02.11.20
Работу выполнила: Соколовская Наталья Викторовна – ЗБ-РНО-41.
Тема1: «Развитие речи как система».
Материал для осмысления. Обратите внимание на используемые понятия.
Развитие речи – это область методики русского языка, направленная на овладение учащимися коммуникативными умениями и навыками. Развитие речи учащихся соотносится со всеми уровнями языка, а не сопоставляется с каким-либо одним лингвистическим курсом.
Следует исходить из того, что правильно излагать свои мысли – это, прежде всего, означает выстраивать высказывание в соответствии с нормами словоупотребления и грамматики. При этом правильное (другими словами нормированное) выражение мыслей предполагает соблюдение стилевого единства высказывания, использование синонимических богатств языковых средств (лексических, морфологических, синтаксических), а также обоснованное использование эмоционально-экспрессивных качеств языковых единиц.
Проблемами развития речи (в том числе видов речевой деятельности) занимались такие учёные, как Т.А. Ладыженская, Е.А. Быстрова, В.И. Капинос Е. И. Никитина и многие другие. Развитие речи учащегося как система (представленная в действующих программах и учебниках по русскому языку), проводится «попутно», то есть в связи с изучением материала основной программы. В этой связи требуется разграничение языка как системы средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и речи – функционирования этой системы, использования ее средств в речемыслительной деятельности. При этом обучение видам речевой деятельности на материале текста является необходимым и обоснованным.
Задание 1. (см. учебники по методике русского языка и рекомендуемую литературу)
1.Дать характеристику понятий:
Развитие речи учащихся – это специальный раздел школьной программы по русскому языку, задача которого научить ребят целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации. До прихода в школу дети овладевают начальными речевыми навыками, поэтому задача школы именно развитие речи – овладение умением воспринимать мысли, впечатления, чувства и передавать разнообразную информацию в устной и письменной форме.
Развитие речи учащихся в школе осуществляется в трёх направлениях:
1) Овладение языковыми нормами: нормами литературного произношения, образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью;
2) Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи ученика;
3) Формирование умений и навыков связного изложения мыслей.
(Лит.: Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5—9 классы.— М., 1995; Программы для общеобразовательных учреждений на 1995/96 учебный год; Развивайте дар слова / Сост. Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. — М., 1990; Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? — М., 1988.)
Развитие связной речи учащихся – в процессе обучения в школе связная речь детей получает дальнейшее развитие: она используется ими в процессе обучения как средство приобретения, сохранения и передачи знаний, как средство самовыражения и воздействия. Ученики овладевают письменной формой литературного языка. Развитие связной (устной и письменной) речи проявляется в овладении школьниками различными стилистическими разновидностями речи, различными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями.
(Лит.: Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.)
Коммуникативные умения – (то есть умения создавать текст, вести диалог)
опираются при этом на языковые навыки — навыки нормативного употребления языковых единиц разных уровней (произносительные, лексические и грамматические навыки). Недостаточная компетентность в области коммуникативных и языковых умений и навыков приводит к речевым ошибкам, которые характеризуют как ошибки исполнения.
Среди коммуникативных умений есть специфические для данного учебного предмета умения (например, умение совершенствовать написанное) и умения, которые формируются при изучении различных учебных дисциплин, например: умение выделять существенные и несущественные признаки в описываемом предмете, отличать главное от второстепенного (в содержании излагаемого текста), умение группировать (собранный к сочинению материал), умение обобщать (сказанное), делать вывод и т. д. Как видно из примеров, эти общие умения логического характера находят своеобразное преломление в деятельности ученика, связанной с опытом построения, организации, создания высказывания.
(Лит.: Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит-невской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.; Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.)
Задание 2.
1.Дать характеристику видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо).
Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это отнюдь не пассивный процесс, наоборот, современные исследователи утверждают,
что это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую
переработку речевых сообщений.
Можно указать несколько функций слушания:
● познавательная (слушаю, чтобы знать);
● регулятивная (слушаю, чтобы научиться что-либо делать);
● ценностная, или ценностно-ориентационная (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение, чтобы ориентироваться в мире культурных
ценностей);
● реагирующая (слушаю, чтобы дать ответную реакцию – ответить
на чей-то вопрос, помочь).
Чтение - смысловое восприятие письменного текста, результатом которого
становится его понимание (включает в себя те же уровни осознания
текста, что мы выделяли, рассматривая процесс слушания).
По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды
чтения:
● просмотровое;
● ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное)
и реферативное (со сжатием информации) чтение;
● критическое, изучающее чтение – если требуется полное и точное
понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях.
Говорение - процесс формирования и формулирования мысли в момент
произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный
спонтанный текст, главным инструментом – голос. При говорении осуществляется отбор не только нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание в детстве текстов наизусть как на иностранном, так и на
родном языке необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые
конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно).
При говорении мысль опережает слово, и это вызывает трудности
с оформлением высказывания, с подбором языковых средств. Этим объясняются и другие особенности говорения:
● оговорки, пропуски слов;
● перебивы, сбивы начатой конструкции, замена ее другой;
● наличие пауз, имеющих разные значения (колебание, обдумывание,
подчеркнутое молчание и др.).
Письмо - процесс создания текста с последующей графической его
фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный
текст. Письмо может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик. Работа с черновиком важна с точки зрения обработки мысли и ее шлифовки. Письменная речь – это, как правило, подготовленная речь. Исключением являются некоторые жанры обиходно-бытового общения: записка, личные письма, дневниковые записи.
Структура письма:
● предварительная ориентировка: пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. Именно этот этап предполагает процесс
моделирования реципиента: автор сообщения представляет обобщенный
образ своего адресата, от точности которого во многом зависит успех воздействия письменного текста;
● планирование деятельности: пишущий продумывает не только содержание, но и форму своей речи, часто пользуясь долгосрочным планированием своей речи (при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства);
● осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе он может
быть неверно понят;
● контроль осуществления деятельности: пишущий не ограничен во
времени, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.
(Лит.: Русский язык и культура речи: курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Евтюгина. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 269 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/28751)
Список рекомендуемой литературы:
1.Беднарская, Л.Д. Современные технологии развития речи: спецкурс: учебное пособие / Л.Д. Беднарская. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2015. - 193 с.
2.Канакина, Г.И. Учимся работать с текстом: подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку: учебное пособие / Г.И. Канакина, И.Г. Родионова; под общ. ред. Г.И. Канакиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство «Флинта», 2012. - 216 с.
3.Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. Для учителя. / В. И. Капинос. М. 1991.
4.Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
5.Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит-невской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
6.Мандель, Б.Р. Современный русский язык: углубленное изучение истории, теории, культуры речи: учебное пособие для старшеклассников (элективные курсы и факультативные занятия) / Б.Р. Мандель. – М. Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 437 с.
7.Никитина, Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи. Для 5, 6, 7,8, 9 классов средней школы. - М. 2000.
8.Пахнова, Т. М. В пространстве текста / Т. М. Пахнова. РЯШ №1, 2,3,4.-2008.
9.Попова, В.И. Текст как ценностно-смысловая доминанта воспитания обучающихся. - Аксиологическая лингвометодика:мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: м-лы междунар. н.-\пр. конф./науч. ред: А.Д. Дейкина. – М.: МПГУ, 2019. С.176-181.
10.Попова В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. - Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч 3. – С 114-116.
11. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с.
02.11.20