Символизм. “Раненый ангел” Хуго Симберг (1903)




От модерна к модернизму.

Модерн — это стиль в искусстве, который впитал в себя философию символизма (женские образы, подчас мистичность, обращение к природе, темы неизведанного и недоступного науке), но проявился больше всего в архитектуре и декоративно прикладном искусстве.

Главные отличительные черты: сильная и яркая роль линии, растительные орнаменты, линия всегда плавная, изгибающаяся, энергичная, асимметричная. Много стилизованных орнаментов и декора в виде растительных форм или насекомых, ящериц, птиц.

Модернизм— это по сути понятие-обобщение, которое включает в себя события и разные направления в искусстве с конца 19 века вплоть до середины 20-го.

Все -измы — это модернистские (то есть современные по меркам того времени) направления в искусстве. Импрессионизм, экспрессионизм, фовизм, кубизм, дадаизм, сюрреализм. Иногда понятие “модернизма” сужают, и рассматривают как самое начало, зарождение авангардизма в искусстве.

В любом случае, модернизм — это не конкретный стиль в искусстве с четкими признаками в архитектуре, декоративном искусстве и живописи, как, например, модерн.

Это широкое и даже многозначное понятие, характеризующее отказ от старого, подчас вызывающий бросок в новое. Противопоставление современного старому, которое происходило тогда по всем фронтам в культуре вслед за изменениями социальной действительности.

Можно сказать, что творчество Климта вбирает в себя символизм, с какого-то момента отвечает многим чертам стиля модерн, и при этом входит в процессы модернизма, выстраивая тот самый новый и провокационный мостик от старого “классического” искусства к новому, что дальше расцветет и разовьется у Шиле и у других художников.

Символизм. “Раненый ангел” Хуго Симберг (1903)

Холст, масло, 127х154 см. Атенеум, Хельсинки.

«Раненый ангел» — самая известная картина финского художника Хуго Симберга. Написана в 1903 году, повторена как фреска Кафедрального собора в Тампере в 1905-м. Считается одной из наиболее важных работ европейского символизма.

На картине изображены два мальчика, несущие на носилках ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя. Фоновый пейзаж строг и условен: черты реального ландшафта в хельсинкском районе Эляйнтарха, места, которое Симберг многократно фотографировал. Фон картины условен, и принципы его представления находят параллели в живописи итальянского Возрождения.

 

Один из смысловых планов картины — детская слабость и незащищенность, сложность детского характера, его положение между добром и злом. Ангел на картине Симберга — уязвимая детская фигура, которого художник изображает не как божество, а как ребёнка. Характеры мальчиков сложнее: их моральный посыл и качество действия не ясны — не до конца понятно, символизируют они добро или зло. Фигуру идущего впереди мальчика в чёрном иногда рассматривают как образ смерти.

Важный элемент характеристики картины — неясность её смысла. Не до конца ясны ни сам сюжет, ни его этическое прочтение. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставлены хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела. Одна из идей картины — противостояние жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах — знак уязвимости и хрупкости. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. В руке ангел держит букет подснежников — символ возрождения и выздоровления. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины. Сам Симберг отказывался от толкований собственной работы, предоставляя зрителю самому интерпретировать её смысл.

Картина оказала огромное влияние на европейскую художественную традицию. Ситуация смысловой неопределенности, созданная в картине, предвосхитила изобразительный метод таких художественных течений как метафизическая живопись и сюрреализм. Созданный в рамках символистской традиции, Раненый ангел стал своеобразным символом уязвимости и сомнения.

В 1947 году изображение было помещено на обложке книги Дневник человека в отчаянии Фридриха Рек-Маллечевена, погибшего в 1945 в лагере Дахау.

На цитатах из Раненого ангела построен клип метал-группы Nightwish к песне Amaranth..

 

Список литературы:

1. Тубли М. П.. Эпоха модерна — пример синергетического культурного пространства. «Terra Aestheticae». Теоретический журнал Российского эстетического общества. № 1(1), 2018. СПб.: Этезис, 2018. С. 145—169.

2. Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001

3. Нильссон Нильс Оке. Архаизм и модернизм // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 75—82. — ISBN 5-7859-0074-2.

4. Суворова Л. Языческие и христианские черты в образной концепции произведений Хуго Симберга // Научные труды. Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. № 12, 2010, с. 93-109.

5. Levanto M. Hugo Simberg and The Wounded Angel//Ateneum publications. № 18/Ed. H.-L. Paloposki. Helsinki, 2000. P. 1-75.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: