СПИСОК ВОПРОСОВ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ»




 

  1. Теория организации как область знания и методологическая база управленческой практики. Взаимоотношение теории организации и общей теории управления.
  2. Социология организаций как частная (специальная) социологическая теория: объект, предмет и задачи.
  3. Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора: анализ феномена «работы с прохладцей»; разработка дисциплинарной системы и системы дифференцированной оплаты труда; комплекс мер по повышению квалификации работников, распределению и служебному продвижению кадров; основные правила общения с подчиненными.
  4. Социолого-организационная проблематика в работах управленцев-практиков: принципы организации административной деятельности А. Файоля.
  5. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации. Принципы бюрократии М. Вебера.
  6. Теория человеческих отношений. Основные выводы Хоторнских экспериментов Э. Мэйо.
  7. Общие положения и базовые понятия системного подхода: система, элемент, структура, подсистема. Основные характеристики и свойства систем.
  8. Организация как социальная система. Базовые элементы системной модели организации. Принципиальные отличия открытых и закрытых организационных систем.
  9. Структурно-функциональный анализ и его вклад в изучение организаций как социальных явлений. Основные условия выживания организации во внешней среде (по Т. Парсонсу).
  10. Взаимодействие между системой и системными единицами: понятия функциональной значимости и функциональной автономии.
  11. Практики исследования организаций на основе анализа конкретных ситуаций. Эмпирическая школа в теории управления организациями (П. Друкер, Т. Бернс, Г. Сталкер).
  12. Современные подходы к определению понятия «организация»: организация как деятельность, атрибут и социальная группа (по А.И. Пригожину). Специфические черты и характеристики организации как социальной группы.
  13. Цели как структурный компонент организации. Функции целей организации. Цели-задания, цели-ориентации и цели системы.
  14. Подходы к классификации целей: по направленности, по критериям, во временной области.
  15. Дерево целей: характеристика и правила построения.
  16. Социальная структура организации как важнейший организационный компонент: нормативный и фактический варианты. Основные элементы нормативной структуры организации.
  17. Сложность структуры организации: параметры дифференциации и интеграции. Три типа дифференциации (по Х. Хендрику). Интеграция и основные параметры ее оценки.
  18. Линейные организационные структуры и их базовые модификации (продуктовые и линейно-штабные структуры): достоинства и недостатки.
  19. Линейно-функциональные структуры: сущность и практики использования в современных условиях.
  20. Гибкие (матричные, проектные) структуры как антипод бюрократической организации.
  21. Система управления персоналом: определение, цели, ключевые блоки.
  22. Понятие персонала организации: численность, структура, профессиональная пригодность, компетентность.
  23. Оборот кадров и мобильность персонала: факторы, последствия, методы регулирования.
  24. Структура персонала: статистическая и аналитическая. Рабочие и служащие.
  25. Служба управления персоналом: определение, задачи и функции, структура.
  26. Модели кадрового менеджмента: менеджер по персоналу как попечитель работников; менеджер по персоналу как специалист по трудовым договорам; менеджер по персоналу как архитектор кадрового потенциала организации.
  27. Ключевые роли профессионально подготовленных менеджеров по персоналу: от «кадрового стратега» до «кадрового консультанта».
  28. Кадровая политика организации: понятие, типы, этапы построения.
  29. Понятие руководства и лидерства в менеджменте: сходство и различие.
  30. Планирование человеческих ресурсов организации. Количественная и качественная оценка потребности в персонале.
  31. Анализ содержания работы (job analysis), должностная инструкция (job description) и спецификация работы (job specification).
  32. Поведенческий подход к руководству и лидерству: понятие «стиль руководства».
  33. Понятие организационно-кадрового аудита.
  34. Внутренние и внешние источники набора персонала: плюсы и минусы.
  35. Факторы, определяющие специфику процесса отбора персонала. Понятие «коэффициента отбора».
  36. Процесс отбора персонала: определение, этапы и их функции.
  37. Профессиональная карьера и ее планирование.
  38. Социальная адаптация работника в коллективе. Понятие первичной и вторичной социальной адаптации. Психофизиологический, социально-психологический, профессиональный и организационный аспекты социальной адаптации.
  39. Мотивация и стимулирование труда: различие понятий.
  40. Содержательные и процессуальные теории мотивации.
  41. Иерархия потребностей А. Маслоу.
  42. Исследования Ф. Херцберга: гигиенические факторы и мотиваторы как две качественно различных, независимых системы потребностей индивида.
  43. Сущность процессуальных теорий мотивации на примере теории ожидания В. Врума.
  44. Соотношение понятий «власть» и «влияние». Баланс власти. Формы власти и влияния: власть, основанная на принуждении, вознаграждении, экспертная власть, эталонная власть, законная власть.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: