Занятие 6. Смотреть на мир глазами другого человека




Занятие 5. Слушать и слышать

Задачи: формировать у детей представление о "хорошем слушателе"; учить слушать собеседника, развивать умение договариваться друг с другом; вырабатывать навыки бесконфликтного общения.

Подготовительная работа. Приготовить часы с секундной стрелкой, маркер, прикрепить к доске лист ватмана.

Примерные этапы тренинга:

Первый этап. "Умение слушать". В беседе о значении общения в жизни людей ученики расска­зывают о том, для чего они общаются друг с дру­гом. Выясняется, что в ходе общения каждому при­ходится не только говорить (делиться знаниями, новостями, рассказывать о настроении, чувствах, интересах и др.), но и слушать своего собеседника.

Ответы на вопросы "Нравится ли вам, когда вас внимательно выслушивают?", "Каким вы представ­ляете "хорошего слушателя"?", "Какими качества­ми должен обладать "хороший слушатель"?" запи­сываются на лист ватмана.

ХОРОШИЙ СЛУШАТЕЛЬ смотрит в глаза, не перебивает, сочувствует, подбадривает, поддерживает, выглядит заинте­ресованным, проявляет терпение, умеет дер­жать паузу, ставит себя на место другого, про­являет неравнодушие, кивает, жестикулирует, улыбается, не возражает, не пытается посто­янно высказывать свое мнение...

Второй этап. "Хорошее и плохое общение". Де­ти выполняют в парах следующие упражнения (Эйлин Хили. Как научить младших школьников ула­живать конфликты. — М., 1992. —С. 12— 13):

1. Оба ученика говорят одновременно от 30 с
до 1 мин на темы:

"Любимая телевизионная передача", "А знаешь ли ты, что..." и др. В ходе обсуждения ребята отве­чают на вопросы:

♦ Что вы чувствовали во время разговора?

♦ Не казалось ли вам, что больше нечего ска­зать собеседнику?

♦ Не казалось ли вам, что вы слушаете с усили­ем, что вам тяжело слушать собеседника?

2. Один ученик о чем-то говорит в течение
1 мин. Его собеседник полностью его игнорирует.
Затем они меняются ролями. Обсуждаются ответы
на вопросы:

♦ Как вы себя чувствовали, когда вас игнориро­вали?

♦ Это вам ничего не напомнило?

3. Один ученик говорит в течение 1 мин, второй
внимательно слушает. Затем они меняются ролями.
Обсуждаются ответы на вопросы:

О В чем разница между впечатлениями от раз­говора?

♦ Как вы себя чувствовали, когда вас слушали?

♦ Как вы определили, что вас слушают?
Учитель дописывает на лист ватмана качества

"хорошего слушателя", отмеченные детьми во вре­мя совместного обсуждения упражнений.


Пачаткоеая школа 3- 2003


Школачеловечности


 

 

Наш внутренний мир: изучаем правила общения

 



Третий этап. "Что нужно для взаимопонимания". Два ученика по желанию выходят к доске и садятся спиной друг к другу. Они должны договориться о совместной под­готовке занимательной информации к уроку, о правилах какой-либо игры и т. п.). После выполнения задания ребя­та делятся впечатлениями и ощущениями от разговора с помощью вопросов типа: было ли вам удобно? Не хоте­лось ли что-нибудь изменить? Делается вывод о том, что для достижения договоренности в ходе любых перегово­ров важно видеть глаза и лицо своего собеседника.

Двум следующим ученикам предлагается вести разго­вор друг с другом в условиях, когда один из них сидит на стуле, а другой стоит. Через некоторое время дети меня­ются местами, чтобы испытать ощущения разгова­ривающего "сверху" и "снизу". Одноклассники наблюдают за жестами, телодвижениями, мимикой собеседников.

После выполнения задания участники диалога обме­ниваются впечатлениями, а остальные ребята делятся результатами наблюдения. Педагог обобщает мнения детей и делает вывод о значении невербальных средств общения.

Домашнее задание: 1. В беседе со знакомым чело­веком проявить качества "хорошего слушателя". Обра­тить внимание, остался ли собеседник доволен результа­том разговора. 2. Понаблюдать за беседой незнакомых людей в транспорте, на улице, по телевидению, отметить, были ли они хорошими слушателями друг для друга.

Советы организаторам:

1. Прикрепите на несколько дней в классе на видном месте плакат с описанием качеств "хорошего слушателя". Обращайте на него внимание учеников в ситуациях обще­ния с одноклассниками.

2. Обсудите впечатления детей от тренинга. Убеждайте учащихся в том, что хороший собеседник — это не только интересный рассказчик, но и внимательный слушатель.

3. Ознакомьте родителей с требованиями к "хороше­му слушателю". Посоветуйте придерживаться этих правил в общении с ребенком.

Занятие 6. Смотреть на мир глазами другого человека

Задачи: учить детей сочувствовать людям; развивать умение становиться на позицию собеседника, смотреть на ситуацию с его точки зрения; работать над преодоле­нием детского эгоцентризма.

Подготовительная работа. Педагог придумывает историю о герое сказки, например о том, что думает ста­руха Шапокляк о своей одинокой жизни, или как грустно и печально живется Снежной Королеве одной в своем ледя­ном дворце, или как обидели волка.

Примерные этапы практикума:

Первый этап. "Как обидели волка". Дети вспоминают содержание сказки "Красная Шапочка", называют поло­жительных и отрицательных героев, характеризуют их.


Учитель предлагает послушать эту же историю, рассказа-ную Серым Волком:

Я жил в лесу. Лес был моим домом, и я не жалел сил, чтобы содержать его в чистоте и порядке.

Однажды летним днем я убирал мусор, оставленный туристами, как вдруг услышал шаги. Выглянув из-за дере­ва, увидел маленькую девочку с корзиной в руках. Она сразу показалась мне подозрительной: вся разодетая в красное, в шляпе, надвинутой на нос.

Конечно, о человеке нельзя судить по одежде, но она пришла в мой лес, и я решил разузнать о ней побольше. Я спросил девочку, кто она, откуда и куда направляется. Однако она мне весьма резко ответила, что с незнакомы­ми не разговаривает. Я очень расстроился. Это же мой лес, в нем я вырастил целый волчий выводок. Девочка все-таки сказала, что идет навестить бабушку и несет ей обед. Я решил, что неплохо бы научить девочку хорошим манерам и, распрощавшись, побежал напрямую к дому бабушки. Милая старушка внимательно выслушала меня и согласилась, что внучке следует быть уважительнее. Мы решили преподнести ей урок.

Когда девочка пришла, я лежал в кровати. Она сразу же сделала грубое замечание по поводу моих ушей. Я вежливо объяснил, что большие уши мне нужны для то­го, чтобы лучше слышать. Тут она сделала еще одно заме­чание, уже насчет моих "выпученных" глаз. Представля­ете, какие чувства вызвала во мне эта девочка, которая старалась выглядеть хорошей, а оказалась такой груби­янкой. Нояволк воспитанный, обиды не показал и ска­зал, что у меня такие большие глаза, чтобы лучше видеть. Но ее следующая выходка меня окончательно разозлила. У меня всегда были трудности из-за зубов. Но когда эта тихая с виду девочка раскритиковала мои зубы, я вышел из себя и заорал, что зубы такие большие, чтобы съесть ее. Однако ни один нормальный волк никогда не станет есть маленьких девочек. Это знают все. Но этот глупый ребенок стал вдруг с криком носиться по дому. Я снял ба­бушкину одежду, однако это только ухудшило дело.

Вдруг дверь с шумом распахнулась, и я увидел здоро­венного парня с топором в руках, работника местного лесничества. Дела мои были плохи. Я быстро, нос досто­инством удалился через окно.

Бабушка почему-то никому не рассказала, как на са­мом деле все произошло, и вскоре обо мне поползли не­вероятные слухи. С тех пор мне нет жизни в лесу.

Проводится беседа-обсуждение по вопросам: чем эта история отличается от знакомой нам сказки? Как часто мы смотрим на события только с одной точки зрения? Воз­можно ли по-новому посмотреть на внутренний мир "пло­хого" героя, встав на его позицию? Изменится ли пред­ставление о нем?

Второй этап. "Неоконченные рассказы". В ситуациях доверительного общения, говорит учитель, мы задаем друг другу вопросы типа: если бы ты был на моем месте,

Пачашковая школа 3.2003


Школа человечности


 


 



то как бы поступил? Ты можешь понять, что я чувствовал в этот момент? Ты представляешь мое состояние, когда я услышал это? Произнося эти фразы, мы просим собесед­ника постараться понять нас, посочувствовать нам, под­сказать выход из ситуации. Очень важно, чтобы собесед­ник сумел это сделать. А умеем ли мы сами "смотреть на мир чужими глазами"? Послушайте начало рассказа и по­пробуйте посмотреть на описываемое явление природы с точки зрения детей, гуляющих во дворе; их родителей; снегоуборочной машины; зайца и лисы в лесу; вороны и дерева, на котором она сидит; других персонажей.

К вечеру небо покрылось тяжелыми, серыми тучами и пошел снег. Медленно падали вниз большие белые снежинки...

Ученики "вживаются" в выбранную ими роль и от пер­вого лица рассказывают о восприятии этого явления при­роды. Затем зачитывается отрывок из рассказа:

Мальчик жил на девятом этаже многоквартирного до­ма. Однажды он вышел на балкон и нашел там газеты, ко­торые вчера читал его папа. Мальчик стал рвать газеты и бросать вниз. Занятие это показалось ему привлекатель­ным. Попадая в воздушные потоки, обрывки бумаги кру­жились то быстро, то медленно и падали на газон, на тро­туар возле дома...

Ребята придумывают содержание беседы с мальчиком от имени его друга, бабушки, папы, дворника, котенка, играющего на газоне. Затем дети отвечают на вопросы:

Можете ли вы описать свои ощущения в новой роли?

Легко ли "вживаться" в роль и сохранять определен­ный стиль поведения?

Что чувствовал ваш герой, разговаривая с этим маль­чиком?

Сможете ли вы в реальной жизни посмотреть на события с позиции разных людей?

Домашнее задание: представить, о чем думают, что чувствуют родители, когда сын (дочь) радует их своими успехами в учебе. В дневнике самонаблюдений закончить предложения: Я — папа (мама)... Сегодня мой ребенок получил по... высшую отметку. Я думаю, что он... Я чув­ствую к нему...

Советы организаторам:

1. Стремитесь к тому, чтобы в ходе практикума дети были раскованны и отвечали вам честно. Отмечайте наи­более удачные ответы.

2. Объясняйте ученикам специфику каждой роли с целью преодоления стереотипности ответов. Учащиеся боятся обвинения в неуважении к нравственным нормам, поэтому используйте рассказы практически нейтральные к нравственным проблемам.

3. К концу занятия постарайтесь подвести ребят к вы­воду о том, что разные люди смотрят на мир по-разному.

4. Для усвоения детьми разнообразных форм поведе­ния и для коррекции негативных поведенческих реакций при распределении ролей для проигрывания ситуаций под­бирайте каждому ребенку персонаж, -который обладает противоположными личностными особенностями. Напри­мер, конфликтному ученику дайте роль персонажа, кото­рый со всеми дружит, всем помогает (Золушка, Мальчик с пальчик), ребенку с низкой самооценкой предложите роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муро­мец), расторможенному, гиперактивному ученику — роль, предусматривающую ограничения активности (Стеклянный человечек, Стойкий оловянный солдатик) и т. п.

5. Объясните детям значение выражения "смотреть на происходящее глазами другого" — постараться почув-

Щ

^_____2^~т1-чатковая школа 3-2003


ствоватьто, что в этот момент ощущает другой, понять его мысли, переживания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: