Задания по теме «Топография»




Занимательная топография и ориентирование

Методические рекомендации

Автор-составитель Терешкин А.А.,

педагог дополнительного образования

 

 

 

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………..….3

1.Топография……………………………………………………………………………4

Задания по теме «Топография»………………………………………………………..6

2.Ориентирование…………………………………………………………………...…9

Задания по теме «Ориетирование»………………………………………………...…12

Задания по теме «Компас»…………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………….....16

Приложения………………………………………………………………………..........17

Приложение 1. Словарь терминов…………………………………………………….17

Приложение 2. Условные топографические знаки…………………………………..19

Приложение 3. Учебные топографические карты…………………………………..20

Пояснительная записка

 

Умение ориентироваться на местности имеет важное значение для любого человека, а тем более для туриста.

Туристу приходится ориентироваться всё время, применять для этого карту, компас, даже часы. Кроме этого нужны знания, как можно сориентироваться по различным местным признакам и предметам, по Солнцу и звёздам.

Для начинающих туристов основой основ является умение работать с компасом и картой, без которых не обходится ни одно туристское путешествие.

 

Цель методических рекомендаций – оказание помощи педагогам в проведении занятий с обучающимися по одному из важных разделов туристской подготовки «Топография и ориентирование».

Задачи:

- описать задания на усвоение теоретических знаний и закрепление и практических навыков по темам «топография»;

-описать задания на усвоение теоретических знаний и закрепление и практических навыков по теме «ориентирование».

 

Предлагаемые педагогам задания, рассчитаны на обучающихся 7-10 лет, составлены по дополнительной образовательной программе «Оздоровительно-познавательный туризм» и позволят разнообразить теоретические и практические занятия тематических разделов, посвящённых изучению топографии и ориентированию.

 

Методические рекомендации адресованы педагогам дополнительного образования, осуществляющим свою деятельность в туристско-краеведческой направленности.

 

На занятии могут использоваться различные формы организации учебно-тренировочной деятельности: с полным составом учебной группы, по подгруппам, дифференцированно с учётом индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.

 

 

1. Топография

Ориентирование по плану и картам

 

ПЛАН – это чертёж отдельных предметов, помещений, местности. На плане предмет изображают таким, каким он виден, если на него смотреть сверху.

Как, например, начертить план стола? Нужно посмотреть на него сверху. Вы увидите прямоугольник – это и есть план стола. Но его нельзя начертить такого большого размера, как он есть. Многие предметы так велики, что необходимо их рисунок и план сделать намного меньше.

Измерьте длину и ширину стола и запишите числа. Например, у вас получилось: длина 100 см, ширина 60 см. Уменьшите оба числа, например, в 4 раза (можно и в 10 раз). Получатся цифры намного меньше. Теперь вы можете начертить план стола в уменьшенном виде. В уменьшенном виде планы чертят по условной уменьшенной мерке.

Уменьшенная мерка, которую при черчении условно принимают за какую-нибудь большую меру, называется МАСШТАБОМ.

Обычно масштабом служит сантиметр, который условно принимают за метр или километр.

КАРТА – это уменьшенное изображение земной поверхности, выполненное в определённом масштабе. Видов карт очень много.

Самые точные среди них – топографические. Часто туристам приходится иметь дело с туристскими картосхемами, где всё, что встречается на пути, зарисовывается с помощью условных знаков.

Условные знаки – это азбука, знание которой необходимо для чтения карты. Нужно знать наиболее распространённые топографические знаки, уметь их найти на карте и уметь их нарисовать. Кроме этого, необходимо уметь нарисовать план-схему своего школьного двора, улиц, где расположена Станция туристов, где вы занимаетесь.

Посмотрите, как зарисовываются некоторые топографические знаки:

здания завод или фабрика мост через реку шоссе грунтовая дорога
тропинка просека река озеро заросли камыша
лиственное дерево хвойное дерево смешанный лес выгоревший лес (сухостой) редкий лес
вырубленный лес поваленный лес (бурелом) заросли кустарника луг овраг
ямы бугры, холмы проходимое болото непроходимое болото родник

 

В приложении 2 можно увидеть, как изображаются другие знаки на топографических картах.

 

Задания по теме «Топография»

 

Задание № 1.

Начертите план учебного кабинета, измерив его длину и ширину. Используйте масштаб 1 х 100.

 

Задание № 2.

Нарисуйте план-схему учебного кабинета, изображая все объекты в нем (шкафы, столы и стулья).

Задание № 3.

Нарисуйте план-схему участка, прилегающего к вашему дому.

Задание № 4.

Составьте план-схему участка, прилегающего к вашей школе или Станции туристов.

Задания №№1-4 можно использовать в качестве учебно-тренировочных на начальном этапе формирования знаний у обучающихся для коллективной групповой работы. Позже, когда знания детей можно назвать устоявшимися, закреплять их следует уже в работе по подгруппам. Например: одни рисуют участок справа, другие - слева, затем подгруппы проверяют работу друг друга. Если надо - исправляют. Для обучающихся третьего года обучения эти задания могут даваться в качестве индивидуальной работы.

Задание № 5.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: