Задание 1. (см. учебники по методике русского языка и рекомендуемую литературу)




02.11.20

Работу выполнила: Соколовская Наталья Викторовна – ЗБ-РНО-41.

Тема1: «Развитие речи как система».

Материал для осмысления. Обратите внимание на используемые понятия.

Развитие речи – это область методики русского языка, направленная на овладение учащимися коммуникативными умениями и навыками. Развитие речи учащихся соотносится со всеми уровнями языка, а не сопоставляется с каким-либо одним лингвистическим курсом.

Следует исходить из того, что правильно излагать свои мысли – это, прежде всего, означает выстраивать высказывание в соответствии с нормами словоупотребления и грамматики. При этом правильное (другими словами нормированное) выражение мыслей предполагает соблюдение стилевого единства высказывания, использование синонимических богатств языковых средств (лексических, морфологических, синтаксических), а также обоснованное использование эмоционально-экспрессивных качеств языковых единиц.

Проблемами развития речи (в том числе видов речевой деятельности) занимались такие учёные, как Т.А. Ладыженская, Е.А. Быстрова, В.И. Капинос Е. И. Никитина и многие другие. Развитие речи учащегося как система (представленная в действующих программах и учебниках по русскому языку), проводится «попутно», то есть в связи с изучением материала основной программы. В этой связи требуется разграничение языка как системы средств общения (фонетических, лексических, грамматических) и речи – функционирования этой системы, использования ее средств в речемыслительной деятельности. При этом обучение видам речевой деятельности на материале текста является необходимым и обоснованным.

Задание 1. (см. учебники по методике русского языка и рекомендуемую литературу)

1.Дать характеристику понятий:

Развитие речи учащихся – это специальный раздел школьной программы по русскому языку, задача которого научить ребят целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приёма и передачи информации. До прихода в школу дети овладевают начальными речевыми навыками, поэтому задача школы именно развитие речи – овладение умением воспринимать мысли, впечатления, чувства и передавать разнообразную информацию в устной и письменной форме.

Развитие речи учащихся в школе осуществляется в трёх направлениях:

1) Овладение языковыми нормами: нормами литературного произношения, образования форм слова, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью;

2) Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи ученика;

3) Формирование умений и навыков связного изложения мыслей.

(Лит.: Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5—9 классы.— М., 1995; Программы для общеобразовательных учреждений на 1995/96 учебный год; Развивайте дар слова / Сост. Т.А. Ладыженская и Т.С. Зепалова. — М., 1990; Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? — М., 1988.)

Развитие связной речи учащихся – в процессе обучения в школе связная речь детей получает дальнейшее развитие: она используется ими в процессе обучения как средство приобретения, сохранения и передачи знаний, как средство самовыражения и воздействия. Ученики овладевают письменной формой литературного языка. Развитие связной (устной и письменной) речи проявляется в овладении школьниками различными стилистическими разновидностями речи, различными типами и формами высказываний, а также коммуникативными умениями.

(Лит.: Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.)

Коммуникативные умения – (то есть умения создавать текст, вести диалог)

опираются при этом на языковые навыки — навыки нормативного употребления языковых единиц разных уровней (произносительные, лексические и грамматические навыки). Недостаточная компетентность в области коммуникативных и языковых умений и навыков приводит к речевым ошибкам, которые характеризуют как ошибки исполнения.

Среди коммуникативных умений есть специфические для данного учебного предмета умения (например, умение совершенствовать написанное) и умения, которые формируются при изучении различных учебных дисциплин, например: умение выделять существенные и несущественные признаки в описываемом предмете, отличать главное от второстепенного (в содержании излагаемого текста), умение группировать (собранный к сочинению материал), умение обобщать (сказанное), делать вывод и т. д. Как видно из примеров, эти общие умения логического характера находят своеобразное преломление в деятельности ученика, связанной с опытом построения, организации, создания высказывания.

(Лит.: Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит-невской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.; Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.)

 

 

Задание 2.

1.Дать характеристику видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо).

Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это отнюдь не пассивный процесс, наоборот, современные исследователи утверждают,

что это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую

переработку речевых сообщений.

Можно указать несколько функций слушания:

● познавательная (слушаю, чтобы знать);

● регулятивная (слушаю, чтобы научиться что-либо делать);

● ценностная, или ценностно-ориентационная (слушаю, чтобы получить эстетическое наслаждение, чтобы ориентироваться в мире культурных

ценностей);

● реагирующая (слушаю, чтобы дать ответную реакцию – ответить

на чей-то вопрос, помочь).

 

Чтение - смысловое восприятие письменного текста, результатом которого

становится его понимание (включает в себя те же уровни осознания

текста, что мы выделяли, рассматривая процесс слушания).

По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды

чтения:

● просмотровое;

● ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное)

и реферативное (со сжатием информации) чтение;

● критическое, изучающее чтение – если требуется полное и точное

понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях.

 

Говорение - процесс формирования и формулирования мысли в момент

произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный

спонтанный текст, главным инструментом – голос. При говорении осуществляется отбор не только нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание в детстве текстов наизусть как на иностранном, так и на

родном языке необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые

конструкции, которые мы используем впоследствии подсознательно).

При говорении мысль опережает слово, и это вызывает трудности

с оформлением высказывания, с подбором языковых средств. Этим объясняются и другие особенности говорения:

● оговорки, пропуски слов;

● перебивы, сбивы начатой конструкции, замена ее другой;

● наличие пауз, имеющих разные значения (колебание, обдумывание,

подчеркнутое молчание и др.).

 

Письмо - процесс создания текста с последующей графической его

фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный

текст. Письмо может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик. Работа с черновиком важна с точки зрения обработки мысли и ее шлифовки. Письменная речь – это, как правило, подготовленная речь. Исключением являются некоторые жанры обиходно-бытового общения: записка, личные письма, дневниковые записи.

Структура письма:

● предварительная ориентировка: пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать. Именно этот этап предполагает процесс

моделирования реципиента: автор сообщения представляет обобщенный

образ своего адресата, от точности которого во многом зависит успех воздействия письменного текста;

● планирование деятельности: пишущий продумывает не только содержание, но и форму своей речи, часто пользуясь долгосрочным планированием своей речи (при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства);

● осуществление деятельности, т. е. самого процесса письма. Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты, мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения, иначе он может

быть неверно понят;

● контроль осуществления деятельности: пишущий не ограничен во

времени, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.

(Лит.: Русский язык и культура речи: курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Евтюгина. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019 269 с. Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/28751)

 

Список рекомендуемой литературы:

1.Беднарская, Л.Д. Современные технологии развития речи: спецкурс: учебное пособие / Л.Д. Беднарская. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2015. - 193 с.

2.Канакина, Г.И. Учимся работать с текстом: подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку: учебное пособие / Г.И. Канакина, И.Г. Родионова; под общ. ред. Г.И. Канакиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство «Флинта», 2012. - 216 с.

3.Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 кл.: Кн. Для учителя. / В. И. Капинос. М. 1991.

4.Ладыженская, Т.А Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. Под ред. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.

5.Литневская Е.И., Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е. И. Лит-невской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.

6.Мандель, Б.Р. Современный русский язык: углубленное изучение истории, теории, культуры речи: учебное пособие для старшеклассников (элективные курсы и факультативные занятия) / Б.Р. Мандель. – М. Берлин: Директ-Медиа, 2017. - 437 с.

7.Никитина, Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи. Для 5, 6, 7,8, 9 классов средней школы. - М. 2000.

8.Пахнова, Т. М. В пространстве текста / Т. М. Пахнова. РЯШ №1, 2,3,4.-2008.

9.Попова, В.И. Текст как ценностно-смысловая доминанта воспитания обучающихся. - Аксиологическая лингвометодика:мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка: м-лы междунар. н.-\пр. конф./науч. ред: А.Д. Дейкина. – М.: МПГУ, 2019. С.176-181.

10.Попова В.И. Ценностно-смысловая коммуникация или как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога. - Проблемы современного педагогического образования. – Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. – Вып. 63. – Ч 3. – С 114-116.

11. Обучение русскому языку в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Дрофа, 2004. – 237 с.

 

 

02.11.20



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: