Работу выполнила Хохлачева Алина, 7б класса
ПОВЕСТЬ.
В |
современном литературоведении повесть – это прозаический жанр, по объёму и содержанию превышающий рассказ, но уступающий роману. Если перечислить произведения отечественной литературы, созданные в этом жанре, можно найти среди них и «Повести Белкина» А.С. Пушкина, каждая из которых по напряжённости и сжатости сюжета напоминает скорее рассказ или новеллу, и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, тяготеющую к роману. Жанровые признаки повести 1. Первое, на что надо обратить внимание – это объём произведения. В рассказе, как правило, несколько десятков страниц, а в повести – от ста. 2. Склонность к хроникальному изображению событий. 3. Сюжетные линии. В отличие от романа, в повести обычно не более трёх главных героев. Сюжетные коллизии (это что?) разворачиваются между ними, а остальные персонажи играют вспомогательные роли. Поэтому принято выделять в повести ярко выраженный центральный сюжет, а не несколько параллельно развивающихся событийных цепочек, как в романе. 4. Время и пространство. В сказочных и фантастических повестях запретов на временные и пространственные путешествия нет, а вот реалистическая повесть обычно описывает события, произошедшие в пределах десятилетия в одном месте (редко – в двух-трёх населённых пунктах). 5. Повесть не анализирует судьбы поколений, столкновения семейных кланов, смену исторических эпох. Её масштаб более скромен, но при этом подробен. В то же время, она не так внимательно изображает мельчайшие детали, как это делает рассказ. Виды повестей. В древнерусской литературе выделялись воинская, историческая, бытовая повесть. Современные литературоведы называют следующие разновидности: сентиментальная (Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»); романтическая (А.А.Бестужев-Марлинский «Роман и Ольга»); реалистическая (А.С.Пушкин «Станционный смотритель»); фантастическая (Н.В.Гоголь «Вий»); сатирическая (Н.В.Гоголь «Шинель»); приключенческая (А.Н.Рыбаков, А.Грин); детективная; сказочная. Иногда повесть используется как вставной элемент в структуре более сложного произведения. Например, в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» «спрятана» «Повесть о капитане Копейкине». Она помогает раскрыть характер главного героя поэмы, поразмыслить над социальной проблематикой. Если же рассказать историю о Копейкине отдельно, получится самостоятельное и полноценное произведение.
РОМАН.
Р |
оман (от фр. roman - произведение, написанное на языке романской группы) – большой эпический жанр, описывающий широкий круг событий и жизненных явлений, показанных в развитии. Сюжет романа, как правило, объединяет множество действующих лиц и значительно растянут во времени, в отличие от других эпических жанров, таких как повесть или рассказ. Эта повествовательная форма стремится запечатлеть различные стороны человеческой жизни, отсюда такое многообразие разновидностей романа: авантюрный, о воспитании, женский, исторический, криминальный, детективный, научно-фантастический, «карьеры», плутовской, приключенческий, семейно-бытовой, солдатский, антивоенный, антифашистский, антиколониалистский, рыцарский и проч. С точки зрения поэтических особенностей, выделяют роман социально-психологический, «потока сознания», «новый», мифологический, пародия, центростремительный, центробежный, полифонический и др. Существует также классификация романного жанра относительно того или иного направления в литературе: просветительский («Робинзон Крузо» Д. Дефо), сентименталистский («Бедная Лиза» Н. Карамзина), романтический («Отверженные» В. Гюго), реалистический («Обломов» И. Гончарова, «Война и мир» Л. Толстого), модернистский («Петербург» А. Белого), постмодернистский («Приглашение на казнь» В. Набокова) и др. Первые образцы романа можно обнаружить в античной литературе («Дафнис и Хлоя» Лонга, «Метаморфозы, или Золотой Осел» Апулея), однако в них формальные признаки жанра еще размыты. Средневековая эпоха создала рыцарский и городской роман, сделав эту эпическую форму привилегией определенного сословия. Тогда же появился и сам термин «роман», первоначально означавший любое произведение, написанное не по-латыни, как религиозная литература, а на одном из романских языков (французском, итальянском, испанском, португальском). Начиная с XVIII в., в литературе определяются устойчивые жанровые признаки романа: разветвленный сюжет, многообразие заявленных тем и проблем, характеристик героев, отражающих сложные взаимоотношения между людьми и т.п. Однако в творчестве авторов XX в. можно найти примеры и синкретичных произведений, соединяющих черты, свойственные разным жанрам, например, роман-миф Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества», роман-эссе Р. Музиля «Человек без свойств» и т.п. Несколько романов, сюжеты которых связаны друг с другом общими событиями или действующими лицами, образуют цикл. Например, «Человеческая комедия» О. Бальзака или «Хождение по мукам» А. Толстого. Одной из самых сложных романных форм является эпопея, в ней судьбы героев изображаются в связи с каким-либо важнейшим историческим событием, количество действующих лиц чрезвычайно велико, охватывается большой временной промежуток, создается широкая панорама народной жизни. К таковым можно отнести «Войну и мир» Л. Толстого, «Тихий Дон» М. Шолохова и проч.
РАССКАЗ.
Р |
ассказ в литературе — это малый жанр эпической прозы, отличающийся от повести и романа меньшим объёмом. К данному жанру близки другие формы эпоса: очерк, новелла, эссе. От них рассказ отличается нейтральным характером подачи материала. Бывают фантастические, приключенческие, детективные рассказы, «рассказы в рассказе», рассказы-загадки, как у Эдгара По или Милорада Павича. Отличительные особенности жанра - привязка к конкретной теме, обычно озвученной в названии; - наличие одной чётко выделенной сюжетной линии; - ограниченное число персонажей; - присутствие завязки, основной части, развязки; - разрешение заявленной проблемы в кульминационном моменте повествования. Рассказ - эпический жанр, который занимает важное место в мировой литературе. Горький и Толстой обращались к нему как в ранний, так и в зрелый период творчества. Рассказ у Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы стали классическими и наравне с крупными эпическими произведениями (повестями и романами) вошли в сокровищницу литературы. Таковы, например, рассказы Толстого "Три смерти" и "Смерть Ивана Ильича", тургеневские "Записки охотника", произведения Чехова "Душечка" и "Человек в футляре", рассказы Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш" и др. Рассказ позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случай, ту или иную сторону нашей жизни. Он дает возможность изобразить их так, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них.