Классификация потребностей




Несмотря на отсутствие к настоящему времени общей теории и полного перечня потребностей, в существующих классификациях отмечен полиморфный состав потребностей, вертикальный и горизонтальный принцип в их регуляции. При этом критериями выделяемых классов служат виды, обусловленные предметным содержанием потребностей, а также сферы жизнедеятельности и уровни организации психики человека.

Со времени Аристотеля известно деление потребностей на телесные и духовные. С.Л. Рубинштейн отмечал, что потребности зависят от общества, в котором живет человек. Они тесно связаны с интересами, идеалами, психическими формами производными от потребностей, структурируются в иерархию по значимости для личности и общества и отражаются в виде чувства долга, пристрастия, протеста и т.д. Отечественные психологи останавливались на группе материальных или базовых, первичных, таких, как потребности в условиях и средствах жизни, в том числе труда и быта, в общении, отдыхе и подобное. Вторичными называли часто объединяемые социальные и духовные потребности: потребности в любимом труде и творчестве, обучении, информации, эстетике и др. (Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Ильин Е.П. и др.). А.В. Петровский классифицировал потребности по предмету – материальные и духовные, и по происхождению, разделяя группу низших (естественные, или биологические, витальные или органические) и группу высших (культурные и социальные, разделенные на материальные и духовные).

Деление потребностей на группы – материальные, социальные или культурные, духовные – относительно. Тот или иной предмет потребности и способы удовлетворения опосредуются объективными конкретно-историческими условиями общества, уровнем достигнутого развития производительных сил, технологий и производственных отношений, культурой определенных социальных групп, опыт которых человек переживает. Отмечают и обратное воздействие потребностей конкретного человека на общество. Продукт общественного производства, согласно родоначальнику субъективно-психологической австрийской школы экономики К. Менгера (1871) в его теории «вменения», «светят отраженным светом» человеческих потребностей. Они наделяют производственные блага ценностью и полезностью, обусловливают «индивидуальную экономику», субъективный фактор (спрос) и предвосхищают объективные предложения рынка (Бункина М.С. и др.).

Отмечают врожденный характер важных для формирования личности человека потребностей в социальных контактах. Ценность и особое значение человеческих контактов, несвязанных с удовлетворением физиологических потребностей, подчеркивается эмоциональным реагированием ребёнка на человеческое лицо. После рождения в возрасте около двух месяцев у ребёнка отмечают так называемую социальную улыбку, которая возникает в ответ на появление в поле его зрения лица человека и которая сменяется видимыми признаками неудовольствия, когда лицо исчезает. Удовлетворенные потребности в контактах, в заботе, теплых чувствах и любви в начальные периоды жизни человека сопутствуют развитию адекватной самооценки и отношения к себе, различительного чувства «Я» и самосознания, тождественности самому себе. По мере взросления зафиксированные на том или ином уровне в младенчестве способы удовлетворения потребности в человеческих контактах формируют межличностные отношения и личностный стиль общения с другими людьми, самоуважение к себе и подсознательно приписываемые себе роли.

Врожденной считают также потребность в познании, физиологической основной которой служит, свойственная и животным, реакция на новизну, или ориентировочный рефлекс, описанный И.П. Павловым в качестве особого вида активности. Она состоит в мобилизации организма к возможным неожиданностям, не обязательно связанными только с основными биологическими инстинктами (пищевыми, половыми и т.д.), но подразумевает отклик на изменение сигналов любой сложности и видов.

К.К. Платонов подразделял потребности на группы: биологические (безусловнорефлекторные или инстинктивные, и условнорефлекторные или социализированные); патологические, а также социальные (трудовые, познавательные, эстетические, нравственные, правовые). З. Фрейд психическое развитие человеческой личности выводил из одной эротической потребности. Г. Мюррей выделил группы «первичных», заложенных генетически, и «вторичных» (психогенных) потребностей, вырабатываемых в ходе познания и обретения жизненного опыта. К первой группе относятся, например, потребность в кислороде, обмене углекислым газом, в воде, пище, репродукции и подобные им 12 подразрядов. Во второй группе обозначаются, например, потребность в приобретении, охране вещей, в порядке, в превосходстве и достижениях и т.д. до 28 подразрядов потребностей (Верещагина Л.А. и др.) П.В. Симонов совместно с П.М. Ершовым подразделяли потребности на три группы, используя следующие принципы. Во-первых, идею В.И. Вернадского об эволюции живых форм жизни в геосфере (заселение, рост, размножение), биосфере (занятие территории), социосфере, (стремление к статусу в иерархии связей), ноосфере (познание, освоение ценностей культуры). Во-вторых, отмечали положительный или отрицательный знак эмоций, сигнализирующих об обеспечении сохранения и развития, совершенствования живых систем. В-третьих, предполагалось двойственное деление живого. С одной стороны – это автономные единицы, с другой стороны, для выживания, сохранения и развития во времени и пространстве они организуются в высоко порядковые объединения (семья, стая, вид, группа, сообщество). На основании изложенного выше, к первой группе биологических и от них производных материальных причисляют потребности в пище, одежде, жилище и технике, а также в средствах защиты от вредных воздействий и обеспечения индивидуального и видового существования. Вторая группа социальных потребностей включает потребности в принадлежности к группе (общности), в статусе, привязанности, внимании, уважении и любви, во власти и влиянии, в лидерстве или роли ведомого члена группы. Третью группу назвали «идеальные» потребности (духовные, культурные, эстетические), которые составляют потребности в познании мира и своего места в нём, смысла и предназначения своего существования. При этом все три группы потребностей содержат параметр времени «удаление цели»: материально-биологические (напр., жажда) ограничены несколькими сутками, социальные – измеряются сроком человеческой жизни. Идеальные цели могут быть отнесены к отдаленному будущему.

Все потребности можно разделить на две разновидности – потребности «нужды» (удержание генетически или социально заданных констант) и «роста» (поиск средств адаптации либо к состоянию удовлетворения, либо к видоизмененной потребности, либо поиск новых целей и способов их достижения). Выявлена закономерность: положительные эмоции чаще связаны с потребностями «роста», а отрицательные – с потребностями «нужды». Сопутствующая психическому развитию человека потребность познания сопровождается положительными эмоциями. Этот факт важен не только для практики обучения, но и воспитания. Известно, что отклоняющиеся от социальной нормы поступки часто своим источником имеют неудовлетворенные потребности «нужды» и накопленные неприятные переживания. Поэтому важно добиваться того, чтобы ситуации формирования социально-позитивных навыков поведения и обучения сопровождались действиями, вызывающими положительные эмоции. Значимым является деление потребностей на группы «для себя» и «для других». Например, можно утолить голод, приняв пищу в одиночестве или пригласив с собой голодного товарища, или, проявив чудеса кулинарного искусства, угостить компанию друзей.

Критерием отнесения потребности определенного вида к соответствующему уровню может являться принцип «динамики иерархии потребностей» А. Маслоу, согласно которому удовлетворение потребностей низшего уровня стимулирует удовлетворение потребностей более высокого уровня. Для удовлетворения высших потребностей, прежде необходимо удовлетворить низшие потребности. Маслоу выделял такие последовательно восходящие уровни потребностей человека как физиологические (голод, жажда, сексуальность и др.); потребности в безопасности (защита от страдания, боли, неустроенности); потребности в социальных связях (в сопричастности, любви, нежности, доверии); потребности самоуважения (в признании, одобрении, достижении, в удовлетворяющей самооценке); потребности в самоактуализации (в понимании и осмыслении собственного пути, в реализации своих возможностей и способностей). Чем выше человек в состоянии подняться в иерархии потребностно-мотивационных побуждений, тем крепче и устойчивее его психическое здоровье, реальное ощущение счастья, достижение личностной зрелости, максимальное раскрытие природных дарований и творческих талантов. В неблагоприятных жизненных условиях реализация высших потребностей может быть на некоторое время отодвинута. В то же время, неудовлетворение жизненно важных человеческих потребностей (любого уровня) тормозит или снижает активность человека, вносит изменения в направлении развития его личности.

К. Альдерфер отмечал три основные группы потребностей: в существовании (индивидуальная безопасность и физиологические потребности), в связях (принадлежность и причастность), в индивидуально-личностном росте (самовыражение). В случае неудовлетворённости потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня (внимание человека переключается на этот уровень). Процесс движения вверх по уровням потребностей называется, согласно Альдерферу, процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз – процессом фрустрации (поражение в стремлении удовлетворить потребность).

Э. Фромм писал, что удовлетворение таких потребностей, как защиты от опасности потери жизни и рассудка, является основой эволюционного перехода от животной жизни к условиям, в которых возможно существования человека. Из этих условий вытекают универсальные первичные человеческие потребности в выживании, в репродукции (воспроизводстве вида и рода человека) и в контроле над разумом. Человеческими также являются потребности в системе ориентации, эмоциональной привязанности к людям и природе, в побуждениях и переживаниях, в понимании мира и смысла жизни, в осознании себя и самотождественности, в автономии и свободе.

В сфере экономики и социологии труда утверждают, что общество устанавливает нормы, ограниченные минимальным и базовым уровнем, для потребностей существования (физиологические, безопасности, причастности и свободе), в отличие от потребностей развития («роста»), связанных с индивидуально-личностными жизненными целями, которые не имеют ограничений (Б.М. Генкин). Нормативные минимальные уровни потребностей существования обеспечивает выживание. Нормативные базовые уровни потребностей сопутствует появлению различных целей жизни: материальных и социальных, интеллектуальных, эстетических или духовных.

В политической сфере жизнедеятельности, которая складывается в

стремлении людей достигать удовлетворения своих интересов, значимыми по классификации Гарра Т.Р. являются производные от потребностей ценности (желательные события, объекты, к которым стремятся все люди) – ценности межличностные, благосостояния и власти. Ценности благосостояния прямо связаны с физическим благополучием и самореализацией человека. Они представляют физические блага жизни – пищу, кров, обеспечение здоровья, физический комфорт, а также развитие и использование физических и умственных способностей, в т.ч. в выбранной профессии. Ценности власти – это те ценности, которые определяют степень, до которой люди могут оказывать влияние на действия других и избегать нежелательного вмешательства других в собственные действия. Это ценности-желания участия в политических процессах жизни и желания безопасности, свободы от подавляющей политической регуляции или беспорядков. Межличностные ценности – это желания психологического не авторитарного взаимодействия в человеческих группах. Эти ценности (потребности) включают желания достигать статус и престиж, быть членом группы, обрести чувство уверенности и контроля над ситуацией.

В различных сферах практической деятельности успеху в работе над целями и в деловых переговорах благоприятствует, по мнению Р.Фишера и У.Юри, опора на свойственные всем людям потребности в безопасности и экономическом благополучии, в сопричастности и контроле над информацией, самоуважении и уважении достоинства партнера.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: