Создание системы институтов инновационного развития бизнеса в регионах




 

Практика показывает, что большинство наиболее выгодных и эффективных в настоящее время видов деятельности реально уменьшают экономический потенциал территории. Уменьшение потенциала как следствие экономического процесса возникает в результате несбалансированного использования ресурсов. Ресурсы, будучи объектом инвестиционной деятельности, одновременно являются целью развития – ведь создание и поддержание на должном уровне ресурсной базы одна из основных задач экономики. Государства в силу ряда причин выбирают одну из стратегий ресурсного развития (табл. 3.5).

Таблица 3.5

Примеры стратегий ресурсного развития

Ресурсы Стратегия исчерпывания ресурсов Стратегия производственного развития Стратегия комплексного развития Стратегия сберегающего развития  
Интеллектуальные        
Производственные        
Природные неисчерпаемые        
Природные исчерпываемые возобновляемые        
Природные исчерпываемые не возобновляемые        

 

Парадокс сегодняшней концепции инвестирования заключается в том, что в первую очередь финансовые ресурсы вкладываются в высокодоходные проекты добычи сырьевых ресурсов. Целые регионы строят свое развитие именно на ресурсной составляющей инвестиционной экономики. Однако большинство из наиболее рентабельных ресурсов относятся к не возобновляемым видам, т.е. сегодняшняя экономика исчерпывает потенциал экономики будущего своей территории.

Мировое разделение труда привело к тому, что технологические центры интеллектуального бизнеса сконцентрированы в развитых странах и именно они предъявляют все больший спрос на природно-сырьевые ресурсы, добываемые в подавляющем большинстве в других регионах ориентированных на материально-ресурсный бизнес.

Уменьшение ресурсного потенциала в данных регионах начнет играть свою роль уже в ближайшее столетие. И если в настоящее время сформировался определенный баланс в развитии регионов, основанный на рыночном ценовом регулировании доходов от разного вида бизнеса, то при уменьшении ресурсного потенциала в сырьевых регионах возникнет ряд финансовых и, как следствие, социально-экономических проблем.

Вполне очевидно, что развитые регионы ищут выход в виде ресурсосбережения как тактики развития и ресурсозамещения как долгосрочной стратегии. При исчерпывании одних видов ресурсов они постепенно будут заменяться другими через совершенствование техники и технологии. Однако это приведет к тому, что ресурсно-ориентированные регионы в не такой уж далекой перспективе могут оказаться не у дел в мировом разделении труда, потеряв большую долю в структуре национального продукта.

Единственным выходом для таких регионов видится проведение уже в настоящее время такой ресурсно-инновационной политики, которая может вывести регион на новый уровень экономической системы, стратегически конкурентоспособной и ориентированной на сбалансированную экономику с ростом потенциала. Внедрение инновационных технологий и техники требует создание мощной системы проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что в большинство случаев, в настоящее время не по карману большинству сырьевых стран. Нарастание отставания в интеллектуальных ресурсах становится препятствием для проведения эффективной ресурсно-инновационной политики. Следовательно, положительной стороной мировой интеграции и глобализации могло бы стать инновационная поддержка со стороны стран интеллектуального бизнеса регионов с материально-ресурсным сырьевым бизнесом. Эта поддержка должна выразиться в новой концепции инвестиционной помощи развивающимся регионам со стороны общемировых финансовых институтов. Основным принципом новой концепции должно стать развитие инновационного для региона бизнеса замещающего уходящий ресурсный бизнес. Ю.В. Яременко отмечал, что «ресурсной предпосылкой экономического роста является не приобщение к новым технологиям как таковым, а технологическое лидерство, разумеется, не во всех, но хотя бы в некоторых важных направлениях. Если страна не нашла таких технологических ниш, то она вынуждена идти в арьергарде овладения новыми технологиями и довольствоваться относительно меньшим объемом добавленной стоимости» [23].

Эффективность использования ресурсов является одним из главных элементов, препятствующих росту производства в настоящее время. Существующие статистические данные показывают, что развитые страны с невысокими запасами природных ресурсов, (например, США) добывают их практически на уровне ресурсноориентированных стран (как Россия). При запасах нефти 1,9% и газа 3,4% от мировых США добывает их практически столько же, сколько Россия, имеющая 13% нефти и 34% газа от разведанных мировых запасов. При этом объем ВВП, генерируемый развитыми странами, во много раз превосходит валовой продукт развивающихся стран. Производительность отдачи ресурсов в таких странах во много раз превосходит среднемировой уровень. Направленность валового продукта также носит инновационный характер, т.е. большую долю в нем занимает наукоемкий и не материалоёмкий бизнес.

Развивая известные подходы к классификации регионов, автор считает, что социально-экономические системы можно классифицировать по следующим признаком (табл.3.6):

 

 

Таблица 3.6

Классификация систем по использованию ресурсной части потенциала

Признак классификации систем Вид систем Сущность системы
Потребление ресурсов ресурсозатратные - регионы, в которых влияние природных, производственных или географических факторов делает производство экономически дорогостоящим по всем видам ресурсов и имеющемуся уровню развития производства
ресурсопотребляющие - регионы, в которых потребление ресурсов является оптимальным (соответствующим) для данного уровня развития производства
ресурсосберегающие - регионы, в которых имеется возможность оптимизации использования ресурсов по сравнению с общепромышленным уровнем за счет воздействия всех перечисленных факторов
Ресурсно-производственные отношения ресурсные – ориентированные полностью на ресурсный потенциал (например, страны Африки, Латинской Америки)
ресурсно-инновационные – ориентированные на комбинированное использование потенциала с преобладающим характером ресурсного (например, Россия, Китай)
инновационно-ресурсные – ориентированные на преобладающий характер инновационного потенциала (например, США, западная Европа)
инновационные – ориентированные полностью на инновационный потенциал (например, Япония, Тайвань).
Основа конкуренции систем ресурсно-конкурентные системы - ориентированные на ресурсную часть потенциала
инновационно-конкурентные системы - ориентированные на процессную часть потенциала.

 

- потребление ресурсов;

- ресурсно-производственные отношения;

- конкурентная база систем.

Подобная классификация отражает не только сложившиеся исторически позиции по общественному разделению труда, но стратегические цели управления регионами, заложенные в долгосрочную производственную политику. Некоторые страны, проводят целевую политику перехода в инновационные, (например, Китай), осознавая стратегические возможности и цели развития. К сожалению, переход России к инновационным регионам идет крайне низкими темпами и традиционное тяготение к ресурсному использованию потенциала очевидно.

Дефицит качественных ресурсов в какой-либо отрасли компенсируется производством массовых ресурсов, экономически оправданных (дешевых) для применения даже и при меньшей производительности. Диспропорции экономической системы, выраженные в «закачке» качественных ресурсов в определенные отрасли, компенсировались применением массовых ресурсов в других отраслях. Можно сделать ввод, что для обеспечения структурного и технологического баланса необходимы процессы замещения массовых ресурсов в качественные в отстающих отраслях. При этом основное различие делается на технологическом укладе отрасли, который и обуславливает качественность применяемых ресурсов.

Развивая предложенный подход, можно отметить, что простое замещение ресурсов приведет к возникновению дисбаланса на более высоком технологическом уровне. Поэтому речь должна идти как о целенаправленном росте технологического уклада, так и о качественном замещении ресурсов.[2]. Переход массовых ресурсов в качественные неизбежен, с точки зрения их ограниченности [23].

При этом важным условием является рост ресурсного потенциала. Объединяя между собой эти два условия можно предложить концепцию ресурсно-инновационного замещения.

Идея ресурсно-инновационного замещения основана на организации цикла непрерывного ресурсно-инновационного развития. Сущность этого цикла заключается в непрерывном развитии ресурсов и переходе их через инновационную стадию в ресурсную, на новом уровне, с учетом соблюдения ограничений и интересов субъектов системы.

Инновационная стадия в нашем понимании будет являться краткосрочным, динамичным состоянием потенциала (ресурсов и информации), стадией преобразования в новый потенциал, заменяющие привычные ресурсы общества. При этом инновационная стадия затрагивает как сущность ресурсов, так и применяемые процессы их преобразования, использования и распределения.

Формула роста ресурсов принимает следующий характер

Р – Ин – Р΄ (3.19)

Управление таким циклом носит стратегический характер развития, так как его итоги проявляются в длительный период. Ресурсное преобразование затрагивает как отдельные ресурсы (которые превращаются в новые ресурсы), так и формирование новых ресурсов за счет инновационной стадии превращения ресурсов в метаресурсы. В понимании авторов метаресурсы являются стадией объединения ресурсных возможностей на этапе инноваций ресурсов, т.е. в какой-то степени метаресурсы являются гиперсоединением системных возможностей отдельных ресурсов в процессе преобразования их свойств в свойства идентичные развитым свойствам первоначальных ресурсов. Именно этот процесс объясняет синергетический эффект.

Следует отметить, что возможности комбинации ресурсов ограничены (см. табл. 3.7).

Таблица 3.7

Свойства ресурсов

Признак классификации Элементарные ресурсы Комплексные ресурсы
По производительной отдаче Предельная производительность Не ограниченная производительность
По возможности рекомбинации Однозначное использование Комбинаторное использование
По использованию Самостоятельные ресурсы Требующие поддержки

 

Разделение на элементарные и комплексные ресурсы позволяет выявить возможность инновационного развития ресурсов.

Таким образом, инновации являются экономическим процессом позволяющим достичь две цели:

- повышение эффективности социально-экономической системы за счет целевого перехода ресурсов из массовых в качественные;

- сохранения баланса и роста экономического потенциала системы.

Концепция эффективных целевых инноваций, предлагаемая авторами, основана на необходимости целевой оценки ресурсно-инновационной составляющей рассматриваемого проекта.

Если рассматривать данную проблему на уровне макроэкономики, то можно отметить, что инновационное развитие наряду с поступательным движением вперед имеет фазы оптимального и неоптимального роста (см. рис. 3.1).


 

 

фаза оптимального роста фаза неоптимального роста

 
 


 

 

 
 


фаза поступательного роста

 

 

динамика инновационного процесса

Рис. 3.1. Цикл инновационного роста

 

Не оптимальный инновационный рост происходит тогда, когда объем «тупиковых» инноваций (не имеющих перспектив для развития) превосходит объем рациональных инноваций.

Этап поступательного инновационного роста является самым оптимальным моментом в динамике экономических процессов, так как именно он определяет время «возможностей» по росту потенциала системы, то есть все инвестиции идут на рациональные инновации, без потерь.

Задачей управления инновационной политики будет выход на данную траекторию развития и удлинение во времени данного этапа.

Очевидно, что для этой цели необходимы достаточно большие инвестиции. Регионы, не тратящие деньги на инновации, вряд ли могут рассчитывать на передовые позиции в инновационном росте. Инвестиционный рычаг начинает действовать только при наличии достаточно больших инвестиций в инновации.

Проблема потери ресурсов в инвестиционно-инновационном процессе требует своего дополнительного исследования. Ресурсы, проходя через цикл инновационного развития, по идее должны наращиваться, однако тупиковые инвестиции ведут к тому, что часть ресурсов будет потеряна для общества. Реальные потери материальных финансовых и человеческих (временных) ресурсов могут быть достаточно велики.

«Тупиковые» инновации ведут к тому, что возникают потери финансовых ресурсов, и первоначальные ресурсы превращаются через рациональные инновации в рациональные наращенные ресурсы. Часть первоначальных ресурсов идет на тупиковые инновации, которые затем могут превратиться в ликвидационные ресурсы, и добавится к общим (а могут быть потеряны совсем).

Отрицательный инновационный эффект связан не только с инновационным тупиком и излишними инвестициями в нерациональные инновации, но в наличии конкурентных ограничений, которые проявляются в «излишних» инновационных затратах на конкуренцию. Фирма, проводя политику непрерывного инновационно-инвестиционного развития, загоняет себя в тупик непрерывной потребности в инвестициях. «Излишнее» качество изделия, проявляющееся в большем сроке службы или в большей производительности, и являющееся следствием конкурентной борьбы, ведет к необходимости дальнейшего вложения в это качества, чтобы новый товар был конкурентоспособнее старого. Возникает своеобразная внутренняя конкуренция, позволяющая фирме поддерживать оптимальный объем продаж во времени.

Ориентация в производственных отношениях влияет и на привлекательность регионов, как инвестиционную, так и социальную.

Преобладающий характер того или иного фактора, заложенного в основу конкуренции, поляризирует регионы, делая невозможным реальное конкурентное сравнение их между собой. В основу экономики таких систем заложена разная база, которая делает неэффективным конкурентные сравнения, так как система показателей формирующий конечный ВВП таких регионов будет различна. Разница в ресурсном потреблении может быть компенсирована только путем повышения экономического потенциала региона (системы) и его конкурентоспособности. Повышение экономического потенциала возможно только за счет проведения политики инновационного развития. Ориентация региона на один из элементов «обедняет его возможности в конкуренции. Таким образом очевидна необходимость диверсификации потенциала.

Важным механизмом является создание инфраструктуры и правовой базы инновационной деятельности, механизма государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с Концепцией развития инновационной деятельности в Республике Бурятия и целевой программой научно-технического и инновационного развития города Улан-Удэ [19].

Очевидно, что необходимо создание механизма поддержания эффективности инвестиций. Таким механизмом может быть система непрерывного инновационно-инвестиционного проектирования.

Определяющим элементом в данном процессе является система институтов инновационного развития, которая включает в себя следующие составляющие:

- структурные подразделения предприятий и организаций, занимающиеся разработкой и внедрением инноваций (конструкторские и технологические бюро, отделы внедрения новой техники, отделы маркетинга и т.д.);

- научно-исследовательские учреждения (государственные, отраслевые и др.);

- организации поддержки инноваций (консалтинговые и инжиниринговые компании, аудиторские фирмы);

-образовательные учреждения, в том числе выполняющие научные исследования и разрабатывающие инновации;

- организации продвижения инноваций (венчурные компании);

- организации финансирования инноваций (банки, фонды и т.д.);

- организации информационного обеспечения (технические библиотеки и т.д.):

- учреждения управления инновационным развитием (государственные органы).

Данные институты интегрированы в систему экономики региона, выполняя в ней важную роль формирования инновационной составляющей экономического роста

Функционирование системы институтов инновационного развития имеет двойственную цель:

- являясь элементом бизнес-сообщества, она преследует цель собственного экономического развития;

- выполняя отведенную ей роль в разделении труда, она формирует инновационную основу для роста инвестиционного потенциала региона.

Для реализации данных целей система инновационного развития выполняет ряд функций, составляющих цикл инновационного развития.

Технопарк - это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития инновационных малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. Комплекс услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых - одно из самых главных условий, так как именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий.

 

 
 
Рис. 3.2. Функции технопарка, как основы инновационного развития экономики    

 


Технопарк в ряде случаев помогает получению оборудования в лизинг, кредита на развитие дела и выходу предприятия (предпринимателя) на местный рынок.

Таким образом, предприниматель сосредоточен на одной задаче - начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогает решать команда технопарка (администрация, эксперты, консультанты). Она помогает приобрести предпринимателю "свое лицо", статус, представляет его интересы во внешней среде, создает положительный имидж.

Центральным элементом инновационной инфраструктуры Улан-Удэ и Республики Бурятия должен стать Технопарк, включающий в себя: Инновационно-технологический центр (ИТЦ), Центр трансфера технологий (ЦТТ), Региональную информационную систему (РИС) и Региональный венчурный фонд (РВФ).

Основной задачей Центра трансфера технологий является коммерциализация разработок путем создания малых инновационных предприятий и временных трудовых коллективов, призванных выполнить доработку инновационных предложений разработчиков до состояния рыночного коммерческого продукта.

Важное значение для эффективного функционирования ИТЦ имеет формирование Региональной информационной системы, которая обеспечит всех участников и партнеров Технопарка необходимой информацией.

Целесообразно формирование Венчурного фонда развития, предлагающего ряд мер по стимулированию инновационной деятельности, обеспечение государственной поддержки доведения результатов научно-технической деятельности до промышленного производства, развитие инновационной инфраструктуры, развитие сферы услуг для инновационной деятельности.

Освободившееся место инновационных центров в большинстве регионов занимают высшие учебные заведения. Через создание учебно-научно-производственных комплексов осуществляется связь процесса обучения специалистов, разработки и внедрения научных инноваций, переподготовка действующего производственного персонала.

Под внешними инновационными возможностями учреждений образования понимается способность их участвовать в процессе создания и распространения нововведений, обладающих, прежде всего, научно-технической новизной и удовлетворяющих новые потребности общества. Образование должно отражать все передовые тенденции развития производства и общества, прогнозируя и опережая их. Образование является формализованным (в соответствии с методиками обучения) и организованным способом достижения требуемых знаний. Тенденции инноваций в обществе и технологиях не могут быть проигнорированы образованием и являются основным направлением развития, как общества, так и образования в ближайшее время. Основные задачи образования в данном случае уловить направления изменений в развитии производства и общества, спрогнозировать развитие технологий и технологических комплексов, а также формализовать методически и внедрить эти технологии в процесс обучения для приобретения студентами практических и теоретических знаний и навыков в использовании, разработке и прогнозировании инновационных технологий в производстве и экономике в целом.

 
 
Рис. 3.3. Информационно-инновационно-инвестиционный континуум управления экономикой

 


Управление развитием инновационного бизнеса в экономике города направлено на целенаправленное использование потенциала общества и конкретной личности, стимулирование деловой активности бизнеса.

Наличие информации о социально-экономической системе во многом определяется степенью ее активности и привлекательности, но в то же время именно информация генерирует привлекательность проектов и территории.

Таким образом, одной из ключевых задач системы институтов развития инновационного бизнеса является представление информации о нем.

Инновационное развитие города будет определяться временем «опережения» реакции на изменение факторов внешней и внутренней среды.

Помимо текущей рыночной составляющей в любом проекте есть внутренняя инновационная составляющая, заключающаяся в изменении структурной составляющей экономических показателей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: