Доклад на тему: «Роль системы воспитания и дополнительного образования учащихся в профилактике асоциальных явлений»




 

 

Восточная мудрость гласит: «Для уничтожения народа нет необходимости идти на него с войной, достаточно уничтожить нравственность этого народа».

Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний. В современном обществе изменились моральные и ценностные установки, возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.

Чаще всего к асоциальному поведению подростков призывают сложившиеся вокруг него социальные факторы:

-трудности в общении со сверстниками;

-принадлежность к неформальным субкультурам;

-неуверенность в своей личности, низкая самооценка;

-неблагополучная семья, конфликты в семье;

-воспитательная стратегия родителей и педагогов (ролики для педагогов и родителей)

https://youtu.be/yQQIOMubFAI

https://www.youtube.com/watch?v=c3RWqjfFnEI

Асоциальное поведение подростков может выражаться в следующих формах:

Девиантное поведение (отклоняющееся поведение ) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера.

Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), суицидальные наклонности у подростка.

Образовательные учреждения являются центральными объектами для становления психологически здоровой личности. Предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения детей зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обуславливающих девиации.

Одной из важнейших социально-педагогических сред, имеющих воспитывающее и образовательное значение, является учреждение дополнительного образования. И это не случайно. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному, полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

Именно система дополнительного образования становится тем средством, которое помогает ребенку не попасть под влияние асоциальных явлений, а также вернуть подростка «группы риска» в общество и адаптировать его к нормальной жизни.

Цель и задача работы кружков и творческих объединений Дома творчества – развитие лидерских качеств, создание условий для самовыражения, самоутверждения, нацеливание личности на успех в жизни.

Если ребёнку предоставить полную свободу действий, он чувствует бесконтрольность и попустительство, усматривает в этом равнодушие взрослого, отсутствие любви и внимания к себе. Особенно тяжело переживает ребенок, когда взрослые в силу своей занятости надолго оставляют его без присмотра, не интересуются его поведением, успехами, желаниями и как ответная реакция - чрезмерная приверженность к удовольствиям, веселому время провождению, развлечениям, ничегонеделанию.

Если у ребенка не было воспитано трудолюбие, если он не привык делать в первую очередь то, что нужно, а не то, что хочется, то любые трудности будут вызывать у него отрицательные эмоции, желание уклониться от их преодоления. Занятия в кружках и творческих объединениях дома творчества- наилучшее средство привития трудолюбия детям.

Творчество - надежнейший способ профилактики асоциального поведения. «Кого привлекает прекрасное, тот по натуре чистоплотен». (Силован Рамишвили)

Дополнительное образование связанно с профилактикой правонарушений, так как оно обеспечивает организацию свободного времени подростка, создавая условия для содержательной организации досуга. В ходе занятий в кружке очень явно проявляется характер учащегося. Это объясняется тем, что каждый ребенок связан с определенной системой впечатлений, он стремится хотя бы на время выйти за пределы привычного, реализовать себя в других областях отношений, в других условиях. В этом смысле в какой-то степени можно говорить о том, что ребенок полностью проявляется в мире творчества. Окунувшись в среду дополнительного образования, найдя область деятельности, в которой дети успешны, они выбывают из «группы риска», включаются на равноправных началах в деятельность детского сообщества, ориентированного на позитивные жизненные ценности. Таким образом, меньше проявляют девиацию. Дополнительное образование дает возможность увидеть результат своего труда, от которого ребята подчас приходят в восторг.

Большое значение имеет принцип добровольности посещения кружков. Для детей, подростков, особенно тех, кто не проявляет себя в школе очень значимым является признание их успешности, талантов. В доме творчества существует система поддержки достижений учащихся:

Ø творческие отчеты коллективов;

Ø участие в фестивалях, конкурсах;

Ø тематических мероприятиях, направленные на пропаганду здорового образа жизни;

Ø выставки творческих работ учащихся и др.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность занятий по интересам, обеспечивает условия для достижения успехов в соответствии с собственными способностями, а также занятость детей во второй половине дня. Участие в различных формах досуговой деятельности в доме творчества имеет терапевтический эффект, снижает уровень тревожности у ребенка. Все это является основой всей воспитательной и профилактической работы в дополнительном образовании.

«Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить». (Плутарх)

Важно помнить, что только кропотливая систематическая работа по профилактике асоциальных явлений сможет привести к успеху.

 

Коваль О.Ю., методист по воспитательной работе МУДО «ДДЮТ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: