По теме практического занятия




Практическое занятие №2

«Основные этапы в развитии античной философии».

 

Задачи практического занятия:

 

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

Губин В.Д. Философия/В.Д.Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов-М.: ТОН- Остожье,2009.-704 с.

Гуревич П.С. Основы философии/П.С. Гуревич-М.:Гардарики,2008.-439 с.

Спиркин А.Г. Философия / А.Г.Спиркин –М.: Гардарики, 2010.-736 с.

https://filosof.historic.ru/books/c0005_1.shtml

2.Справочная литература:

Алексеев П.В. Хрестоматия по философии/П.В.Алексеев-М.: Проспект,2008.-576 с.

 

 

Краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия

 

Для раннего периода античной философии в целом характерны натурфилософия (философия природы) и космоцентризм. Важнейшим вопросом I этапа был вопрос о первоначале (архэ) всего сущего.

Первым философом, математиком, астрономом является Фалес из г.Милета. По его мнению, архэ является вода, которая приводится божественной силой.

Ученик Фалеса Анаксимандр считал первоначалом мира апейрон -неопределённое беспредельное материальное начало.

. По мнению ученика Анаксимандра - Анаксимена архэ является воздух: все вещи происходят из него путём сгущения или разрежения. Философ Гераклит из г.Эфеса, прозванный «Тёмным» и «Плачущим» считал первоначалом мира огонь, имеющий божественное происхождение. Его известные изречения: «Всё течёт, всё изменяется», «Нельзя войти в одну и ту же воду дважды», «Солнце новое каждый раз». По мнению Эмпедокла архэ являются четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля. Философ Пифагор с острова Самос считал, что всё есть «число». Даже человеческое счастье достигается знанием совершенства чисел. Особое значение он придавал числам 1,2,3,4, а также их сумме 10.

Одним из влиятельных учений II этапа является атомистический материализм Демокрита, прозванного «Смеющимся». Он считал, что мир состоит из небытия (пустоты) и бытия (атомов), которые находятся в постоянном движении. Атомы вечны и неизменны, различаются величиной, формой (шарообразные, пирамидальные, крючкообразные и т. п.). Сократа из г.Афин называют отцом философии. Он в центр философского изучения поставил не природу, а человека. Цель и смысл человеческой жизни познание самого себя. Сократ считал, что единственное, о чём мы знаем точно - это о собственном незнании, о трудностях, которые встают перед нами при попытках что-либо познать. Отсюда его известное изречение: «Я знаю, что я ничего не знаю». Он разработал особый метод обучения – майевтика, повивальное искусство.

Он разработал учение о трёх основных добродетелях:

1. Умеренность – это знание того, как обуздывать страсти.

2. Храбрость – это знание того, как преодолевать свои страхи и опасности.

3. Справедливость – это знание того, как выполнять законы – божественные и человеческие.

Сократ считал, что добродетели можно научиться при помощи умственного образования. Только «благородные люди» могут претендовать на знание. Ремесленнику, земледельцу, т.е. демосу, знание недоступно.

Платон (ученик Сократа) стал основателем объективного идеализма. Ядро его учения - тео­рия о мире идей. Идеи представляют причину бытия вещей. Идеи находятся в особом «умном месте», расположенном где-то в космосе. Они бестелесны, вечны, неизменны, недоступны человеческим чувствам и познаются только разумом. Идеи имеют структуру, подобную пирамиде. На вершине пирамиды идеи высшего ранга - идеи блага, истины прекрасного, справедливости. Ниже - идеи, выражающие физические, природные процессы и явления, идеи огня, движения, покоя, цвета, звука. Третий ряд - идеи классов, групп, пред­метов и живых существ, например, животные, человек и т.д.

Этому миру идей противостоит окружающий нас материальный мир вещей. Однако этот мир вторичен, он является лишь «тенью» мира идей. Платон признаёт ещё и наличие Ума – демиурга, который является творцом мира и порождает Мировую душу. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю, вселяется в тело новорожденного ребёнка.

Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает всё, что знала ранее. Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее. Аристотель - ученик Платона. Он подытожил развитие всей предшествующей философии. Аристотель выявил особенность философии, ее отличие от конкретных частных наук, дал ей определение. Философия, по его мнению, это высшая ступень человеческих знаний, т.к. она ищет первопричину всего сущего, а наука о первопричинах является самой главной.

Первооснову мира Аристотель видел не в идеях, а в материи. Однако существуют и идеи. Но, в отличие от Платона, он считал, что вещи и идеи, которые он называл формами, существуют не отдельно, а вместе друг с другом. Аристотель признавал, что все вещи и их формы находятся в постоянном движении и развитии. Источник движе­ния не в самих вещах, а в Боге. Аристотель крити­ковал учение Платона об идеальном государстве.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: