VIII. Подведение итогов урока.




Тема урока: А. А. Фет «Ласточки пропали».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа.

1. Загадки.

Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь.)

 

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер.)

 

Солнца нет, на небе тучи,

Ветер вредный и колючий,

Дует так, спасенья нет!

Что такое? Дай ответ! (Осень.)

· Что объединяет эти загадки? (Тема осени.)

2. Речевая разминка

Осенью.

Когда сквозная паутина
Разносит нити ясных дней
И под окном у селянина
Далекий благовест слышней,

Мы не грустим, пугаясь снова
Дыханья близкого зимы,
А голос лета прожитого
Яснее понимаем мы.

А. А. Фет

· Прочитаем стихотворение в медленном темпе.

· Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?

·

· Прочитайте с интонацией удивления.

· Прочитайте с утвердительной интонацией.

· Прочитайте с интонацией раздражения.

· Прочитайте с интонацией восхищения.

· Прочитайте с весёлой интонацией.

· Прочитайте выразительно.

 

III. Проверка домашнего задания.

· Вспомните имена поэтов, произведения которых мы изучали.

· Стихи каких поэтов похожи по настроению? (Стихи К. Бальмонта, А. Плещеева.)

 

IV. Работа по теме урока.

1. Подготовительная работа.

Афанасий Афанасьевич Фет родился (1820 – 1892) – замечательный русский поэт. Он родился в селе Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии. Когда мальчик подрос, он воспитывался в пансионе Крюммера и Погодинском пансионе в Москве. В 1838 г. Он поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 г. Вышел его первый поэтический сборник под инициалами А. Ф.

С детства поэт любил природу родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака…

 

Но уносили грачи, ласточки, утки лето красное далеко – далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета? Я предлагаю вам узнать это. Послушайте стихотворение «Ласточки пропали».

2. Первичное восприятие и обсуждение стихотворения.

(Слушают аудиозапись, следят по учебнику на с. 71.)

· Что представили, слушая стихотворение?

· По каким признакам вы узнали, что в стихотворении изображена осень?

· Найдите строки, в которых изображается осеннее замирание природы

· О какой осени рассказывает автор?

 

V. Физкультминутка

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вдохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

 

VI. Продолжение работы по теме урока

· А сейчас мы будем анализировать стихотворение по частям.

1 часть (прочитайте 1 часть вслух).

· Что вы представили?

· Что сказано о ласточках?

· Что значит «пропали»?

· О каких ещё птицах говорится в этой части?

· Когда грачи летали?

· Что такое заря?

· Почему следующая строчка начинается со слова «всё»? (Значит, долго грачи летали.)

· С чем сравнивает автор стаю грачей? (С сетью)

· Почему используется такое сравнение?

· Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

· Как летала стая, похожая на сеть?

· Что значит «мелькала»?(Работа со словарём)

· Где мелькала стая?

· Для чего автор использует слово «вон»?

· Как прочитаете это слово?

2 часть. (читаем 2 часть вслух).

· Какую картину вы увидели?

· Что вы услышали?

· Прочитайте 1 и 2 строчки. О каком явлении природы говорит автор?

· Как автор сказал об этом?

· Что значит спится?

· Прочитайте 3 строчку.

· Почему лист, а не листья?

· Почему лист сухой?

· Что значит «валится»?

· Обратите внимание на ударение в этом слове.

· Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

· Что услышали? (Повторяется звук [с])

· Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

· Прочитайте последние строчки этой части.

· Какой образ появился? (Образ ветра.)

· Что сказано о ветре?

· О ком можно так сказать?

· Ветер, как человек – злится.

· Какой приём использует здесь автор? (Олицетворение.)

· Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

· Как ветер может стучать в окно?

 

Часть.

· Прочитаем 3 часть вслух.

· В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

· Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

· О чём просит автор?

· Почему?

· Какой знак стоит в конце предложения?

· Для чего автор использует этот знак?

· Автор просит зиму поскорее наступить.

· Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли.)

· Как они летят?

· Почему они кричат?

· Они, действительно, испугались?

· Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение.)

· Почему журавли кричат?

· Куда летят птицы?

· Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках. После слова «раскричавшись», необходимо сделать паузу, почему?

· Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

· Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется? (Многоточие.)

· Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

· Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

· Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

VIII. Подведение итогов урока.

· Назовите автора стихотворения, которое мы сегодня читали.

· Какое настроение вы почувствовали?

· Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, раздражение, тоска, грусть, безразличие.

Домашнее задание.

Выучить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…» наизусть (с. 71).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: