Формирование инновационной политики предприятия




Производственная деятельность предприятия должна опираться на программу развития, детально разработанный комплексный план по достижению определенных целей развития. Такой подход называется разработкой стратегий и в развитых странах используется достаточно давно. Идеология стратегического планирования и управления прошла через несколько этапов: от технократического представления о сущности процесса стратегического управления к предпринимательскому, творческому подходу. И если на первых этапах методы и модели стратегического управления использовали аналитический аппарат, основанный на методах исследования операций, то в настоящее время преобладает неформальный творческий подход к разработке стратегии, основанный на возможностях лидера-предпринимателя. Хотя имеются достаточно хорошо разработанные процедуры, помогающие в построении и анализе стратегий, все-таки во многом методы построения стратегий носят расплывчатый, абстрактный характер, зависящий от способа осмысливания сущности производства на каждой конкретной фирме. Еще менее формализована проблема оценки связи стратегии и организационных изменений, необходимых для ее реализации. Хотя почти во всех известных методах имеется этап оценки имеющихся возможностей и дополнительных затрат для реализации разрабатываемой стратегии, эта процедура носит специфический характер для каждой отрасли и требует своего тщательного рассмотрения.

Необходимость поиска оптимального варианта является одной из основных задач при разработке стратегий развития предприятий. Эта задача достаточно сложна и включает в себя технический, организационный, экономический, финансовый аспекты анализа и разработки стратегии. Множество критериев усложняют выбор оптимального варианта. Приоритет критериев определяется целями деятельности, так, например, возможны варианты убыточных в финансовом отношении стратегий при условии достижения социального эффекта от внедрения. Ограниченность в ресурсах (капитала, сырья и материалов, трудовых и др.) является в настоящее время основным сдерживающим фактором развития экономики. Особенно важно это в условиях переходной, а также развивающейся экономики. Особенностью их является острая нехватка собственных финансовых ресурсов государства (из-за экономического кризиса, попытки ограничения инфляции), а также ограничение внешних инвестиций, их направленность на потребление и жесткое противодействие извне развитию конкурентоспособных на мировом рынке отраслей промышленности. Предприятие, являясь базовой единицей экономики государства, на своем уровне испытывает те же трудности в развитии. Экономическое положение предприятий в настоящее время еще более осложнено рядом проблем (неплатежи, потеря кооперативных связей, сложности сбыта продукции и т.д.), которые специфичны для данного этапа развития экономики и еще более усложняют проблему разработки стратегии деятельности. В случае возникновения кризисной ситуации на предприятии обычно необходима широкая структурная перестройка, обусловливающая необходимость реабилитационных мероприятий. Предприятия становятся объектом технического, коммерческого, финансового и экономического анализа с целью увеличения эффективности их деятельности и прибыльности с сохранением их в качестве самостоятельных экономических единиц, а также для принятия решения о слиянии с другими предприятиями или об их полном закрытии. В любом случае стратегия развития будет определяющим элементом в воздействии на все производственные факторы, в свою очередь испытывающая их обратное влияние.

Таким образом, в основу создания инновационной политики должны закладываться следующие базовые принципы:

1) процесс изменения является непрерывным;

2) в каждый момент времени политика должна быть четко определена;

3) политика имеет внутренний резерв гибкости для реализации некоторых изменений в стратегиях деятельности (адаптируемость);

4) политика должна позволить выявить и разработать необходимые изменения в целях и стратегиях деятельности, т.е. должен соблюдаться принцип саморазвития;

5) соответствие политики и стратегии должно подчиняться принципу взаимной оптимальности, т.е. приближение к оптимуму должно идти по пути корректировки как структуры, так и политики;

6) должна соблюдаться преемственность политики, т.е. принцип сохранения управленческой производительности структуры;

7) должен соблюдаться принцип комплексного подхода к изменениям;

8) изменения должны носить долгосрочный целенаправленный характер.

Разработка инноваций - одно из основных направлений стратегического планирования отраслевых лидеров. Ее целью является определение основных направлений научно-технической деятельности предприятия в следующих областях:

- разработка и внедрение инновации;

- разработка и внедрение новых технологических процессов при освоении новой продукции;

- усовершенствование используемой технологии.

Разработка и внедрение инноваций становится одним из основных направлений стратегии организации, так как определяет многие направления его развития.

Можно выделить следующие шаги формирования инновационной политики:

- Инновации направлены на увеличение экономического потенциала производственной системы, т.е. преимуществ новой системы. С этой целью определяются основные показатели, по которым достигается преимущество.

- Инновации носят целенаправленный характер, даже поисковые разработки направлены на достижение конкретных целей, причем эти цели обязательно носят развивающий характер, обеспечивая экономический рост. Показатели, выбранные для целей, должны быть описаны по всем этапам внедрения инноваций, т.е. должна быть разработана траектория (стратегия) роста.

- Выбор конкретных мероприятий инновационного развития определяется возможностями производственно-технологической сферы, а также экономическими ограничениями. Ограничения на развитие рассмотрены выше.

- Практическая реализация инновационной политики является для предприятия руководством к действию во всех сферах и находит свое отражение в разработке инвестиционной политики предприятия.

- Инновационная политика подразумевает непрерывность развития и постоянное совершенствование производства, т.е. разрабатываются комплексные планы, которые постоянно корректируются.

- Инновационная политика в своей основе ставит задачу совершенствования производственной системы путем изменения всех ее элементов, в состав которых входят и производственные ресурсы, поэтому одним из разделов инновационной политики является развитие ресурсов.

В последнее время в инновационной политике крупных корпораций высокоразвитых стран появилась тенденция переориентации направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Она проявляется в повышении в ассортименте выпускаемой продукции удельного веса новых наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутствующих технических, в том числе технологических, услуг: инжиниринговых, лизинговых, консалтинговых и др. С другой стороны, отмечается стремление к снижению издержек производства традиционной продукции.

На этапе подъема экономики России указанная тенденция начнет проявляться в инновационной политике предприятий реального сектора экономики.

Цели технологической инновации можно свести к следующим:

- поиск нового технического решения ─ создание изобретения;

- проведение научных исследований и технологических разработок;

- технологическая подготовка серийного производства новой продукции;

- закрепление продукции на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности.

Главное в инновационной политике предприятия ─ формулирование основной цели разработки инновации, определение срока ее проведения, оценка результатов в идее конкретных практических целей, сокращение сроков внедрения новой продукции.

Четкая стратегия в области разработки инновации задает направление сбору информации и выработке предложений.

Рассмотрим основные этапы разработки инновационной политики предприятия.

Первый этап. Систематизация поступающих идей:

- сбор информации о технологических изменениях на рынке, об инновациях, поступающих от конструкторских и технологических структурных подразделений, конечных потребителей продукции (услуг) (пожелания, требования, рекламации);

- сбор информации о потенциальных возможностях предприятия в отношении разработки и освоения продукции, определение степени и размеров риска;

- сбор информации о целевых рынках и долгосрочных тенденциях их развития.

Второй этап. Отбор выявленных идей и разработка инновации:

- определение возможностей и практической реализации идей;

- выяснение степени технологической общности новых и традиционных изделий;

- оответствие инновации стратегии развития.

Третий этап. Анализ экономической эффективности инновации:

- разработка инновации, когда идея приобретает вид конкретного проекта;

- определение технико-экономических характеристик инновации, оценка ее качества;

- определение расходов (инвестиций) на разработку и внедрение инновации, сроки ее окупаемости; •

- наличие необходимых ресурсов для разработки инновации: финансовых, кадровых, материально-технических;

- сроки внедрения инновации;

- анализ и оценка рентабельности инновации.

Четвертый этап. Разработка инновации:

- разработка конкретной инновационной программы с определением обязанностей по структурным подразделениям предприятия;

- разработка инновации и проведение необходимых испытаний (экологичность, безопасность).

Пятый этап. Принятие решения о внедрении инновации в производство на основе программы маркетинга, отражающей:

- коммерческое обоснование инновации: рентабельность инновации, степень удовлетворения спроса и потребностей в инновации, методы продаж инновации, наличие опыта в продаже подобных инноваций;

- производственные возможности предприятия: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированными кадрами;

- финансовые возможности: общая сумма инвестиций в освоение и продажу инновации, источники финансирования, предполагаемые результаты ─ прибыльность или убыточность на расчетный период;

- соответствие нормативным показателям ─ стандартам, государственным нормам и др.;

- обеспечение патентной защиты инновации.

Повышение эффективности производственного процесса в новых условиях коммерческого расчета на предприятиях обусловливает возрастание требований к уровню и потенциалу технологической подготовки производства новых изделий. От качества технологического процесса в решающей степени зависят:

- расширение ассортимента продукции;

- повышение ее качества;

- организационно-технический уровень производства;

- экономия затрат рабочего времени и материально-технических ресурсов в процессе производства;

- величина совокупных затрат на изготовление продукции;

- уровень управления на предприятии.

Основными целями инновации являются минимизация себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности.

При внедрении высокоэффективной новой технологии наибольшее значение имеют следующие результаты:

- сокращение доли ручного труда;

- обеспечение стабильного и непрерывного производственного процесса, снижение непроизводственных затрат времени;

- снижение материалоемкости и трудоемкости на единицу продукции;

- повышение эффективности использования оборудования;

- диффузия инновации в других организациях на коммерческой основе.

Создание необходимых и достаточных условий для оптимальной организации управления инновациями на промышленных предприятиях позволяет в целом повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и рентабельность общехозяйственной деятельности.

Устойчивое развитие предприятия на основе инноваций зависит от того, насколько успешно оно сможет спрогнозировать угрозы технологического и функционального замещения. Технологическое замещение приводит к тому, что отпадает необходимость производства продукции старым, существующим на предприятии способом, так как за его пределами изобретен новый, более эффективный способ и велика вероятность того, что он будет использован конкурентами. Функциональным замещением называют появление нового продукта взамен старого, т.е. другого продукта, который будет выполнять функции существующего, но на более высоком уровне. Предприятие должно вовремя принять упреждающие меры, найти рациональное соотношение между адаптивными и стратегическими инновациями.

Инновационная деятельность предприятия связана с превращением результатов научно-технической деятельности в новый или усовершенствованный товар. Различными направлениями инновационной деятельности на предприятии могут являться [9]:

- подготовка и организация производства, включающие в себя приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества, необходимых для создания нового технологического процесса;

- предпроизводственные разработки, включающие модификации товара и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования;

- маркетинг новых товаров, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, адаптацию товара к различным рынкам, рекламную кампанию;

- приобретение патентов, лицензий, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

- приобретение машин и оборудования, связанных с внедрением на предприятии нового товара;

- производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей.

Цели и задачи управления инновационной деятельностью предприятия должны целиком и полностью совпадать и подчиняться основным целям перспективного развития предприятия.

Соотношение стратегических целей предприятия и целей его инновационной деятельности представлено в таблице 2.1.

 

 

Таблица 2.1

Соотношение стратегических целей предприятия и целей управления инновационной деятельностью [6]

Возможные стратегические цели предприятия Генеральная цель управления инновационной деятельностью
Развитие предприятия, рост доли рынка Использование новых технологий и оборудования с целью повышения качества продукции, расширения ассортимента, увеличения объемов продаж, выхода на новые сегменты рынка.
Лидерство предприятия на рынке Внедрение в производство высококачественных товаров (услуг), способствующих созданию, закреплению и развитию лидирующего положения.
Достижение конкурентного преимущества за счет низких издержек и высокого качества Совершенствование конструкции изделий (новые модификации), технологии, оборудования, системы управления, использование новых, экологичных безотходных технологий и материалов.

 

Механизм управления инновационной деятельностью состоит из трех этапов.

Первый этап включает в себя анализ и обеспечение (в случае необходимости) инвестиционной привлекательности предприятия, реализующего инновационный план, анализ внешней среды (анализ конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятием; оценка конкурентоспособности самого предприятия и его персонала; маркетинговые исследования; SWOT-анализ). На этом же этапе формулируются основные цели и задачи развития предприятия, происходит сбор информации и обработка бизнес-идей по внедрению различных видов инноваций.

Помимо этого, на первом этапе разрабатываются бизнес-проекты по каждому из направлений инновационной деятельности, осуществляемых на предприятии и, как следствие, создается портфель инновационных проектов, которые возможно реализовать на конкретном предприятии.

На втором этапе происходит непосредственно разработка инновационного плана предприятия в зависимости от центральных объектов инновационной политики. Таким объектом может являться как новый товар или его модификация, так и рост объемов производства, новое оборудование, технология, материал, новая форма организации производства и т.д.

На третьем этапе осуществляются прогнозирование финансово-экономических результатов внедрения инновационного плана и его непосредственная реализация с помощью разработанной системы текущих оперативных планов.

Проблема комплексной оценки эффективности инновационной деятельности предприятия находится на сегодняшний день в центре внимания как ученых-экономистов, так и руководителей предприятий, осуществляющих внедрение различных видов инноваций. За последние годы было разработано множество методических указаний и рекомендаций в области оценки эффективности инвестиционных проектов, но до сих пор не сформулирована методика оценки инновационного плана предприятия в целом. Для предприятий, реализующих активную инновационную политику, очень важным является вопрос о перспективной выгодности конечной эффективности инновационного плана. И в первую очередь для предприятия представляют интерес показатели экономической эффективности, учитывающие затраты и результаты, связанные с реализацией инновационного плана. Производить оценку инновационного плана предприятия целесообразно по четырем основным направлениям.

Эффективность инновационного плана предприятия анализируется по показателям, характеризующим изменение результатов финансово-хозяйственной деятельности; по показателям, отражающим изменения уровня конкурентоспособности предприятия в целом, конкурентоспособности основных видов выпускаемой продукции (товаров, услуг) и качества управления (в том числе конкурентоспособности персонала); по показателям, характеризующим снижение затрат от внедрения инноваций, и по показателям, отражающим социальный эффект от реализации инновационного плана.

К показателям, характеризующим изменение финансово-хозяйственных результатов деятельности предприятия, рекомендуется относить: прирост суммарной прибыли предприятия за анализируемый период, повышение фондоотдачи, увеличение годового объема реализованной продукции, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение общей рентабельности производства, снижение себестоимости продукции за счет внедрения прогрессивных технологий, оборудования и материалов, изменение стоимости основного капитала и т.д.

Любой инновационный план предприятия направлен на повышение организационно-технического уровня производства в частном случае, а в общем ─ на повышение эффективности использования основного капитала и должен опираться на комплексный анализ его использования:

- анализ основной специализации предприятия;

- типа производства;

- структуры основного капитала и его динамики;

- организационно-технического уровня производства;

- срока использования оборудования;

- эффективности использования основного капитала, а также амортизационного фонда и других привлекаемых инвестиционных средств;

- использования производственной мощности предприятия в динамике.

Стратегия инновационного развития в настоящее время должна включать элементы портфельной (диверсификационной) и деловой (конкурентоспособной) стратегии. Развитие интеграционных связей с мировыми рынками возможно только в сторону повышения эффективности, использования всех резервов. Ориентация только на традиционные рынки сбыта и объемы товарообмена, достигнутые на них, не может быть эффективной в долгосрочном периоде. Выход же на новые рынки и более тесная интеграция на имеющихся должны сопровождаться разработкой стратегии интеграции в числе прочих аспектов, учитывающих совместимость параметров и механизмов рынка.

Рассмотрим подход к моделированию эффективности отбора проектов в инновационный план развития предприятия (рис. 2.2).

Рис.2.2. Процесс разработки инновационного плана предприятия

 

Для реализации первого шага процесса авторы предлагает методику оценки приоритетов товарных групп с помощью оценки инновационных затрат во времени.

К первой группе показателей предлагается отнести:

1. Технические характеристики продукции:

-специфические для каждого вида товара;

-издержки внедрения продукции (конструирования и технологической подготовки).

2. Рыночные показатели продукции:

-уровень управляемости спросом;

-уровень конкуренции;

-управляемость ценой;

-издержки продвижения.

Ко второй группе показателей относятся:

-материалоемкость;

-трудоемкость;

-капиталоемкость;

- организационноемкость производства.

К третьей группе показателей можно причислить:

-себестоимость продукции;

-прибыль;

- рентабельность.

Приоритеты при разработке планов на каждом этапе устанавливаются через ранжирование показателей и максимизацию выбора. При этом определяется место ассортиментной позиции по группе показателей на основе среднеарифметического или средневзвешенного выбора мест по показателям. Веса показателей в каждой группе устанавливаются экспертно (табл. 2.2).

С помощью данной методики возможно формирование инновационного плана не только по ассортименту продукции, но и по другим составляющим элементам производства. При этом показатели эффективности по первым трем этапам процедуры будут меняться.

Следующий этап моделирования и одна из целей инноваций ─ выработка заданий для предприятий по снижению норм расхода ресурсов. Условия лимитирования являются итогом реализации общекорпоративной стратегии и зачастую доводятся для предприятий как факт, оказывающий большое воздействие на изменения в затратах и, как следствие, в структурах.

 

 

Таблица 2.2

Эффективность инновационного плана

Наименование бизнес-плана Ранг (место) по показателям 1 этапа Ранг (место) по показателям 2 этапа Ранг (место) по показателям 3 этапа Ранг (место) по показателям дохода Общий ранг в инновационном плане
Электроарматура   1,3   1,5  
Приборы контроля     2,3    
….          

 

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо определить оптимальное снижение норм расхода различных ресурсов у отдельных потребителей. С этой целью можно использовать известную модель оптимизации заданий по среднему снижению норм расхода ресурсов [15].

Пусть имеется m видов ресурсов, на каждый из которых установлен лимит Эi (i=1,2,...,m ). Лимит должен быть распределен между n потребителями с целью выполнения каждым из них заданной производственной программы Пj (j = 1,2,...,n ) выпуска продукции. Для каждого потребителя известны нормы расхода Dij, т. е. количество ресурсов i-го вида, необходимое для выпуска единиц продукции j-го вида.

Обозначим через Bij коэффициент снижения нормы расхода ресурса i-го вида у j-го потребителя:

Bij = Dij'/Dij, (2.1)

где Dij’ норма расхода энергоресурсов после внедрения инновационных мероприятий.

Величина Bij удовлетворяет условию 0 < Bij £ 1.

С целью упрощения решения задачи предположим, что коэффициент снижения норм расхода ресурса i-го вида будет одинаковым для всех его потребителей, т.е. Bij = Bi.

Обозначим через Yij количество i-го вида ресурса, потребляемого j-м потребителем для выполнения программы выпуска продукции. Необходимо вычислить матрицу Y =úú Yij êêm,n и значения коэффициентов Bi, обеспечивающие выполнение программы выпуска продукции в объеме Пj каждым из n потребителей при заданном лимите ресурса. При этом минимальный коэффициент снижения норм расхода ресурса

B = min{Bi} (2.2)

должен приниматься максимальным.

Отсюда следует, что оптимальный коэффициент снижения норм

B* = max min {Bi}, (2.3)

т. е. равен максимину множества {Bi}.

Для нахождения максимина можно предложить следующую математическую модель:

1. Условие выполнения потребителями ресурсов заданной производственной программы —

m

å Yij/(DijBi) = Пj, j = 1,2,...,n. (2.4)

i=1

2. Условие потребления ресурсов в пределах отпущенного лимита —

n

å Yij £ Эi, i = 1,2,...,m. (2.5)

j=1

3. Условия, наложенные на границы изменения переменных,

Yij ³ 0; 0 < Bij £ 1. (2.6)

4. Целевая функция —

¦ = B ® max, (2.7)

где B = min{Bi}.

Последнее условие может быть заменено равносильной системой неравенств:

B £ Bi, i = 1,2,...,m. (2.8)

При этом следует иметь в виду, что 0 < Bij £ 1.

Равенство B = 1 достигается лишь в том случае, если лимит ресурса обеспечивает выполнение программы всеми потребителями при существующих нормах расхода ресурса.

Формально выполнение условий (2.4) – (2.8) является нелинейной задачей математического программирования. Однако путем замены переменных она может быть приведена к задаче линейного программирования.

С этой целью введем новые переменные

Xij = Yij/Bi; Ai = 1/Bi; A = 1/B. (2.9)

В новых переменных условия принимают следующий вид:

m

å Xij/Dij = Пj; (2.10)

i=1

n

å Xij – AiЭi £ 0; (2.11)

j=1

Ai ³ 1, A ³ 1; (2.12)

Ai £ A. (2.13)

Целевая функция y = A подлежит минимизации

Таким образом, задача математического программирования свелась к равносильной задаче линейного программирования (2.9) - (2.13), которая может быть решена симплекс-методом.

Пример затрат на реализацию программы по товарам представлен в таблице 2.2.

Третий этап оптимизации ─ разработка оптимального инновационного плана при условии минимизации всех инновационных расходов. Этот этап обычно является инициативным со стороны предприятий, входящих в корпорацию как самостоятельные хозяйствующие субъекты, имеющие цель получение прибыли.

В процессе оптимизации инновационного плана выполняется следующее: выбор оптимального варианта мероприятий, осуществляемых по разным направлениям работы корпорации при заданном лимите капиталовложений; непосредственно процедура оптимизации; установление очередности внедрения; окончательный количественный и качественный анализ; определение эффективности каждого мероприятия и плана в целом, а также организационно-технического уровня корпорации после внедрения инновационного плана (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Перечень инвестиционных проектов, предлагаемых

к реализации

Наименование бизнес-плана Стоимость проекта (в тыс. руб.) Предполагаемые источники финансирования Срок реализации Ожида-емый эффект (в тыс. руб.)
внешние внутренние
Приборы системы теплоснабжения 8745,0 7500,0 1245,0 4 года 11454,0
Котельная автоматика 8747,1 4373,55 4373,55 3 года 4403,0
Малогабаритные датчики-реле 1500,9 1050,6 450,3 3 года 2415,0
Запорная и регулирующая арматура 14461,7 10123,2 4338,5 2 года 58215,2
Итого: 33454,7 23047,35 10407,35 3 года 76487,2

 

Отбор мероприятий, которые удовлетворяют принятому критерию оптимизации, связан с рядом вопросов. Во-первых, в план включаются директивные мероприятия ─ независимо от того, удовлетворяют они или нет критерию локальной оптимизации. Во-вторых, оптимальность некоторых мероприятий, например, по охране труда, рациональному использованию природных ресурсов, не может определяться чисто экономическими критериями, а требует дополнительных ─ социальных и экологических. В-третьих, необходимо уточнить объем всех средств и ресурсов, которыми располагает корпорация для осуществления мероприятий. Только при избытке предложенных мероприятий, обеспечивающих экономическую эффективность не ниже нормативной, и недостатке ресурсов для их внедрения может ставиться вопрос об их отборе путем оптимизации.

Задача оптимизации мероприятий при отборе их для включения в план может быть сформулирована двояко: максимизация цели при заданных ресурсах или минимизация ресурсов при заданной цели.

Оба этих принципа в определенной степени эквивалентны, так как сокращение затрат при достижении поставленной цели приводит к экономии средств и ресурсов, за счет которых можно повысить степень реализации цели. При составлении проекта плана, а также при встречном планировании, когда имеющиеся ресурсы и выявленные резервы позволяют перекрыть задания плана, можно руководствоваться первым принципом, при получении директивных показателей и при ограниченных ресурсах ─ вторым. В том случае, если использование всех имеющихся ресурсов не обеспечивает выполнение директивных показателей по заданному критерию, предприятие должно выявить все возможности лучшего использования этих ресурсов за счет включения в план более эффективных мероприятий. Если все резервы исчерпаны, возникает проблема привлечения дополнительных ресурсов и оптимизации их использования.

Необходимо формировать инновационный план с учетом достижения одной цели ─ минимума эксплуатационных расходов, задавая остальные цели в виде ограничений на уровне плановой экономии ресурсов. Тогда модель примет следующий вид [20]:

1. Целевая функция

Z = å SmXm ® min, (2.14)

где Sm ежегодные расходы на мероприятия по варианту плана m; Xm набор мероприятий.

2. Ограничения:

соблюдение лимита капиталовложений —

å KmXm £ Klim; (2.15)

выполнение плана по экономии управленческих расходов (DB), численности управленцев (DW}, заработной платы управленцев (DQ)

å DbmXm ³ DB;

å DwmXm ³ DW;

å DqmXm ³ DQ, (2.16)

где Km капиталовложения; Dbm, Dwm и Dqm — удельный расход затрат на управление, численности управленцев, заработной платы управленцев при осуществлении инновационного плана по варианту m.

Решение модели (2.15)—(2.16) дает двойственные оценки An прироста эксплуатационных расходов на единицу экономии ресурса каждого вида. Они показывают изменение функционала при изменении экономии ресурса каждого вида на единицу продукции. В условиях ограниченных капиталовложений оценки An могут рассматриваться как предельный допустимый перерасход затрат.

Тогда критерий многоцелевой оптимизации для формирования инновационного плана примет вид:

 

N

Ф = Sm + å AnZmn ® min, (2.17)

n=1

где Zmn показатель, характеризующий уровень достижения цели.

В качестве сравнительных вариантов оптимизации использовались внедряемые на предприятии система интегрированного автоматизированного проектирования, позволяющая уменьшить затраты и повысить качество управленческого труда, и разработка собственных пакетов прикладных программ. Результаты оценки показали преимущество первого варианта.

Оценка общей экономической эффективности инновационного плана принимает следующий вид:

(2.18)

С = D – P, где:

D – доходы, получаемые в результате внедрения инновационной программы; P – расходы на инновационную программу (первоначальные и текущие), равны сумме расходов конкретных видов ресурсов ΣRi (финансовых, материальных, кадровых); С – чистая стоимость инновации, Т пл – период планирования инноваций.

Понятие эффективности использования инновационного потенциала предприятия основано, прежде всего, на возможности получения оцениваемого эффекта. Эффект же от использования потенциала многогранен (табл. 2.4).

Таблица 2.4

Эффект от использования инновационного потенциала.

Показатели Прямой (оперативный) Косвенный (тактический) Отложенный (стратегический)
Финансовый Оптимизация дебиторской и кредиторской задолженности Рост налоговых сборов Снижение потребностей в дотациях
Экономический Рост прибыли предприятий Снижение уровня цен в регионе Рост инвестиционной привлекательности
Социальный Рост доходов населения Рост жизненного уровня Рост качества жизни
Экологический Снижение ущерба Повышение эффективности использования ресурсов Рост ресурсного потенциала региона

 

Эффект от инноваций проявляется как в прямом, так и в косвенном и отложенном виде.

Прямой эффект от инноваций определяется приростом продукции, эффективностью вложения инноваций, особенно в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Основным механизмом, регулирующим прямой эффект, будет механизм роста отдачи от потенциала или интенсификации его использования.

Оптимальное использование мультипликативного эффекта позволяет расширить возможности инновационного процесса в регионе. Рассмотрим основные принципы оптимального мультипликативного эффекта в зависимости от использования инновационного потенциала региона.

Глубина передела ресурса и комплексность его использования является первым, основным фактором эффективности. Повышение коэффициента использования ресурса позволяет обеспечить отдачу от инноваций, снизить непроизводительные потери и увеличить резервы ресурсов, т.е. проводить политику ресурсосбережения.

Длина технологической цепочки определяет возможности более широкого привлечения местных производителей. Создание вертикальных интеграционных структур является не просто веянием времени, но и способствует концентрации финансовых ресурсов в регионе, увеличивает внутренний продукт, позволяет решать социальные вопросы. Длина цепочки определяется количеством технологических переделов или возможных производителей продукции, а следовательно, и трудоемкостью производственного процесса. Парадоксально, но чем больше трудоемкость изготовления изделия, тем это выгоднее для экономики. Разумеется, речь идет о технологически эффективном производстве с высокой организацией труда.

Величина добавленной стоимости определяет количественную сторону мультипликативного эффекта. Этот параметр ─ еще больший индикатор эффективности производства, чем трудоемкость, так как именно он определяет конкурентоспособность промышленности региона на рынке.

Длительность срока эксплуатации инноваций является важным фактором мультипликативного эффекта. В какой-то мере стабильные темпы прироста для экономики региона важнее краткосрочных прорывов. Парадигма устойчивого развития предусматривает долгосрочность и стабильность роста, которая может быть обеспечена только долгосрочными инвестициями со стабильными темпами прироста.

Инновационные технологии ─ следующий фактор получения мультипликативного эффекта. Только изменения, выходящие за пределы сложившихся тенденций развития, способствуют получению значительного эффекта. В противном случае сложившиеся тенденции развития будут являться своеобразными границами, не позволяющими получить прорыв в результатах инвестиционной деятельности. Еще одним аспектом являются инновационные ресурсы, задействованные в инвестиционном процессе. Инвентаризация имеющихся в регионе ресурсов и попытка их полного использования могут принести достаточно ощутимый успех.

Социальный эффект от внедрения инновационных проектов традиционно оценивают в количестве вновь созданных рабочих мест и величины сгенерированной проектом заработной платы и иных социальны



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: