Императора Траяна в Риме (I в.)




Изображение киммерийцев на этрусской вазе

 

В Северном Причерноморье VII—VI вв. до н. э. началась большая колонизация греков на запад. В результате было основано множество городов-полисов Херсонес (Севастополь), Феодосия, Пантикапей, Фанагрия, Ольвия и др. Они являлись центром торговли рыбой, хлебом, скотом и рабами. В 480 г. до н. э. Пантикапей (нынешнее название — Керчь) становиться столицей Боспорского царства — мощного греко-варварского государства. В это же время на степные берега Черного моря пришли ираноязычные племена — скифы. Основным их занятием было скотоводство, земледелие и ремесло. Со временем до IV века н.э. они расселились по всей территории северного Причерноморья, от Дуная до Дона. Их устройство жизни также описано Геродотом. Позже на эти земли пришли сарматы, они отвоевали у скифов большую часть их земель и заняли их своими поселениями.

Изображение скифов на гребне из кургана Солоха (IV в. до н. э.).

Cарматские катафрактарии, изображенные на рельефе колонны императора Траяна в Риме.

 

 

В период Великого переселения народов в IV—VII вв. н. э. Северное Причерноморье становится своеобразным магистральным путем движения народов с востока на запад. Гегемония сарматов в причерноморских степях перешла к пришедшим со стороны Прибалтики готам, которые были выходцами из германских племен. Готы в IV в н.э. создали государство в Европе — Ойум, Которое вскоре было разрушено гуннами.

Cарматские катафрактарии, изображенные на рельефе колонны

императора Траяна в Риме (I в.)

 

Индоевропейский народ славяне впервые выходит на мировую арену в период поздней Античности раннего Средневековья. В III в. н. э в Северное Причерноморье переселяются восточногерманские племена готов. В контексте готской истории сохранилось наиболее раннее свидетельство о славянах. Готский историк Иордан, писавший в VI в. н. э., упоминает о войнах готов с племенами склавинов и антов, которых он ассоциировал с венедами античных историков. После разгрома готского племенного союза гуннской ордой, вторгшейся в Северное Причерноморье в 70-е гг. IV в., славяне, очевидно, вошли в гуннский племенной союз. Восточноримский историк и дипломат Приск Панийский, посетивший ставку гуннского вождя Аттилы в середине V в., свидетельствовал о распространенности у гуннов обычаях, которые некоторые современные исследователи характеризуют как славянские. После распада гуннской державы славяне под именем склавинов и антов впервые выходят на мировую арену как самостоятельная сила.

Судя по данным свидетельствам, в VI в. славяне жили в условиях примитивной военной демократии, присущей народам, находящимся на уровне родоплеменного строя. На примитивность общественных отношений указывает и отсутствие у славян частной собственности, что нашло свое отражение в фактическом отсутствии рабства. Основными занятиями славянских племен были скотоводство и земледелие.

В результате Великого переселения народов единая славянская общность распалась на три ветви: западных, южных и восточных славян, которые в наше время представлены такими народами:

 

  • западные славяне (поляки, чехи, словаки, лужицкие сербы);
  • южные славяне (болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы, черногорцы, боснийские мусульмане);
  • восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).

Они расселились на территории Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Соседями славян были не слишком многочисленные финно-угорские и балтийские племена. На севере они соседствовали с народами угро-финской группы: весь, меря, мурома, чудь, мордва, мари. Восточнославянские племена были более многочисленны и более развиты, поэтому множество соседствующих племен стали их частью. Но не только славяне учили соседей, финно-угорские племена привили славянам множество своих верований, так же как и балтийские.

 

"Повесть временных лет" Нестора сохранила известия о "примучивании" славянских племен "обрами". Речь идёт об аварах — кочевом народе центрально-азиатского происхождения. Которые в VIв. н.э. переселились в Центральную Европу, создав в нем своё государство Аварский каганат (на территории нынешней Венгрии). Это государство держало под контролем всю Восточную Европу, в том числе славянские земли. Для защиты от постоянных набегов аваров славяне стали изготавливать оружие, мужчины собирали ополчение. В конце VIII в. государство аваров было уничтожено мадьярами.

 

Еще одни соседние кочевые племена — хазары. Пришли в VII в. также из Азии, поселились на юге Волги. Где образовали самое большое государство Восточной Европы — Хазарский каганат (включавший северные территории Причерноморье, Крымский полуостров, Северный Кавказ, Нижнее Поволжье и Прикаспийскую область). Под гнетом и постоянными набегами славянам, жившим на территории степей, пришлось выплачивать им дань, в основном мехами.

 

Время после потрясений Великого переселения народов характеризуется качественным скачком в развитии славянского общества. Появился новый хозяйственный уклад, основанный на земледелии, хотя большая часть территории, занимаемой славянами не слишком подходила для сельского хозяйства. Основным занятием восточных славян было земледелие. Хлеб являлся не только основной пищей, но и большой частью культуры. Даже в названии зерна, славяне отразили это как основу своей жизни — «жито». Широко был распространен посев ржи. Древляне, жившие на территории густых лесов, были вынуждены прибегнуть к «подсечно-огневому» способу земледелия. Они вырубали деревья, оставшиеся пни поджигали, когда пень выгорал, его золой удобряли почву. Такой метод позволял собирать хороший урожай лишь пару лет. Полянам и прочим племенам жившим на равнинах было несколько проще. Они использовали «переложное земледелие», переходя с места на место, «перекладываясь» по мере оскудения плодородия. Но это могло быть возможно только на юге, где было достаточное количество земли.

Земля делилась на наделы (личные земли крестьян, которые передавались по наследству) и земли общего пользования. На последних находились выгоны для скота, сенокосы, вода и леса, которыми вся община пользовалась одинаково.

Славяне хорошо разбирались и в скотоводстве, выращивали крупный рогатый скот, пасли стада овец, занимались разведением лошадей, коз, свиней. Немаловажным для их жизни были сбор меда и речное рыболовство. Отдельно стоит отметить и охоту. Охота приносила не только продовольствие в виде мяса диких животных, шкуры использовались для верхней одежды, а шкурки небольших пушных животных служили в качестве валюты в обмене внутри или между общинами. Также они занимались ремеслом. Настоящим научным открытием стала добыча железной руды и выплавка железа, которое использовалось для изготовления орудий труда и оружия.

Также следует отметить, что у славян развивалась торговля, основным экспортируемым товаром был мех, кроме него торговали медом, воском.

Изначально, когда славяне только поселились на территории Восточно-Европейской равнины, общественный строй представлял множество родовых общин. То есть, каждая община состояла из людей, которые были в кровном родстве между собой. Во главе такой семьи стоял родовой владыка, обладавший практически безграничными полномочиями. Но расселение крестьянских семей, осваивавших новые земли по огромной территории привело к тому, что на смену родовому строю пришел соседский. Славяне называли его вервь. Те, кто входил в вервь имели одинаковые права на лес, сенокосы и реки, но каждый член верви имел и свой земельный надел. Родового владыку, заменил старейшина, который избирался членами верви на специальных собраниях — Вече.

Появление первых городских центров (Киев, Чернигов, Псков, Изборск, Полоцк) в VIII в. также послужило фактором распада родового общества. В них появлялись кузнечные, гончарные, ювелирные и другие ремесленные мастерские, хозяева которых были богатыми людьми и пользовались уважением.

Восточнославянские племена были язычниками, у них не было единой религии. Они верили в пантеон богов, схожий с древнегреческим. У одного племени самым почитаемым был Ярило (бог солнца), у другого Перун (бог грома и молний), у третьего Стрибог (бог ветров), у четвертого Велес (бог скотоводства), у пятого Мокошь (бог земледелия).

Также славяне верили и в загробную жизнь, считая, что умершие превращаются в духов и защищают дом, а также своих потомков. В отличие от других языческих верований, славяне не обустраивали храмы для богов, а поклонялись им на природе, где устанавливали идолов. Эти места назывались капищами. В жертву приносился скот, а иногда и люди.

В текстах русско-византийских договоров X века названы дружинный бог Перун и «скотий бог» Волос (Велес). В «Повести временных лет» под 980 годом содержится рассказ о святилище в Киеве, построенном князем Владимиром Святославичем, упомянуты установленные там идолы Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши:

Верование славян не имело отдельной касты жрецов или священников. Людей, которые, как они считали, обладали магической силой, они называли — волхвы (кудесники). Славяне прибегали при необходимости к их помощи, но не почитали их, как в других верованиях.

Развитие производственных отношений способствует переходу от родовой общины к общине соседской (верви) и, как следствие, появлению частной собственности, а потом и имущественного неравенства. Несмотря на то что в VIII в. основным органом племенного управления остается народное собрание (вече), в восточнославянских племенах уже выделяется родоплеменная аристократия, возглавляемая племенным вождем (князем). Изначально князь выполнял лишь роль выборного военного вождя, предводителя ополчения племени. К IX ст. власть князя, опирающегося на профессиональных воинов дружинников, становится наследственной.

В VIII–IX вв. происходит постепенное укрупнение племен, возникновение племенных союзов по сути, протогосударственных образований.

 

Согласно «Повести временных лет» (далее ПВЛ) древнейшему летописному своду Руси, в 862 г. варяги, ранее обложившие данью племена ильменских словен и чуди, были изгнаны за море. После чего на землях племенного союза ильменских словен началась междоусобица. Не имея возможности самостоятельно разрешить конфликты, местные племена решили призвать правителя, не связанного ни с одним из родов: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

Полулегендарное призвание Рюрика на Новгородское княжение в 862 г. (его братья являются полностью вымышленными персонажами) традиционно считается началом истории государства Российского.

Этим же годом летописец датирует образование второго центра русской государственности Киевского княжества Аскольда и Дира. Согласно ПВЛ, Аскольд и Дир дружинники Рюрика покинули своего князя и заняли Киев племенной центр полян, ранее плативших дань хазарам. Сейчас легенда об исходе Аскольда и Дира от Рюрика признается неисторичной. Скорее всего, эти князья не имели отношения к варяжскому правителю Новгорода и были представителями местной династии.

В любом случае во второй половине VIII в. на землях восточных славян образовалось два центра государственности.

Норманнский вопрос

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно классической норманнской теории, оно было привнесено извне варягами братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 г. Авторами норманнской теории являлись Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Г. З. Байер, немецкие историки, работавшие в первой половине XVIII в. в Российской академии наук. Антинорманнская теория, основоположником которой был М. В. Ломоносов, основывается на концепциях невозможности «научению государственности» и формирования государства как закономерного этапа внутреннего развития общества.

С норманнским вопросом напрямую связана и проблема этнической принадлежности варягов. Норманнисты считают их скандинавами, часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предполагает их западнославянское, финно-угорское или балтское происхождение.

На данном этапе развития исторической науки концепции скандинавского происхождения варягов придерживается большинство историков. Вместе с тем признается и тот факт, что скандинавы, находившиеся на схожем или даже более низком уровне развития общественных отношений, чем восточные славяне, не могли принести на земли Восточной Европы государственность. Таким образом, возникновение Древнерусского государства явилось логичным завершением процесса внутреннего развития восточнославянского общества, этническая принадлежность княжеской династии не играла первоочередного значения в становлении Руси.

 

 

Первые Киевские князья

Олег Вещий (879–912 гг.)

В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Так как сын Рюрика Игорь был ребенком, власть перешла к его «родичу» Олегу, прозванному в древнерусских хрониках Вещим. О родстве Олега с Рюриком известно мало. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись называл Олега шурином (братом жены Рюрика Ефанды).

В 882 г. Олег отправился в поход из Новгорода на юг по Днепру. Он покорил Смоленск и Любеч, захватил Киев. Согласно летописи, Олег хитростью выманил правивших в Киеве Аскольда и Дира из города и убил их под предлогом их «некняжеского происхождения». Киев стал столицей нового государства, «матерью городов русских ». Таким образом, Олег объединил под своей властью два изначальных центра древнерусской государственности Новгород и Киев, получил контроль над всей протяженностью великого торгового пути «из варяг в греки».

 

В течение нескольких лет после захвата Киева Олег распространил свою власть на племена древлян (883 г.), северян (884 г.) и радимичей (885 г.), которые ранее платили дань хазарскому каганату. Контроль правителя над подчиненными племенами осуществлялся посредством полюдья ежегодного объезда князем с дружиной подвластных племен с целью сбора дани (обычно мехов). Впоследствии меха, ценившиеся чрезвычайно высоко, сбывались на рынках Византийской империи.

 

С целью улучшения положения русских купцов и грабежа в 907 г. Олег во главе ополчения подвластных ему племен совершил грандиозный поход на Византийскую империю и, дойдя до стен Константинополя, взял с императора Льва VI Философа огромный выкуп. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам города. Итогом кампании стало заключение мирного договора между Византийской империей и Древнерусским государством (907 г.), который предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе. После похода на Византию в 907 г. Олег получил прозвище Вещий, т. е. знающий будущее. Некоторые историки высказывают сомнения в отношении похода 907 г., о котором не упоминают византийские авторы.

.

В 911 г. Олег направил в Константинополь посольство, подтвердившее мир и заключившее новый договор, из которого исчезли упоминания о беспошлинной торговле. Лингвистический анализ отмел сомнения в подлинности договора 911 г. О нем есть сведения у византийских авторов. В 912 г. Олег, согласно преданию, погиб от укуса змеи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: