г. 12-40. Лекция 8. Функции журналистского творчества




Й курс «Журналистика»

Дисциплина «Мультимедийные технологии в профдеятельности», преподаватель Т.А.Коженовская

 

г. 12-40. Лекция 8. Функции журналистского творчества

«Функция» - с латинского «исполнение» - обязанность, круг деятельности, назначение. Журналистская информация - это часть социальной информации, то есть такой, которая циркулирует в обществе, проходит через сознание людей и используется в управлении общественными процессами.

Социальные функции СМИ:

• Познавательная (социуму предоставляются новые знания с применением анализа или синтеза событийных ситуаций);

• Коммуникативная (посредническая, медиативная, то есть связана с широким распространением информации в обществе);

• Конструктивная (внедрение журналистского произведения в массовое сознание и в результате получения определенного социального эффекта; сущность конструктивной функции - эффективность и действенность).

Один из политических деятелей высказался на эту тему так: «Журналистика - это не профессия, это функция государства. Посягательство на журналиста является посягательство на одну из важнейших функций государства». Это означает, что есть социальные институты (прежде всего СМИ), которые осуществляют контроль за деятельностью политической власти, и сама власть должна поддерживать эти институты, если это демократическая власть, а в государстве существует гражданское общество, состоящее из политических партий, общественных организаций, СМИ. СМИ осуществляют самый действенный контроль, так как его результаты получают массовое публичное распространение.

Принцип свободы СМИ: сообщать прежде всего о том, что не соответствует требованиям закона, естественного права и морали, и тем самым уберечь общество от нарушения законов и аморального поведения. Именно поэтому СМИ называют «сторожевые псы демократии». Это объективное назначение СМИ превращает их в главного общественного контролера, и это не всегда нравится тем, кто сидит во властных кабинетах разного уровня. Но ни СМИ, ни их принципы и функции в демократическом обществе отменить невозможно. Государство - это публичная организация власти. Публичная работа не может быть без публичного контроля.

Непосредственные функции СМИ.

1. Культурно-просветительская функция. Определяют три лика культуры: истина, добро, красота. Любая журналистская информация, в том числе и новости, привлекают людей к культуре. Ведущие телепередач - это своеобразные эталоны для зрителей, они должны быть авторитетными, умными, грамотными, интеллектуальными. На разных каналах существуют передачи, связанные с культурой непосредственно, в России есть отдельный элитарный канал «Культура». Многие люди приобщаются к ценностям мировой культуры именно и только через ТВ.

2. Интегративная функция (консолидирующая, объединяющая). С помощью этой функции поддерживается нормальное функционирование общества. Выявляются общие для аудитории ценности (общечеловеческие, общенациональные, общеевропейские, общегородские - в зависимости от территории, на которую распространяется медиа). Обсуждаются пути решения проблем и выявляются опасные для общества тенденции.

3. Образовательная функция. Образовательных передач на телевидении мало, а подобных материалов в других СМИ и того меньше. Эту ниша не заполнена и на это есть объективные причины: обучение и наставление не свойственны никаким медиа. Однако образовательные программы все же существуют и выполняют свою функцию. Эту же функцию выполняют учебные документальные фильмы. Возможно, образовательная функция ТВ будет расширена с введением информационных, мультимедийных технологий в образование и телевидение.

Печатная пресса и радиожурналистика образовательную функцию сильно не жалуют.

4. Социально-педагогическая функция (управленческая). Означает прямое вовлечение СМИ в систему воздействия на людей, рассказы об определенном образе жизни в соответствии с политическими и морально-духовными ценностями государства. Мера этого влияния зависит от особенностей государства. Например: законодательство России ограничивает журналистскую деятельность во время терактов; в некоторых странах на уровне законодательства запрещено подстрекательство к опасному для людей с инвалидностью поведению, запрещено репортерам брать интервью у неформальных лидеров, которые организуют забастовки. Люди должны адаптироваться к обстоятельствам, которые постоянно меняются, в этом помощь медиа трудно переоценить.

С понятием «функция» связано понятие «цель». Журналистские произведения влияют на поведение людей. Цель журналистской работы, в том числе, переводить публичные конфликты в публичные дискуссии, то есть не обострять противоречия, а

5. Организаторская функция. Выполняется тогда, когда само СМИ, а чаще всего это телекомпания, является инициатором той или иной акции или проекта. Таких проектов на современном телеэкране очень и очень много: разного рода телемарафоны, конкурс Евровидение, другие передачи, которые стали в последнее время популярными. Такие телепроекты и акции имеют смысл только в том случае, если телевидение задействовано на всех этапах подготовки и устанавливает свои «правила игры». Собственно, это телевизионные проекты, и они не существуют вне телевидением. Подобные проекты организовывают и другие СМИ или участвуют в проектах в качестве информационных спонсоров, а также выполняют другие функции.

6. Рекреативная функция. Восстанавливающая, которая обеспечивает отдых, приятное времяпрепровождение. Большинство рекреативных телепрограмм находится за пределами журналистики - это фильмы, сериалы, концертные программы, юмористические передачи, клипы, телеигры. Их готовят на ТВ, но это не журналистские и не публицистические проекты. На границе с теледокументалистикой находятся телесериалы, которые позволяют узнать о жизни различных слоев общества, о повседневных проблемах обычных людей. Постоянные герои таких сериалов становятся своеобразными аналогами моральных ценностей. Это могут быть хроники - семейные, школьные, медицинские, адвокатские, то есть телепьесы, которые выполняют актеры. Группа постановщиков таких сериалов работает оперативно, и темы, которые волнуют людей в реальной жизни, быстро отображаются в телепьесы. Они воспринимаются как прямые репортажи с места событий, хотя по сути являются представлениями.

Рекреативную функцию выполняют газеты и журналы, которые публикуют различные кроссворды, сканворды, судоку, анекдоты, юморески, астрологические прогнозы и прочее. Есть множество познавательных, юмористических. Гламурных газет и журналов. Радиостанции также достигли определенных успехов в этой сфере.

7. Информационная функция. СМИ существуют для того, чтобы удовлетворять информационные потребности людей, общества, государства. Общая функция СМИ - информационная. В широком смысле информация - это все, что попадает в медиа. Есть термин «энформация» - это все, что нас окружает, что лежит за пределами нашего восприятия, независимо от того, знаем мы об этом или нет. «Информация» - это сведения, которые мы усвоили. Понятие «информация» в узком и конкретном смысле - информирование людей о событиях, показ новостей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: