Методы когнитивной психологии




Основные идеи когнитивной психологии

Когнитивная психология в своих исследованиях опирается на несколько основополагающих идей:

1) Главные объекты изучения – это познавательные процессы: мышление, речь, восприятие, воображение, внимание и память. Дополнительно к ним КП занимается исследованием человеческого и искусственного интеллекта, эмоциональной сферы личности, психологии развития и процесса распознавания образов.

2) Важнейшая предпосылка когнитивной психологии состоит в изучении и анализе процессов познания в форме функций вычислительной машины. Представители направления сравнивают познавательные процессы психики человека с механизмом работы вычислительной машины, которая выполняет множество операций, связанных с получением, обработкой, хранением и выдачей данных. Когнитивные функции человека отвечают за аналогичные операции.

3) Психические системы обработки информации имеют свою предельную емкость. Это предположение объясняет направление работы и задачи когнитивных психологов – они стремятся отыскать естественные и наиболее эффективные методы работы с информацией, поступающей в психику из внешнего мира

4) Вся информация, которая поступает в психику посредством познавательных процессов, кодируется и отражается особым (индивидуальным) образом.

Когнитивный подход в психологии позволяет объяснять поведение человека через описание процессов познания, изучать и интерпретировать процессы восприятия, распознавания образов, решения задач, функционирования памяти; исследовать механизмы построения когнитивной картины мира, бессознательного восприятия и познания, причем не только у человека, но и у животных.

Методы когнитивной психологии

Когнитивный подход в психологии является научным, поэтому ему необходим точный метод исследования – лабораторный эксперимент, который является основным методом когнитивного подхода.

Лабораторный эксперимент – это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях в научной лаборатории; характеризуется изоляцией проводимых исследований от реальной жизни.

Лабораторный эксперимент позволяет исследовать основы восприятия, памяти, внимания, способы построения когнитивной картины мира. Определяющим является тот факт, что когнитивная структура человека не должна находится в дисгармоничном состоянии. Но если такое происходит, человек стремится направить максимальные усилия на изменение этого состояния до достижения баланса и гармонии психических процессов.

Для проведения лабораторного эксперимента необходимо соблюдение некоторых условий:

1) Предварительная постановка целей, задач, формулирование гипотез исследования, определение объекта и предмета исследования, а также формирование выборки испытуемых.

2) Знакомство с испытуемыми должно осуществляться еще до начала лабораторного эксперимента.

3) Необходима проработанная методология эксперимента: подготовить материал для исследования, например, карточки для запоминания предметов.

4) Место проведения эксперимента должно быть оборудовано всем необходимым, продуманы обстоятельства, в которых будет осуществляться эксперимент, форма его проведения: совместная групповая или индивидуальная.

5) Экспериментатор должен дать инструкцию испытуемым перед началом эксперимента, так как лабораторный когнитивный эксперимент предполагает стандарты его проведения, поэтому нельзя искажать инструкцию исследования.

6) В ходе исследования не рекомендуется обращать внимание на допущенные ошибки или комментировать происходящее, если этого не требует инструкция, так как экспериментатор может повлиять на результаты исследования.

7) Необходимо следить за эмоциональным и физическим состоянием человека, отмечать физиологические реакции, особенности поведения: при чрезмерном утомлении испытуемого, его излишнем возбуждении рекомендуется прервать опыт и провести его в другой раз.

Наряду с лабораторным экспериментом в когнитивной психологии применяются и другие методы: тесты, опросники, корреляционное исследование, метод наблюдения, библиографический метод и т.д.

Лабораторный эксперимент в когнитивной психологии отличается от тестирования, наблюдения, опросов и наблюдений по следующим критериям: наличие целенаправленного экспериментального воздействия, контроль воздействия и регистрация полученных результатов экспериментального исследования.

Однако, в отличие от перечисленных методов, лабораторный эксперимент позволяет устанавливать причинно-следственные связи. Полученные результаты лабораторных экспериментов позволяют сформулировать выводы о том, какие именно механизмы лежат в основе психологических феноменов и когнитивных процессов, вызывают их развитие и качественную перестройку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: