Инновационная промышленная политика




 

Формирование промышленной политики затрагивает социальные интересы территорий и должно осуществляться интерактивно между уровнями власти, бизнесом и обществом, с приоритетом региональных и межрегиональных интересов.

Одним из важных направлений, по которым реализуется промышленная политика, должна стать процедура мобилизации внутренних ресурсов (базовая стратегия, ориентирующая на внутреннее саморазвитие).

В основу формирования промышленной политики должны закладываться также следующие базовые принципы:

1. Процесс формирования промышленной политики является непрерывным процессом использования и роста потенциала.

2. В каждый момент времени промышленная политика должна быть четко определена по структуре и интенсивности использования потенциала.

3. Промышленная политика имеет внутренний резерв гибкости для реализации некоторых изменений в стратегиях деятельности (адаптируемость).

4. Политика должна позволить выявить и разработать необходимые изменения в целях и стратегиях деятельности, т.е. должен соблюдаться принцип саморазвития.

5. Соответствие промышленной политики и стратегии ее реализации должно подчиняться принципу взаимной оптимальности, т.е. приближение к оптимуму должно идти по пути корректировки, как политики, так и стратегии.

6. Должна соблюдаться преемственность внутри региональных связей в структуре промышленности, т.е. принцип сохранения производительности структуры промышленности.

7. Должен соблюдаться принцип комплексного подхода к изменениям в структуре потенциала.

8. Изменения потенциала промышленности должны носить долгосрочный целенаправленный характер.

Система формирования территориальной промышленной политики состоит из нескольких этапов

На первом этапе – происходит формирование промышленного потенциала. С учетом спроса и предложения экономических субъектов на микро-, мезо- и макроуровне проводится оценка потенциала промышленности, с точки зрения соблюдения интересов участников промышленной политики.

Очевидно, что при формировании промышленной политики необходимо использовать все возможны подходы к ориентации потенциала (табл. 3.1).

На втором этапе – создаются благоприятные условия для того, чтобы промышленный потенциал использовался в определенные сроки.

На третьем этапе – осуществляется оценка эффективности использованного потенциала для всех участников промышленной политики.

 

Таблица 3.1

Основные подходы к формированию промышленной политики

Подход Сущность
Ориентация на потенциал Развитие имеющихся предприятий, модернизация и внедрение инноваций с цлью закрпления и расширения их доли
Ориентация на баланс Формирование предприятий по удовлетворению внутрннего спроса (городского, республиканского, межргионального)
Ориентация на конъюнктуру Анализ рыночного спроса и создание предприятий по го удовлтворению
Ориентация на предпринимательскую активность Создание новых производств, ориентированных на вхождние в мждународно разделние труда

 

В промышленном процессе участвуют следующие основные стороны:

- предприятия города и региона;

- внутренние региональные инвесторы;

- внешние инвесторы;

- органы регулирования промышленной деятельности;

- заинтересованные организации.

Сущностью промышленной политики является определение совокупности управленческих воздействий направленных на создание потенциала как промышленной базы для экономического роста, обеспечивающего удовлетворение интересов всех субъектов.

Инструментом реализации промышленной политики является структурная политика. Структурная политика есть совокупность мер, оказывающих воздействие на сбалансированность промышленного потенциала, на отраслевые и межотраслевые пропорции. В этом контексте реструктуризацию следует рассматривать как процесс изменения структуры промышленного потенциала, результатом которого является преобразование формы и содержания отраслей промышленности региональной экономики.

Проектируемая структура экономики отличается от существующей, направленностью на установление пропорций отвечающих критериям максимизации конечного спроса, а также изменениям правового характера.

Очевидно, что на любой элемент потенциала в экономическом процессе возникает ряд имущественных прав – и, прежде всего, право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Концентрация всех прав в руках одного субъекта дает ему наибольшие возможности для управления потенциалом. В связи с этим в социально-экономической системе возникают процессы закрепления прав субъектов на потенциал и перехода их друг от друга.

Продолжается процесс формирования частной собственности, как через создание новых предприятий, так и через приватизацию государственного и муниципального имущества. Если рассматривать организационно-правовые формы хозяйствования также очевидно усиление роли корпоративных структур в бизнесе.

Частный бизнес гибко реагирует на влияние внешних факторов, меняя свою организационно-правовую форму (оптимизируя налогообложение), но, при этом, оставляя за собой свободу реализации своих интересов, который все больше и больше расширяются от узких экономических до более широких социальных.

Государство оставило за собой системообразующие виды деятельности, которые вносят достаточно большой вклад в конечную продукцию.

Реализация промышленной политики подразумевает совершение определенной последовательности действий, которые, в свою очередь, должны быть управляемы. В качестве критерия управляемости промышленной политики предлагается обеспечение баланса интересов участников регионального промышленного процесса. Под балансом интересов понимается возможность выбора наиболее эффективного варианта развития промышленности на каждом его этапе, удовлетворяющая интересы всех участников. Основной задачей обеспечения баланса интересов будет такая организация инвестиций, при которой на каждом этапе процесса будет возможным установление единых целей и критериев выбора.

Сущность механизма баланса интересов будет в следующем.

1. Реализация стратегических приоритетных направлений промышленности основана на взаимодействии трех систем – государства, общества и фирм. В основе таких отношений лежат различные преследуемые цели, согласование которых, а также нахождение компромиссов по социальным и рыночным критериям является ключевым этапом в координации взаимодействия.

2. В зависимости от временной характеристики интересов определяется их способность действовать достаточно долго и влиять на стабильность процессов, гарантирующих уверенность в будущем, в достижении социально-экономических ориентиров, ведущих не только к выходу из кризисного состояния, но и к созданию заделов для эффективного развития и функционирования.

3. Применение контрактной системы регулирования, как реального инструмента достижения компромиссных решений при реализации стратегических приоритетных направлений промышленности. В отечественной практике опционные соглашения могут стать действенным и эффективным инструментом при реализации промышленной политики региона.

Промышленная политика на макро- и мезоуровнях увязана с политикой на микроуровне, наиболее чувствительной к состоянию отдельных предприятий (корпораций) и взаимоотношений между ними. Реализация промышленной политики на микроуровне осуществляется через [4]:

- поддержку на внешних рынках в рамках возможностей государственных внешних институтов;

- нормативные правовые акты и разъяснения, а также комментарии к ним, адресуемые конкретному кругу или всем предприятиям;

- экономические рычаги и стимулы: налоговые, тарифные, иные условия;

- административные меры в виде выдачи лицензий, квот, сертификатов и т.п.;

- сферу образовательных услуг, оказываемых потенциальным или реальным работникам предприятия;

- управление государственной собственностью, в том числе государственными предприятиями;

- согласование мер с субъектами Российской Федерации.

Промышленная политика является отражением концепции развития предприятия в долгосрочном аспекте с точки зрения использования ресурсов и совершенствования производственной системы.

Основным принципом будет принцип максимальной эффективности использования ресурсов. Эффективность использования ресурсов определяется по ряду признаков, основные из которых:

· Отдача от ресурсов на производимую продукцию. Максимизация выпуска продукции при изменении какого-либо ресурса внутри группы либо между ресурсами различного вида будет являться основным показателем оценки эффективности использования ресурсов и возможности их замены. Прирост выпуска продукции при изменении какого-либо ресурса есть отражение прироста экономического потенциала предприятия, т.е. он может реализовываться не обязательно сразу же после замены ресурса, а быть фактором успеха в долгосрочной политике развития.

· Ресурсы считаются равнопривлекательными для предприятия, если соблюдается принцип равнозначности цены единичных ресурсов для достижения определенных экономических результатов при выпуске одинакового количества продукции. При выборе из альтернативных вариантов этот принцип способствует определению равнопривлекательных комбинаций либо лучшего варианта. Вложение в единицу ресурса и отдача в выпуске продукции на единицу этого ресурса, выраженная в стоимостном (либо натуральном выражении) являются одним из основных методов оценки экономической эффективности. При этом отдача в натуральном выражении будет отражать инновационный потенциал политики, а отдача в стоимостном выражении является отражением ресурсного потенциала политики.

· Ресурсы оптимально используются в том случае, когда достигаются показатели экономической эффективности для экономики предприятия и экономики общества в целом, т.е. использование ресурсов выгодно даже при наличии внешних ограничений на использование ресурсов. Данные ограничения выражаются в виде снижения доступности либо ценовом росте ресурсов. Ситуация с ограниченностью ресурсов должна отражаться в реальной деятельности предприятия в виде изменений промышленной политики.

· Эффективность использования ресурсов зависит от их внутренних характеристик ─ признаков качества, которые показывают пригодность данных ресурсов для данной производственной системы, степень оптимальности их использования, а также служат целевой функцией для инновационной оптимизации производства. То есть ресурсы сами по себе могут служить как ограничением на эффективность деятельности предприятия, так и основанием для реконструкции предприятия с целью повышения его эффективности при использовании более качественных ресурсов.

Принцип временной ориентированности промышленной политики также относится к основным принципам формирования политики развития. Промышленная политика является отражением политики во времени и предназначена для достижения целей различной степени срочности. Рассмотрим основные признаки, характеризующие промышленную политику во времени.

Долгосрочная направленность промышленной политики реализуется в принципе оптимальности совмещения политики повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, замены ресурсов и инновационного развития предприятия. Установление баланса между изменением элементов производственной системы (инноваций в производство), заменой ресурсов по качеству использования (инноваций в качество ресурсов) и повышением эффективности использования имеющихся ресурсов (инноваций в организацию производственной системы и использования ресурсов) является основным признаком долгосрочной политики развития предприятия. Особенность данного этапа формирования политики заключается в учете множества факторов и прогнозном характере оценки эффективности от политики развития. В связи с чем необходимо использовать специальные методы оценки, в частности основывающиеся на изложенном выше подходе к выпуску предельного продукта.

Среднесрочная направленность промышленной политики заключается в реализации принципа минимума изменений в инновационное развитие при максимуме использования качества ресурсов. То есть среднесрочная политика должна опираться на незначительные реконструкции производственной системы под максимальное использования потенциала эффективности имеющихся ресурсов по качеству и другим параметрам.

Краткосрочная политика основана на принципе оперативного управления эффективностью производства путем использования альтернативных вариантов ресурсов без инновационного развития производственной системы. В данном случае эффективность от использования ресурсов с высшими показателями качества (и другими параметрами) должна покрывать издержки связанные с отсутствием инновационного развития производственной системы (потерей ее эффективности). Потери эффективности производственной системы связаны с возникновением дисбаланса между возможностями производственной системы и параметрами ресурсов, что приводит к изменению эксплуатационно-экономических характеристик системы. Производство компенсирует этот дисбаланс ухудшением характеристик использования системы, поэтому важно точно оценить экономическую эффективность данной части политики.

Оперативное управление путем ресурсной рекомбинации либо ухудшения эксплуатационно-экономических показателей системы (ведущее к необходимости изменения промышленной политики) может быть вызвано внешними факторами - заданием жестких ограничений на выпуск продукции (графика нагрузки). В этом случае промышленная политика призвана смягчить отрицательные последствия такого метода управления для производственной системы, т.е. возникает обратная задача компенсации потерь в производственной системы через промышленную политику. Практически это можно достигнуть через создание запасов топлива с различными показателями качества либо внедрения опережающих инноваций в модернизацию оборудования.

Принцип системного подхода к промышленной политике отражает необходимость формирования политики по всем этапам производственного цикла и видам деятельности предприятия, а также непрерывность проектирования. Он включает в себя следующие положения.

Основным моментом в разработке промышленной политики является комплексный подход к развитию. Имеется в виду учет всех элементов производственной системы. Персонал предприятия, финансы и другие ресурсы при формировании политики развития должны опираться на принцип повышения их эффективной отдачи на выпуск продукции, т.е. для оптимизации их использования применимы те же принципы, что и для рассмотренных в данной работе ресурсов. Это же относится и к инновационному развитию производственной системы. Необходимо формирование политики инновационного развития по всем этапам производственного цикла и видам деятельности предприятия. Инновационное развитие может принести значительный эффект только в случае отсутствия лимитирующих мест в производстве, сдерживающих развитие. С этой точки зрения нет неважных, второстепенных мест в производстве, которые не должны быть подвержены инновационному развитию.

Непрерывность процесса ресурсно-инновационного развития является важнейшим принципом, обеспечивающим эффективность реализации политики развития. Создание принципа цепного инвестирования, означающего вложение средств, получаемых в качестве прибылей от инноваций на предыдущих этапах, в инновации на последующих этапах, позволит предприятию обеспечить финансовую базу для инновационного непрерывного процесса. Для предприятия инвестиции не должны стать чем-то выделяющимся из повседневного вида деятельности, а быть привычным методом достижения целей промышленной политики.

Взаимоувязка ресурсной и инновационной политики является одним из основных условий системного подхода. Как отмечалось выше ресурсная политика предприятия отражает эффективность использования имеющейся производственной системы, а инновационная политика отражает возможность совершенствования этой системы. Очевидно, что эти политики являются частями единой политики и неразрывны друг от друга. Необходимо увязывать любые ресурсные изменения с необходимыми изменениями в производственной системе и любые инновационные изменения в производственной системе с необходимыми для оптимального функционирования новой производственной системы ресурсными изменениями.

Устранение слабых мест, т.е. изменение подходов и методов организации производства, является одним из основных принципов рессурсно-инновационной политики и методом ее реализации. Организация производства должна подстраиваться под промышленную политику, а не наоборот. Существующие в настоящее время ограничения от производственной базы и методов организации производства делают затруднительными реализацию промышленной политики и должны являться объектом для рассмотрения различных вариантов их изменения.

Принцип развития экономического потенциала предприятия основан на предположении о необходимости экономического роста и соответствии предприятия темпам этого роста. В основу этого принципа легли следующие положения.

Данный принцип применим для оценки экономической эффективности промышленной политики. Как отмечалось выше, оценить эффективность долгосрочной промышленной политики существующими методами крайне затруднительно, поэтому в качестве одной из методик оценки предлагается использовать оценку экономического потенциала предприятия, выраженного в эффективности использования ресурсов, и возможности повышения этой эффективности. Подробнее эта методика будет рассмотрена ниже.

Конкурентоспособность предприятия на рынке определяется также в первую очередь его экономическим потенциалом и возможностью его реализации. Конкурентоспособность не является самоцелью развития, однако она способствует экономическому росту и в определенных рыночных условиях, играет главную роль в возможностях предприятия.

Соответствие целям управления является основным условием любой экономической политики развития. В этом смысле как раз рост экономического потенциала отражает и соответствующее развитие предприятия, т.е. просматривается картина соответствия целям стратегического управления.

Формирование промышленной политики предприятия основывается на изложенных выше принципах и происходит в следующей последовательности.

Первым этапом разработки промышленной политики предприятия является этап анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии производственной системы и ресурсов предприятия, существующих и потребляемых в настоящий момент времени, а также возможных в будущем. В ходе этого этапа отрабатывается следующая последовательность шагов:

· Осуществляется внутренняя диагностика производственной системы. На данном подэтапе производится сбор и анализ информации, касающийся функционирования производственной системы во времени. В первую очередь анализируется ресурсопотребление и эффективность использования ресурсов по всем видам производственных ресурсов.

При этом используются как существующие технико-экономического анализа, так и другие показатели, необходимые для управленческого учета и оценки эффективности ресурсопотребления.

· Осуществляется внешняя диагностика производственной системы. На этом этапе собирается и анализируется информация о прямых ресурсных связях предприятия. Анализ производится как по входным, так и по выходным параметрам производственной системы. Анализируются следующие факторы:

1) потребление ресурсов;

2) модернизация оборудования;

3) потребление оборудования через физический и моральный износ;

4) потребление оборудования через увеличение затрат на ремонт;

5) выпуск продукции и другие показатели.

Данные показатели отражают сущность промышленной политики предприятия в каждый конкретный момент времени.

· Осуществляется анализ внешней среды. Он производится по ряду факторов, отражающих влияние ситуации на ресурсном рынке на предприятие. Анализируются следующие факторы

1) потребление ресурсов и их динамика;

2) факторы, ограничивающие потребление (цены, политика, экология);

3) факторы, повышающие эффективность использования ресурсов (новые технологии и оборудование) и другие показатели.

Анализ внешней среды позволяет ускорить реакцию на изменения внешней среды и осуществлять эффективное управление изменениями промышленной политики.

· Прогноз развития ресурсов. Прогноз развития затрагивает все виды ресурсов и ведется по всем показателям характеризующих:

1) качество;

2) эксплуатационные показатели;

3) доступность;

4) объем запасов во времени и другие показатели.

Следующим этапом формирования промышленной стратегии является этап определения целей ресурсно-инновационного развития, состоящий из следующих шагов.

· Определение общей цели развития предприятия. На данном этапе вырабатывается общая цель развития предприятия и цель промышленной политики. В этом отношении промышленная политика может выступать в роли:

1) средства достижения глобальной цели развития предприятия (например, завоевания рынка либо обеспечения целевой долгосрочной прибыли);

2) ограничений на реализацию стратегий достижения глобальной цели;

3) цели долгосрочного развития предприятия.

· Определение временно-ориентированных целей. Как отмечалось выше, промышленная политика на каждом временном этапе преследует разные цели, которые должны быть совместимыми между собой.

Можно выделить следующие цели - ориентиры во времени:

- долгосрочные цели направлены на установление баланса между изменением элементов производственной системы (инноваций в производство), заменой ресурсов по качеству использования (инноваций в качество ресурсов) и повышением эффективности использования имеющихся ресурсов (инноваций в организацию производственной системы и использования ресурсов);

- среднесрочные цели ─ на максимальное использования потенциала эффективности имеющихся ресурсов;

- краткосрочные цели ─ на использование альтернативных вариантов ресурсов без инновационного развития производственной системы с сохранением эффективности в целом;

- оперативные цели ─ на компенсацию потерь в производственной системы через промышленную политику.

В качестве конкретных показателей, определяющих цели во времени, можно использовать показатели затрат и эффективности использования (коэффициентов отдачи).

· Определение системно-ориентированных целей. На данном подэтапе устанавливаются цели ресурсно-инновационного развития по каждому из элементов производственной системы, т.е. для всех этапов производственного цикла и для всех областей управления. Можно выделить следующие факторы развития систем:

1) развитие общего экономического потенциала, которое оценивается через общие экономические показатели;

2) развитие отдельных производственных систем, которое оценивается через технико-экономические показатели, в частности, коэффициент полезного действия для оценки эффективности технологической цепочки.

Следующий этап формирования промышленной политики является этап установки приоритетов, ограничений и критериев на развитие производственной системы. На данном этапе определяются перспективные направления развития промышленной политики через установление ограничений на развитие. Установление ограничений опирается на предыдущие этапы анализа и определяет в дальнейшем реальность осуществления выбранной политики, т.е. является важнейшим этапом. На данном этапе производятся следующие шаги:

· определяются ограничения со стороны других направлений развития (производственной, политики, социальной политики, маркетинговой политики и.д.) Эти ограничения влияют как на финансирование промышленной политики, так и на ее содержание;

· определяются ограничения со стороны высшего уровня руководства и хозяев (акционеров) предприятия. Эти ограничения выражаются во влиянии на те же факторы;

· устанавливаются конкретные приоритеты и критерии на развитие. Они выражаются в количественном виде по всем плановым показателям.

Следующий этап ─ выработка ресурсной политики предприятия, заключается в повышении эффективности использования основных фондов, материалов, топлива и других ресурсов в имеющейся производственной системе, а также их возможное усовершенствование. Под ресурсной политикой предприятия понимают оптимальное управление производственными ресурсами для достижения определенных стратегических целей, т.е. оптимальное использование производственной системы. Она также преследует цель оптимизации экономической деятельности. Ресурсная политика включает следующие моменты:

· преследует цель снижения производственных издержек, т.е. рассматривает вопросы повышения эффективности производства. Отдача от использования ресурсов для производства определенного объема продукции является главным показателем ресурсной политики;

· ориентирована на ресурсосбережение, т.е. повышение эффективности использования ресурсов, увеличения их отдачи. Минимизация ресурсопотребления при сохранении других показателей системы является одним из основных показателей ресурсной политики;

· позволяет учитывать внешние и внутренние ограничения на производство, тем самым, определяя зону реальной эффективности производственной деятельности. Возможность использования определенных ресурсов для производства должна быть определена еще на этапе проектирования. Ресурсные ограничения во многом определяют эффективность производства при его проектировании;

· является отражением сложившейся производственной системы и оптимальна в рамках данной производственной системы. Ресурсная политика, являясь отражением производственной системы, испытывает все изменения данной системы на себе. Производство, устанавливая ограничения на используемые ресурсы, тем самым ограничивает свои экономические возможности и сужает ресурсную политику.

Следующий этап ─ формирование инновационной политики развития предприятия. Инновационное развитие позволяет предприятию увеличивать свой экономический потенциал и достигать поставленные цели путем стратегических изменений производственной системы. Основным принципом инновационного развития будет формирование производственной системы с большей степенью оптимальности по отношению к предыдущей. Можно выделить следующие шаги формирования инновационной политики:

· Инновации направлены на увеличение экономического потенциала производственной системы, т.е. преимуществ новой системы. С этой целью определяются основные показатели по которым достигается преимущество.

· Инновации носят целенаправленный характер, даже поисковые разработки направлены на достижение конкретных целей, причем эти цели носят развивающий характер, обеспечивая экономический рост. Показатели, выбранные для целей, должны быть описаны по всем этапам внедрения инноваций, т.е. должна быть разработана траектория (стратегия) роста.

· Выбор конкретных мероприятий инновационного развития определяется возможностями производственно-технологической сферы, а также экономическими ограничениями. Ограничения на развитие рассмотрены выше.

· Практическая реализация инновационной политики является для предприятия руководством к действию во всех сферах и находит свое отражение в разработке инвестиционной политики предприятия.

· Инновационная политика подразумевает непрерывность развития и постоянное совершенствование производства, т.е. разрабатываются комплексные планы, которые постоянно корректируются.

· Инновационная политика в своей основе ставит задачу совершенствования производственной системы путем изменения всех ее элементов, в состав которых входят и производственные ресурсы, поэтому одним из разделов инновационной политики является развитие ресурсов.

Далее следует этап оценки решений принятых по поводу инновационной и ресурсной стратегии развития предприятия. Оценка решений заключается в проведении следующих шагов:

· Выбор метода оценки принимаемых решений, который зависит от вышеопределенных целей политики. в качестве основных методов можно предложить следующие:

1) затратный метод, основанный на минимизации затрат;

2) доходный метод, основанный на подсчете будущих доходов;

3) метод удельной эффективности ресурсов, основанный на оценке эффективности использования единицы ресурсов на выпуск предельного продукта. Данный метод более подробно будет рассмотрен ниже.

· Оценивание вариантов промышленной политики. На данном этапе производится оценка конкретных вариантов с помощью рассмотренных выше методов.

· Выбор наилучшего варианта. На данном этапе производится выбор текущего варианта промышленной политики. Все остальные варианты являются возможностями альтернативных решений и, при необходимости, могут использоваться при определенных ситуациях. Тем самым обеспечивается гибкость системы.

Последним этапом формирования ресурсной политики является этап внедрения и корректировки разработанной политики. На этапе внедрения и корректировки происходит внедрение выбранного оптимального варианта принятого решения и при необходимости корректировка политики.

В целом разработанный алгоритм носит итерационный многошаговый характер с возможными отходами назад в процессе процедуры формирования промышленной политики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: