркими особенностями или качественным содержанием объекта, и опосредованным, когда объект имеет значение для жизни и деятельности личности.

Интересы различаются также по содержанию (общественно-политические, интеллектуальные, эстетические), по широте (подразумевается разносторонность интеллектуальных запасов личности) и по степени устойчивости (ситуативные, переходящие и устойчивые).

Способности – совокупность свойств, которая служит условием успеха в определенной деятельности – могут быть общие (проявляются в большинстве видов деятельности) и специальные (сказывающиеся в отдельных видах профессиональной деятельности). Специальные способности тележурналиста – это интеллект, воображение, образное мышление, специфика памяти и внимание, развитость эмоциональной сферы.

Профессиональные способности – совокупность способностей, определяющих успех в профессии, – могут быть развиты только в профессиональной деятельности. В тележурналистике на первый план выступают такие свойства, как память, внимание, образное мышление, воображение.

«Творчество журналиста… осуществляется на основе законов социальной практики. Принципиальные ориентиры в понимании действительности дают журналисту знания в области философии, экономики, этики, эстетики, логики, теории социального управления, художественного познания. Чтобы адекватно понять и достаточно компетентно оценить действительность, журналисту требуется понимание общих законов развития общества. Фундаментальные знания – это не просто основа эрудиции исследователя, это база, без которой невозможен анализ социальной практики» [29, с. 10].

На определенном уровне творческой деятельности тележурналист достигает умелости – использует полученные навыки в нестандартных условиях. Высший уровень профессионализма – мастерство, достижение высокого искусства в своей деятельности, сохранение творческого потенциала, готовность к совершенствованию способов телевизионного творчества, формированию новых методов.

В процессе работы над телепередачами тележурналист проявляет себя как творческая личность путем вторжения в «пространства»:

– человеческой психики (интраиндивидное проявление),

– внутреннего мира (интериндивидное проявление),

– реализации человеческих возможностей (метаиндивидное проявление).

Одно из специфических проявлений телевидения – стремление вторгнуться в каждое из этих «пространств». Происходит это с помощью «инструментария, от эффективности использования которого напрямую зависят результаты практической деятельности… Это целый корпус приемов, методов, форм и жанров, ролей и имиджей, функций и стилей – своего рода системы профессиональных координат, без освоения которых тележурналист состояться не может» [7, с. 4].

Применение методов и их последовательность согласуются со стадиями творческого процесса, связанного с созданием журналистского произведения. Замысел его можно соотнести с выдвижением ряда рабочих гипотез о состоянии изучаемого объекта. Стадиальность познания объекта действительности предполагает его всестороннее изучение. На этапе замысла произведения журналист решает, какой метод сбора первичной информации наиболее уместен, какая техника эффективнее и в какой последовательности изучать объект. Когда журналист находится на этапе реализации замысла, он осуществляет анализ по осмыслению полученных сведений. Здесь нужно грамотное использование общенаучных методов исследования и интерпретации данных.

Не все творческие задачи решаются с помощью логического анализа. Нередко журналист для осмысления каких-то явлений выходит на эмоционально-чувственный уровень, где более широко используются все элементарные выразительные средства журналистики (ЭВС):

– фактологический ряд (факт как элемент действительности, элемент сознания и элемент журналистского произведения);

– образный ряд («бывшие» факты, прецеденты истории, деяния исторических лиц, фрагменты художественных произведений, фольклорные сюжеты и т.д.; образы должны быть понятны и близки аудитории, свежи, «не заезжены»);

– нормативный ряд или постулаты (смысловые единицы, запечатлевшие социальный опыт, суждения, в которых воплощены те или иные установки общества и которые воспринимаются как некая формула).

Создание документального образа всегда связано с двумя сторонами познания действительности – рациональным ее отражением и чувственным.

Новые творческие идеи могут возникать на основе интеллектуальной интуиции. Одной из ее продуктивных форм является творческое воображение, которое:

– активно участвует в выработке новых идей,

– перекомбинирует жизненные впечатления и образы,

– переносит признаки одного объекта на другие,

– преобразует прошлый опыт,

– в отдельных структурных частях осознает целостное журналистское произведение.

Интуиция творящей личности – это этап озарения, позволяющий внезапно увидеть элементы творческой задачи с новой точки зрения. При организации творческой деятельности интуиция играет главную роль в определении оригинального пути создания информационного продукта.

Этапу озарения предшествует подсознательная работа, которая стимулируется специфическими приемами:

– «отвлекающий маневр» – группа стимулов, отодвигающих поиск решения на второй план, а обыденные дела выступают в роли творческих катализаторов;

– «наводящие» стимулы, действующие в ситуации общения, где происходит обмен мнениями и обкатываются какие-то творческие идеи;

– стимулы «технического толка» – то, что способствует поиску оригинальных составляющих будущего произведения: сюжетных линий, образов, жанровых рамок, изобразительных средств;

– «организационные» стимулы – создание таких условий работы, при которых подсознание «выдает на-гора» необходимый объем творческой продукции.

С помощью творческого воображения в журналистике создается документальная образность на основе таких принципов, как:

– типизация (отбор наиболее существенного, что имеется в действительности, для выявления типических характеристик и свойств изучаемого объекта; при этом фактические данные имеют точный адрес, а герои журналистских произведений – конкретные фамилии);

– авторская интерпретация (ничего не домысливая, автор отбирает из жизненного материала нужные ему ситуации, подвергает факты собственному осмыслению, делится личными впечатлениями, выражает свое отношение к событиям);

– образная трактовка фактов (создание нового образа за счет преобразования отдельных характеристик объекта; мастерство журналиста в данном случае проявляется в умелом оперировании фактами, грамотной их оценке, нахождении между ними существенных причинно-следственных связей).

Конкретная методика создания документального образа предусматривает использование таких способов, как:

– психологизм (самоанализ, самораскрытие человека, анализ мотивационной сферы);

– художественное моделирование (создание такой специальной ситуации, где наилучшим образом проявляется характер объекта);

– условность (выбор ключевых элементов повествования, определение ракурса в показе события, проявление авторской точки зрения, возможность авторской версии по поводу тех или иных ситуаций);

– использование художественных средств изображения (портретные характеристики, пейзаж, внимание к деталям, образно-экспрессивный язык).

II. Репортажность телевидения и телевизионный репортаж

Сложная многокомпонентная программа представляет собой коллективный постановочный репортаж, выданный в прямом эфире.

Репортаж – жанр, наиболее полно отражающий саму природу телевидения: наглядность и динамику происходящих событий. Не случайно имманентное (внутренне присущее) свойство телевидения называется репортажностью.

Мы рассматриваем репортажность как имманентное (внутренне присущее) свойство, обусловленное природой телевизионного показа и телевизионного восприятия, выражающееся в распространении жанровых признаков репортажа (создание «эффекта присутствия», наглядность, динамичность) на все другие жанры тележурналистики.

Репортажность любой телепередачи образуется трехмерным построением экранного образа:

– изображением, передающим пластический образ происходящего действия;

– словом, рожденным в действии;

– звуковым сопровождением, передающим состояние среды, где происходит действие.

В результате:

– на экране отражается жизнь, «застигнутая врасплох»;

– зрители становятся свидетелями события в момент его свершения;

– возникает «эффект присутствия» как иллюзия непосредственного общения.

Проявлением репортажной природы являются репортажный показ событий и репортажное восприятие происходящего на экране.

Репортажный показ состоит из элементов, фиксирующих предмет изображения, и элементов, характеризующих работу оператора. Это так называемые генеративные элементы, приводящие изначально статичный изобразительный ряд в динамичное состояние. Генеративные элементы пронизывают не только изображение, но и речь, рождаются импровизационно, в ходе съемок, обеспечивают более высокий уровень достоверности показываемого события, его динамичность, наглядность, сиюминутность.

Репортажный показ любой телепередачи обеспечивается и активной ролью работающего в кадре тележурналиста: будучи «лицом» передачи, он одновременно – «глаза и уши» телезрителей. Именно с его помощью аудитория воспринимает и оценивает события, происходящие на экране, именно он обеспечивает «эффект присутствия».

Репортажное восприятие любой передачи телезрителями проявляется:

– в иллюзии непосредственного общения: в информационном сюжете они присутствуют на событии; с комментатором встречаются один на один; будучи свидетелями интервью, расширяют источники информации; вместе с участниками ток-шоу включаются в поиск истины;

– в возможности разоблачения противоречий между поведением и словами участников передачи, в обнажении человеческой сущности (экран делает это великолепно);

– в оценке ситуаций (зритель сопоставляет происходящее на экране с жизненными реалиями);

– в воздействии обстановки, в которой происходит действие;

– в возможности дать эмоциональную и логическую оценку происходящему.

«Телевидение от природы наделено волшебным даром убеждения в достоверности того, что преподносит зрителю. Читатель вынужден в своем воображении выстраивать образы и ситуации, описываемые в словах. А тут, на экране, всё готовенькое. Читатель активен. Зритель пассивен. А посему его проще убедить» (Р. Борецкий).

Репортаж на телевидении максимально приближен к жизни, способен наглядно передавать явления реальной действительности, показывать происходящее. Присутствие репортера на месте происшествия – обязательное условие.

Жанровые особенности репортажа:

– последовательное воспроизведение события, динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

– наглядность – создание образной картины происходящего путем предметного показа деталей, подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

– предельная документальность: репортаж не терпит ни реконструкции, ни творческого домысла;

– образная аналитичность: отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь;

– эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий дополнительную убедительность;

– активная роль личности самого репортера, позволяющая не только видеть событие его глазами, но и побуждать аудиторию к самостоятельной работе воображения, появление «эффекта присутствия».

Репортаж – как раз тот жанр, в котором должны соединиться по крайней мере три человека: автор (репортер), герой репортажа, аудитория.

Специфика телерепортажа:

– прямой репортаж с места события – нормальный режим работы тележурналиста: между ним и событием, которое он наблюдает, нет никаких фильтров;

– звукозрительная форма предъявления информации (аудитория все видит и слышит);

– объективный показ (телекамера в руках оператора) и субъективное восприятие происходящего (комментарий репортера) – двойное авторство телерепортажа;

– двойная персонификация телевизионного сообщения (о происходящем рассказывает конкретный журналист, в событии участвуют реальные персонажи – усиление эффекта достоверности).

Типология жанра определяется по нескольким направлениям.

По способу трансляции:

– прямой репортаж (выходит в эфир одновременно с развитием события);

– фиксированный (записанный на кино- или видеопленку, запечатленный в фотографиях или рисунках).

По типу звукового сопровождения:

– синхронный (одновременно фиксирующий изображение и звук, содержащий естественные шумы события и речь его участников);

– немой (закадровый текст читает диктор, звуковое сопровождение с места события отсутствует).

По способу изложения материала:

– некомментированный показ или трансляция (простейшая разновидность жанра, полностью лишенная авторского текста, используется в прямом эфире при показе важнейших общественно-политических или культурных событий, когда зрителям все ясно без дополнительных пояснений);

– комментированный репортаж (журналист поясняет происходящее с помощью стенд-апа или закадрового текста, своим живым образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогает зрителям понять суть происходящего).

По специфике предмета отображения:

– событийный репортаж (показ реального события, главный жанр информационного вещания осуществляет информационную функцию, выходит в эфир со словами «сегодня» и «вчера», требует от журналиста оперативности, способности быстро думать, принимать решения, давать точные ответы на вопросы – что?, где?, когда?, с кем?, как? и почему? происходит событие, какими могут быть последствия происходящего, уметь отделить главное от второстепенного, оценить все детали события);

– постановочный репортаж или «спровоцированная ситуация» (журналист самостоятельно организует какое-то событие, чтобы увидеть реакцию его участников на предлагаемые обстоятельства; основное отличие от событийного репортажа – возможность репортера контролировать происходящее, вести действие за собой, а не следовать за ним);

– тематический (проблемный) репортаж (осуществляет социально-педагогическую и культурно-просветительскую функции: при выборе темы журналист определяет именно те проблемы, которые волнуют общество, и раскрывает их на конкретных, регулярно происходящих событиях, выступает как экранное звено, как человек, добывающий свидетельства и факты и вместе с телезрителями эти факты анализирующий).

Роль и место автора в репортаже:

– участие журналиста в работе над репортажем на всех этапах его создания (выбор темы, сценарная разработка, приглашение участников, определение композиции и сюжетных ходов, отбор изобразительно-выразительных средств создания видеоряда в тематическом репортаже; решение о том, какую часть события и какие синхроны дать в эфире, какие использовать детали и крупные планы в событийном репортаже);

– присутствие автора «внутри репортажа» как ведущая стилевая особенность жанра (авторское «Я» – не литературная маска, не образ рассказчика, не способ стилизации, а вполне конкретный журналист, тоже предстающий перед зрителями как объект наблюдения: именно его эмоции и чувства они воспринимают как оценку происходящего на экране);

– участие автора в репортаже определяется творческой задачей (наблюдая за происходящим со стороны, репортер совместно со зрителями размышляет об увиденном, выступает в роли исследователя, что придает событию особый характер публицистичности, документальности действий; участвуя в событии, он изменяет угол зрения, позволяет увидеть картину из гущи событий, вносит в репортаж свои чувства и переживания, оценки);

– создание «эффекта присутствия» (различные приемы авторского самовыражения способствуют более глубинному осмыслению зрителями объективных сторон события, возникновению чувства их эмоциональной причастности к происходящему).

Работа репортера внутри события – это своеобразный автопортрет создателя репортажа, демонстрация его умения публично мыслить, а не бормотать скороговоркой прописные истины. Кроме того, репортер должен непрерывно следить за развитием события, за выступлениями его участников, за работой съемочной группы, за регламентом времени. И все это делать одновременно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: