Репортеры приема и выпуска




Алина Меджидова, Ф-74

Конспект

Фихтелиус Эрик

 

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Работать увлеченно.

Журналистика, подача новостей - слаженная работа редакций и агентств, организующие сбор и распространение информационного материала. Но в самом начале этой цепочки находится репортер, нашедший, раскрывший и описавший новость.

Задача репортера - увидеть, услышать, ощутить и донести происходящее до своей аудитории. Нет рассказчика, не будет и новости. Повествователь должен быть сам увлечен и заинтересован событием, чтобы рассказать о нем нескучно и занимательно. Речь, таким образом, идет не только об обязанности репортера информировать, но и желании рассказать.

В основе хорошей журналистики - увлеченность самого репортера. Ведь одержимый своим делом журналист интересуется всем, что происходит вокруг и стремится разобраться в событиях, чтобы в свою очередь рассказать о них своей аудитории. То, о чем он рассказывает, должно быть важным, интересным, нескучным и иметь значимость для общественности. Нередко репортер становится не только свидетелем и участником происходящего, но и первооткрывателем новости. Привилегия журналиста в том, что ему первым предстоит рассказать своим читателям, слушателям, зрителям о том, что случилось.

Увлеченность и объективность одно из противоречий нашей профессии заключается в том, что журналист, с одной стороны, должен увлечься темой, а с другой стороны, оставаться объективным, работая с ней. Каждый из нас оценивает действительность по-своему, репортер же должен стремиться к тому, чтобы передать информацию о событии или свое понимание происходящего максимально правдиво и корректно, не поддаваясь соблазну рассказать читателям, слушателям, зрителям о том, как и что должно было бы быть по его мнению. Репортер сообщает с места события о самом происшествии, но не его задача ловить бандитов или тушить пожар.

Конечно, это нелегкая задача, но нельзя отказываться от достижения этой цели, мотивируя тем, что она труднодоступна.

Смотрите на все глазами читателя, зрителя, слушателя.

Ключ зажигания Репортер должен загореться темой, над которой он работает, чтобы успешно с ней справиться. Увлеченность журналиста в таком случае является ключом зажигания в его работе. Раздобыв какие-то сведения, трудно порой предугадать, станут ли они новостью или нет. Иногда новости добираются до отделов и редакций новостей общенациональных средств массовой информации неделями и даже месяцами.

Циники говорят, что люди воспринимают лишь то, что им знакомо, а то, что уже известно - не ново и не может, таким образом, классифицироваться как новость.

 

Определение новости

Новости - это эмоциональное восприятие и традиционные представления в равных пропорциях. Опытный журналист чаще всего может распознать черты хорошей новости в услышанном или увиденном им. А настоящая новость воздействует на нас, в первую очередь, эмоционально.

Новость – должна быть новой, иметь прелесть новизны; новое, актуальное событие; сообщение (в прессе, по радио, телевидению) об актуальном событии.

Событие, таким образом, является ключевым словом. Что-то происходит быстро, конкретно, заметно и в ограниченный промежуток времени. Событие - это перемена. Что-то меняется, факт изменения и является новостью. На жаргоне шведских репортеров это называется крючок. Событие является тем очевидным изменением, на которое можно „нанизать" повествование или сюжет.

Ракурс. Репортер всегда должен найти угол, под которым он хочет подать материал. Один и тот же вопрос может освещаться с разных точек зрения. Ракурс в подаче новости можно было бы назвать передачей информации в определенном аспекте.

 

Оценка и отбор новостей

Вероятность публикации новости вообще и ее размещения на первой полосе возрастает со степенью соответствия следующему:

информационное сообщение затрагивает:

• традиционный предмет обсуждения

• на близком расстоянии к фактическим событиям,

• которые, с одной стороны, носят сенсационный или неожиданный характер,

• а с другой стороны, участниками их являются частные лица;

• они доступны пониманию,

• имеют значимость для людей,

• разыгрываются в течение короткого времени, являясь частью общей темы,

• в то же время несут отрицательный оттенок

• и происходят из традиционных источников.

Значение новости автоматически повышается, если она описывает событие, произошедшее незадолго до начала печати номера, и если она преодолела определенный порог информационной ценности.

 

Сообщать о важном!

Задача журналиста, отделяя зерна от плевел, публиковать плевела.

 

Сообщения телеграфных агентств, пресс-релизы, приглашения на встречи и конференции - все это ручейки информационного потока, поступающего в редакции. К нему следует добавить и самостоятельный поиск тем для работы, который непрерывно ведут журналисты редакций.

четыре важнейшие функции средств массовой информации в демократическом обществе.

Информационная функция

СМИ должны предоставлять информацию, необходимую для того,

чтобы граждане страны могли определить свою позицию в

общественно важных вопросах. Народные избранники, в свою

очередь, должны иметь возможность с помощью СМИ регулярно

получать информацию о мнении отдельных людей или организаций

по различным политическим вопросам.

Комментирующая функция

СМИ должны либо в качестве рупора организованных интересов

общества, либо, представляя совершенно независимые интересы,

комментировать происходящее в стране и мире.

Контрольная функция

Средствам массовой информации, представляющим интересы

общественности, следует проверять и контролировать работу

органов власти.

Связующая функция

СМИ должны способствовать коммуникации внутри и между

политическими, профсоюзными и общественными организациями

в стране.

Критически настроенный репортер стремится раскрыть и вынести на свет то, что кто-то пытается утаить. Он сравнивает действительное положение дел с громкими словами и высокопарной риторикой.

Излагать. Средства массовой информации должны не только обличать, но и отражать события и явления жизни страны и мира, предоставляя аудитории отчет о происходящем. Корреспондент сообщает своим читателям, зрителям, слушателям:

- Сегодня местная администрация приняла решение...

- Вчера состоялась встреча местных политиков с предпринимателями...

- Рано утром вспыхнул пожар в доме на улице...

Журналист, докладывающий о том или ином мероприятии, должен стремиться донести информацию о случившемся или сказанном как можно более корректно. Но те редакции, которые лишь пассивно пересказывают бесконечные парламентские дебаты или официальные сообщения, упрощают свои задачи, забывая о важной контролирующей функции журналистики. Амбиции рассказывать и разъяснять отодвигают на второй план задачу проверять и обличать.

Комментировать. Комментарий - неотъемлемая часть нашей работы. Комментатор пытается проследить связь между отдельными явлениями, объясняет, что скрывается за тем или иным событием или решением. Но комментарий - это не личное мнение журналиста, это попытка объяснить почему то или иное событие произошло. Не репортер должен решать, строить мост через пролив Эресун или нет, но он может объяснить аудитории, почему строительство моста, несмотря на все, протесты, началось.

Оценка новостей

Новость должна быть:

 

Свежей. Чем актуальнее новость, тем выше ее ценность. Чем больше времени проходит с момента события, тем меньше интерес к нему у людей. Даже небольшая новость может вызвать значительный эффект, затмив главную новость программы, если она освещает событие, произошедшее незадолго до deadline. Однако, как правило, уже в следующем выпуске новостей, она «блекнет», поскольку становится менее актуальной и перемещается на второстепенную позицию, уступая место главной и другим новостям.

 

Ранее неизвестной. Разоблачение явления, незнакомого широкому кругу людей - это, без сомнения, новость, даже если событие произошло некоторое время тому назад. Исходя из этого критерия при оценке материала, можно признать новостью и относительно давние события и явления, при условии, что они, или обстоятельства вокруг них, неизвестны общественности.

 

Близкой к аудитории. То, что близко нам в географическом или культурном отношении, всегда представляет больший интерес, чем происходящее где-то далеко. Ценность новости уменьшается пропорционально увеличению расстояния от аудитории до места события. Для индийского радиослушателя сообщение о крушении поезда недалеко от Калькутты, в котором погибло двадцать человек, представляет намного больший интерес и значимость, чем новость о гибели пассажирского парома в Балтийском море - трагедии, повлекшей сотни жертв.

 

Необычной. Сообщение о крушении самолета - новость, а о том, что самолет прилетел — нет. Рассказ, о человеке, укусившем собаку, — большая новость, чем сообщение о человеке, укушенном собакой. Необычные, редкие, удивительные события могут стать хорошими новостями, имеющими некую развлекательную ценность, даже если понятие новость, как таковое, ничего общего с развлечением не имеет.

 

«Застойной». Зачастую мы слепо фиксируем внимание на всевозможных изменениях в окружающем нас мире, забывая о том, что неизменность или застой тоже могут быть важными новостями. Завод или муниципальное очистное сооружение, год за годом продолжающие сбрасывать ядовитые вещества в водоемы - новость, ценность, которой не уменьшается до тех пор, пока нарушения не прекратятся. Никем не принятые во внимание результаты проведенной комиссии - факт, достойный обнародования.

 

Персонифицированной. Рассказ об интересной и занимательной личности намного увлекательнее, чем о скучном и ординарном человеке. Всем хорошо знаком тот факт, что известные люди представляют больший интерес для публики, чем никому не знакомые. Но совсем не обязательно, чтобы так было во веки веков. Ищите новые яркие личности!

 

Увлекательной. Новость должна вызывать интерес у тех, кому она предназначается. Событие, растянувшееся во времени, может быть описано по мере получения новых данных, чтобы у аудитории была возможность шаг за шагом следить за развитием истории. Новость (сюжет), исход которой неизвестен до последнего момента, называется среди журналистов cliff hanger*.

 

Собственной (редакционной). Редакция или репортер, „раскопавшие" собственную новость, нередко отдают ей предпочтение перед остальными. Зачастую многими репортерами движет вполне понятное желание быть первыми и единственными обладателями какого-то информационного материала. Многие редакции предпочитают предоставлять место в теле-, радиоэфире или на страницах своих изданий именно таким новостям, но погоня за собственными (редакционными) новостями не должна перекрывать дорогу другим сообщениям. К сожалению, во многих редакциях существует тенденция замалчивания «чужих» новостей, поэтому подчас они становятся достоянием лишь ограниченной группы читатели, зрителей, слушателей, а для широкой общественности остаются практически незамеченными.

 

Важной. При отборе новостей репортер не должен слепо полагаться на свои чувства, но обращаться и к здравому смыслу. Для того, чтобы журналистика могла выполнять возложенные на нее демократическим обществом задачи, репортеру следует стремиться освещать то, что действительно является важным для людей, условий их жизни, понимания и толкования происходящих в стране и мире событий.

По моим прогнозам большая часть информационного материала, который публикуется и выдается в эфир, должна быть так называемыми ожидаемыми новостями, иначе зрители и слушатели просто прекратят воспринимать программу как выпуск последних известий.

 

Фон.

Беседа для „фона" означает, что репортер может использовать всю информацию, переданную ему источником в беседе, и цитировать любое его высказывание, при условии, что личность источника ни в коем случае не раскрывается. Источник ссылается на закрепленную Конституцией обязанность журналиста защищать анонимность информатора.

Не раскрывать свои источники! Тому, кто передает информацию в редакции СМИ, гарантирована анонимность. Это означает, что журналист не имеет права открывать имя своего информатора, а „властям или другим общественным органам"* запрещен поиск или раскрытие источников полученной репортером информации.

Разумеется, из общего правила безнаказанности и анонимности источников есть исключения. Если информатор передает в редакцию сведения, которые могут представлять угрозу государственной безопасности, или информацию, обнародование которой влечет за собой шпионаж или государственную измену, то судебные инстанции имеют право разыскать источник этой информации и подвергнуть его судебному преследованию.

Несмотря на то, что журналист располагает информацией, которую он вправе цитировать и использовать в соответствии с условиями разговора „для фона", нередко применимость ее ограничивается требованиями о защите источника. Репортеру приходится проявлять осторожность и смекалку, предавая важную информацию огласке.

Репортеры приема и выпуска

Существует два сорта репортеров: репортеры приема и репортеры выпуска.

«Принимающий» репортер незаменим, когда необходимо держать ситуацию под контролем, у него колоссальное количество контактов и источников, прекрасно организованный архив. Ни одна новость не ускользнет от его недремлющего ока. Беда лишь в том, что он редко представляет что-либо на суд аудитории. Знания так и остаются у него самого, ведь все его время уходит на поиск и охоту за сведениями, на творчество нет ни минутки. Другим редко удается узнать то, что известно ему.

«Выпускающий» репортер работает также одержимо, с одним лишь отличием - он неутомимо творит. Его голос звучит во всех выпусках новостей по радио, он не исчезает с экранов телевизоров, успевает писать одну за другой книгу, фельетоны и колонки комментатора. Публика обожает его.

Золотая середина, баланс между „принимающим" и „выпускающим" репортером — то, к чему каждый журналист должен стремиться.

Говорить о конкретном!

Accuracy, Brevity and Clarity- так сформулировала свое кредо в работе с новостями американская телекомпания АВС. Эти три слова - точность, краткость, ясность - основа основ журналистской науки.

Новость должна быть корректна - это один из главных принципов подачи информации. Сведения, которые получает от нас аудитория, должны быть точными и проверенными, настолько насколько это возможно. Для радио- и тележурналистов особенную важность имеет краткость, ведь им даже при обзоре крупных и сложных событий нужно уложиться в считанные минуты, а иногда и секунды, и при этом донести до публики суть дела.

Заинтересовать может лишь конкретное. Это касается как политики, так и журналистики. Конкретные данные и детали всегда привлекают внимание, что особенно важно в теле и радиовещании, где интенсивность и сжатость передачи информации намного выше, чем в прессе.

Отождествление новости рассказывают о людях. О тех, кто что-то пережил, работает с чем-то или о тех, кого принятие какого-то решения непосредственно затрагивает. Конкретизируя свое сообщение, журналист предоставляет аудитории возможность найти точки соприкосновения с новостью.

Драматургия повествования Одно из золотых правил техники повествования на радио и телевидении - начать рассказ с конкретного, чтобы затем перейти к абстрактному. Сначала репортер должен дать документальное определение проблемы, показать, в чем она заключается, заинтересовать аудиторию конкретным примером. Слушатель или зритель, погружаясь в действительность, начинает задавать себе вопрос - как же такое могло произойти и почему? Пробудив любопытство у аудитории, репортер переходит ко второму этапу - разъяснениям. Начни журналист свое повествование с абстрактного, публика, не уловив проблематики, потеряет к сюжету интерес, и скорее всего пропустит его мимо себя. Всегда начинать с определения проблемы, конкретное должно предшествовать абстрактному!

Драматургические приемы на радио, телевидении и в прессе, конечно, отличаются. В газете новости преподносятся напрямик. Газетная статья чаще всего начинается с самого главного и заканчивается наименее интересными деталями, отчасти для того, чтобы ее при необходимости можно было сократить без ущерба содержанию. Подача крупных или важных событий на радио или телевидении происходит также прямо и наступательно, как и в прессе, в то время как обычный репортаж строится по принципам драматургии повествования. Сюжет должен иметь хорошо продуманные завязку, середину и концовку. Он следует развитию событий или конфликта. Урезание в прямом эфире концовки драматургически хорошо продуманного репортажа в выпуске новостей равнозначно небольшой катастрофе.

Репортеру и оператору еще на месте съемки следует продумать и обсудить начало и концовку сюжета. Снимая короткий информационный материал, нет необходимости прибегать к каким-то особым приемам теледраматургии.

Драматургические приемы повествования оказывают влияние на восприятие аудиторией действительности. Это мощная сила, злоупотребление которой может превратить ее в орудие манипуляции.

Метонимия и метафоры Репортер должен владеть приемами, присущими ораторскому искусству, и научиться применять их и в жанре телевидения. Метонимия - это фрагмент целого. По многим причинам в телевизионном сюжете мы можем показать лишь отдельные эпизоды происходящего, с помощью которых зритель должен создать себе представление о целом. Кадры и звук помогают зрителю представить себе действительность. Кино- и телефильмы научили зрителя толковать язык кадров.

Показывая крупным планом пальцы на спусковом механизме ружья, мы даем зрителю понять, что это рука стрелка, не показывая его самого в кадре. Если на экране появляется мужчина с букетом алых роз в руке, беспокойно поглядывающий на часы, а за кадром звучит разноязычная речь и слышно сообщение по громкоговорителю о прибытии самолета, то понятно, что мужчина встречает в аэропорту свою возлюбленную.

Метонимия может быть необыкновенно выразительным средством телевизионной драматургии. Шведскому оператору Дану Йоме в день перед Рождеством 1989 года удалось заснять, как румынские солдаты снимают пограничную вывеску с надписью «Добро пожаловать в Социалистическую Республику Румынию». На оборотной стороне этой вывески написано "Farewell". Несколько коротких секунд съемки запечатлели исторические события в Румынии. В другом отснятом Даном Йома репортаже бездомный пес бежит навстречу потоку автомобилей на одной из улиц Москвы в весенний солнечный день. Этими кадрами оператору удалось отразить противоречия и катаклизмы процесса перестройки.

Метафора - это образное выражение понятия. Песочные часы могут символизировать бренность жизни. Метафора - орудие поэта, которое с успехом может быть использовано в телевизионной журналистике. Что кто-то голоден как волк, упрям как осел или мудрый как сова можно показать визуально.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: