Общая характеристика правотворческой, правоприменительной и правоохранительной сфер профессиональной юридической деятельности




Характеристика основных сфер направлений и видов юридической деятельности юриста.

Подготовила:

студентка Т.А. Скороходова

(подпись, инициалы, фамилия)

учебная группа: ЦЗЮМ 1-20(Ю)

дата

 

Проверил: В.А. Свиридов

(подпись, инициалы, фамилия)

результат проверки

дата

замечания:

     
 
 
   


Воронеж

Основные сферы и направления профессиональной юридической деятельности

Общая характеристика правотворческой, правоприменительной и правоохранительной сфер профессиональной юридической деятельности

В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в ст. 10 Конституции РФ, принято выделять три ключевые сферы приложения профессиональной юридической деятельности: правотворчество (законотворчество), правоприменение и правоохрану. Таким образом, профессиональная юридическая работа присутствует на всех этапах бытия права — от создания норм права и других юридических установлений до их реализации.

Правотворчество представляет собой деятельность, связанную с изданием, дополнением, изменением, конкретизацией и отменой нормативных правовых актов, с введением их в действие. Это форма правообразования, т. е. создания новых правовых норм. В теории государства и права обычно называют следующие черты, присущие правотворчеству как виду юридической деятельности:

· 1) это интеллектуальная, сознательная, волевая, созидательная деятельность;

· 2) она составляет монопольное право государства;

· 3) это процессуальная деятельность;

· 4) она основана на ряде принципов — законности, научности, профессионализма, гласности, системности.

Правотворчество имеет целями урегулирование общественных отношений; упорядочение общественной жизни; согласование и удовлетворение различных интересов — общественных, государственных, национальных, личных; разрешение социальных конфликтов. Совершенно очевидно, что создание нормативных правовых актов, в том числе законов, требует специальных знаний, например осведомленности в области юридической техники.

Под юридической техникой в теории государства и права понимается совокупность правил, средств, приемов подготовки, оформления, систематизации и конкретизации нормативных правовых и иных юридических документов.

Роль юристов в процессе правотворчества огромна. Владея определенными профессиональными знаниями, они способны подготовить эффективно действующие, достаточно стабильные, непротиворечивые правовые акты, обеспечить единство содержания и формы, соответствие системы законодательства и системы права, исполнимость законов и других нормативных правовых актов. Юристы проводят правовую экспертизу законопроектов, иных важных документов. В работе они основываются на профессиональном мастерстве, опыте осуществления профессиональной деятельности и ориентируются в первую очередь на создание актов, обладающих высоким уровнем совершенства.

Правотворческая деятельность предполагает конкретные профессиональные знания и навыки:

· 1) правильный выбор круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию;

· 2) определение адекватной формы нормативного правового акта (закон, подзаконный акт и т. д.);

· 3) соблюдение правил юридической техники, что обеспечивает реализуемость правотворческого акта, предотвращает юридические ошибки;

· 4) проведение научной экспертизы подготовленных актов, а также владение другими средствами научного обеспечения правотворчества (например, изучение, планирование, прогнозирование общественного мнения).

Нормативный правовой акт отличается от других правовых актов, которыми, как правило, завершаются те или иные юридические действия, таким качеством, как нормативность. Это означает, что этот акт содержит правила поведения, права и обязанности субъектов и представляет собой властные, непререкаемые предписания о дозволенных, разрешенных поступках или, напротив, запретах некоторых из них; статусе отдельных субъектов; условиях и порядке привлечения к определенному виду юридической ответственности; решении других жизненно важных вопросов.

Безусловно, качество нормативных правовых актов зависит не только от профессионализма юристов. Процесс правотворчества испытывает влияние многих факторов экономического, политического, идеологического и другого характера, а также факторов международного свойства. Тем не менее юристы в силу своей профессиональной принадлежности имеют главное предназначение — добиваться эффективности правового регулирования и поддержания правопорядка в обществе. С этой целью они непосредственно участвуют в создании системы законодательства, правовой системы в целом и тем самым формируют необходимый на данном историческом этапе правопорядок.

Правоприменение трактуется в теории государства и права как властная организующая деятельность компетентных государственных органов по вынесению (принятию) индивидуально-конкретных правовых предписаний. Данный вид юридической деятельности носит специализированный характер, поскольку требует определенных способностей и готовности работать в этой сфере.

К особенностям правоприменительной деятельности принято относить следующие.

· 1. Она представляет собой особую форму реализации права, которая является вспомогательной, обслуживающей деятельностью. Иными словами, правоприменение осуществляется не для себя, а в отношении других субъектов, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут использовать свои права из-за определенных препятствий. Среди оснований для реализации правоприменительной деятельности обычно называют:

o а) спор о праве, когда стороны не могут договориться между собой о разделе наследства или супруги при разводе не могут поделить совместно нажитое имущество либо решить вопрос о проживании своих несовершеннолетних детей;

o б) неисполнение юридических обязанностей или ненадлежащее их исполнение, когда к конкретному лицу необходимо применить меры принудительно-обеспечительного характера;

o в) совершение правонарушения, когда правонарушителя надо привлечь к юридической ответственности и назначить ему меру и вид наказания, иного воздействия;

o г) ситуацию, когда права и обязанности не могут быть реализованы без принятия соответствующего правоприменительного акта (назначение пенсии или пособия, приобретение российского гражданства, регистрация недвижимости и др.);

o д) случаи, когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны государства (выдача лицензии на занятие предпринимательской деятельностью, государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом и проч.);

o е) официальное установление фактов в качестве юридически значимых (признание безвестно отсутствующим, умершим; установление трудового стажа при отсутствии соответствующих документов).

· 2. По содержанию правоприменение — это особая разновидность властной деятельности, следовательно, ее субъектом может быть только тот, кто наделен государством конкретными властными полномочиями (суды, специальные административные органы — пожарный, санитарный, технический надзор, комиссии по делам несовершеннолетних и др.). Решения, выносимые этими органами и их должностными лицами, имеют обязательный для исполнения характер и обеспечены возможностью применить государственное принуждение. Субъектами правоприменения являются не только государственные органы и их должностные лица, но и органы местного самоуправления, которые относятся к публичной власти. В отдельных случаях это могут быть третейские суды, хотя они не относятся ни к государственным, ни к муниципальным образованиям и создаются по соглашению сторон для рассмотрения гражданско-правовых (экономических) споров. Вместе с тем субъектами правоприменения не являются граждане, так как они не наделены властными полномочиями и соответствующей компетенцией.

· 3. Это процедурная, стадийная деятельность. Ее процессуальные формы устанавливаются, как правило, государством (уголовный, арбитражный, гражданский процесс). Нарушение процедуры может привести к признанию вынесенного решения недействительным, к его отмене или к иным негативным последствиям.

Правоприменение составляет одну из разновидностей профессиональной юридической деятельности наряду с правотворчеством, интерпретационной и правоохранительной деятельностью. В любой форме (судебное, нотариальное, управленческое) правоприменение требует для своего осуществления профессиональной подготовки, квалификации, практических навыков и умений в целях совершения определенных действий и операций по применению норм права. Поскольку от квалификации правоприменителей зависят реализация прав и обязанностей граждан, юридических лиц, других субъектов права, разрешение конкретного дела, правоприменение обладает повышенной социальной значимостью. Как отмечалось выше, правоприменение связано с принятием специального обязательного для исполнения акта, официально оформленного и обеспечивающего реализацию прав и обязанностей субъектов правоотношений. В этом качестве он приводит к определенному результату: устанавливает объем субъективных прав и юридических обязанностей, служит основанием для специальных юридических процедур исполнительного производства.

Правоприменительная деятельность отличается особым подходом к праву как инструменту реализации прав и обязанностей. Она предполагает профессиональное владение юридическими способами, средствами, приемами для достижения определенного результата. Кроме того, данный вид профессиональной деятельности основывается на специализированных юридических знаниях, обладающих конкретностью и детализированностью. Это означает, что правоприменитель не может ограничиваться общими правовыми представлениями. Ему необходимы проникновение в детали обстоятельств, ситуации по делу, умение использовать юридические доказательства, осуществлять правильную юридическую квалификацию. Одновременно от него требуются углубленные знания отдельных отраслевых нормативных правовых актов. Важно знать и правовые принципы, нормы общего содержания (дефинитивные, запретительные, учредительные и т. д.), поскольку такое знание может потребоваться для применения права в нетипичных случаях — при восполнении пробелов в действующем законодательстве, при разрешении юридических коллизий, при использовании усмотрения правоприменителя. Не менее значимо умение практически применять юридические знания, в том числе владение приемами юридической техники. Безусловным для юристов, работающих в сфере правоприменения, служит требование неуклонно соблюдать законность, точно исполнять свою компетенцию, стремиться исключительно правовыми средствами добиваться результативности правоприменительной деятельности.

Одним из условий успешной работы в области правоприменения является обладание специальными личностными профессиональнопсихическими качествами, высоким уровнем правосознания. Здесь нужны самостоятельность, наблюдательность, самоорганизованность, выдержанность, настойчивость, психическая и эмоциональная выносливость. Все это обусловливает необходимость определенной подготовки к работе в данной сфере, в том числе наличия определенных личностных качеств.

Правоохранительная деятельность составляет самостоятельную область приложения труда юристов и имеет главной направленностью охрану и защиту права, обеспечение законности и правопорядка, поддержание безопасности страны, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Если для других видов юридической деятельности названные задачи имеют сопутствующий характер, то для правоохранительных органов они основные, профилирующие, поскольку данные органы специально создаются и функционируют для выполнения указанных задач.

Правоохранительная деятельность отличается рядом особенностей:

· 1) ее реализация специально уполномоченными органами, главенствующее положение среди которых занимают государственные органы — органы внутренних дел, службы безопасности, суд, прокуратура, органы юстиции, таможенная, налоговая службы и др. Их работа основана на общности главных целей и задач, принципов организации и деятельности;

· 2) выполнение этой деятельности только лицами, состоящими на службе у государства и имеющими специальную юридическую подготовку;

· 3) осуществление рассматриваемой деятельности в строгих рамках закона, с соблюдением определенных правил и процедур;

· 4) обязательность решений правоохранительных органов для граждан, должностных лиц, всех субъектов правового общения, в отношении которых они приняты;

· 5) возможность обжалования заинтересованными субъектами неправомерных решений и действий правоохранительных органов.

Правоохранительные органы призваны вести постоянную работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений, оперативно раскрывать их, привлекать к ответственности виновных лиц. Конечно, каждый правоохранительный орган решает возложенные на него задачи собственными методами и средствами. Общее же для всех них — применение мер государственного воздействия, в частности государственного принуждения, в отношении правонарушителей.

Хотя основную работу в сфере правоохраны выполняют государственные органы, возможно участие в ней и негосударственных органов. Так, по инициативе населения могут создаваться общественные и частные структуры — адвокатура, нотариат, третейские суды, дружины для охраны общественного порядка, предприятия частной детективной и охранной службы.

Государство периодически проводит реформирование отдельных государственных систем правоохранительного профиля. Одна из последних по времени реформа — реформа органов внутренних дел на основе принятого 7 февраля 2011 г. Федерального закона № З-ФЗ «О полиции». По рекомендации Организации Объединенных Наций (ООН) управление исполнения наказаний передано из ведения МВД России в Министерство юстиции РФ. Осуществлены реформирование и разукрупнение ведомств безопасности. Образовано в качестве самостоятельного органа Следственное управление РФ. Тем самым следствие и дознание отделены от обвинения (прокуратуры).

Среди правоохранительных органов ведущее место принадлежит судебной власти, которая наряду с законодательной и исполнительной ветвями государственной власти занимает самостоятельное положение, равное с двумя другими.

Вместе с тем судебная власть обладает исключительными полномочиями, которые состоят в том, что лишь суды вправе осуществлять правосудие: никакие другие органы и должностные лица не могут контролировать эту сферу деятельности. Сама же судебная власть имеет право контролировать законодательную и исполнительную ветви власти путем проверки конституционности принимаемых ими актов. Независимое положение судебной власти не означает ее полную бесконтрольность, такого рода контроль осуществляется внутри судебной системы, а не вне ее.

Судебная власть обладает специфической юридической природой, что проявляется в следующих ее признаках:

· 1) она самостоятельна и независима, обладает всей полнотой компетенции, достаточной для выполнения возложенных на нее задач; при осуществлении правосудия подчиняется только Конституции РФ и федеральным законам;

· 2) она наделена лишь ей присущими функциями, главными из которых являются правозащитная, судебного контроля, толкования права, правовосстановительная, превентивная (предупредительная) и др.;

· 3) правосудие осуществляется в строго установленной законом процессуальной форме;

· 4) суд всегда выступает от имени государства;

· 5) суд обладает правом законодательной инициативы, которое принадлежит Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения;

· 6) судебная практика служит источником права, поскольку судебные органы принимают решения, содержащие правовые положения, восполняющие пробелы в праве, толкование нормативных правовых актов. В целом судебная практика оказывает непосредственное регулирующее влияние на общественные отношения, систему законодательства и учитывается правотворческими органами при его обновлении.

Несмотря на самостоятельность судебной власти, она тесно взаимодействует с другими ветвями государственной власти. Так, при осуществлении правосудия суды опираются на законы, принимаемые законодательной властью, а с исполнительной властью она сотрудничает при реализации судебных решений.

 

Список литературы

1. Боголепов, Н.П. Значение общенародного гражданского права (Jus Gentium) в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 257 c.
2. Введение в специальность "Юриспруденция". - М.: Юнити-Дана, 2013. - 264 c.
3. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. - М.: Проспект, 2015. - 747 c.
4. Десницкий, С. Е. Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции. Юридическое рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие, с показанием прав, какими оные у разных народов защищаются... и др. / С.Е. Десницкий. - Москва: Гостехиздат,2016. - 193 c.
5. Жалинский, А. Э. Введение в специальность "Юриспруденция". Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. - М.: Проспект, 2015. - 362 c.
6. Казанцев, С.Я. Информационные технологии в юриспруденции / С.Я. Казанцев. - М.: Академия (Academia), 2012. -369c.
7. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. - М.: Типография "Саратовского Дневника", 2016. - 438 c.
8. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. - М.: Наука, 2016. - 248 c.
9. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. - М.: Проспект, 2017. - 915 c.
10. Михайленко, Е. В. Менеджмент в юриспруденции / Е.В. Михайленко. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, МОДЭК, 2012. - 280 c.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: