Ограниченность возможностей рынка




Раздел II. Экономика.

Тема 12. Экономика и экономическая наука.

Экономика - в переводе с греческого первоначально означало «искусство ведения домашнего хозяйства ». Сегодня слово «экономика» имеет два значения.

Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика – наука о способах рационального ведения хозяйства, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить блага.

Экономическую науку разделяют на

ü макроэкономику

ü микроэкономику.

Микроэкономика - изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания - цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.

 

Основные измерители экономической деятельности:

1. Валовый национальный продукт (ВНП) – общаярыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых факторами производства данной страны как в пределах её границ, так и в других странах в течение года.

2. Валовый внутренний продукт (ВВП) – общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года.

 

  ВВП   товары и услуги, произведённые иностранцами в нашей стране  
  товары и услуги, произведённые российскими ресурсами за рубежом ВНП  

 

3. Национальный доход – часть ВНП за вычетом амортизационных отчислений и косвенных налогов.

4. Уровень благосостояния – степень обеспеченности граждан страны товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования.

 

 

Тема 13. Факторы производства и факторные доходы.

 

Условием жизни любого человека и общества является удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, а также духовных потребностей.

Потребности – недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы, общества в целом.

Для удовлетворения потребностей производят блага.

Блага – всё то, что удовлетворяет потребности людей.

 

Блага

свободные – созданы природой, экономические – созданы людьми,

безграничны, бесплатны ограничены, платны

(воздух, вода) (дома, одежда)

Экономические блага

материальные нематериальные

(вещи, товары ) (услуги – процесс производства и

потребления совпадает)

текущие капитальные

(используются короткое время - хлеб) (используются много лет - здания)

 

 

Для создания экономических благ необходимы ресурсы: времени, трудовые, природные, финансовые, материальные.

Факторы производства - ресурсы, которые используются людьми для производства

экономических благ.

 

Основные факторы производства:

- земля (недра),

- труд (трудовые ресурсы, рабочая сила),

- капитал (станки, оборудования, производственные здания, транспортные средства),

- информация (знания, сведения, технология),

- предпринимательские способности управления.

 

Факторные доходы

земля капитал труд предпринимательство

 

рента процент заработная плата прибыль

 

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей постоянно возрастают и становятся безграничными. А реальные ресурсы (факторы производства), которые общество может направить на удовлетворении потребностей, всегда ограничены. Проблему выбора и решает экономика.

 

 

Тема14. Экономические системы и собственность.

 

Развитие общества показало возможность существования различных вариантов организации экономической жизни (экономических систем).

Экономическая система – совокупность форм и методов ведения хозяйства отдельной страны. Её определяют по следующим признакам:

а) кому принадлежит собственность

б) каков уровень экономической свободы

в) каковы способы производства

г) кто осуществляет распределение.

Типы экономических систем:

1. Традиционная экономическая система:

а) общинная собственность

б) натуральное хозяйство (нет обмена)

в) ручные орудия труда

г) распределение на основе традиций

2. Командная (плановая) экономическая система:

а) государственная собственность

б) централизованное планирование производства товаров и услуг

в) нет конкуренции, отсутствие мотивов к труду

г) административное (из центра) распределение и ценообразование.

 

3. Рыночная экономическая система:

а) частная собственность

б) свобода предпринимательства

в) рыночное распределение (в соответствии с законами спроса и предложения)

г) государство обеспечивает экономический порядок, но не вмешивается в производство и распределение

д) есть конкуренция и свободное ценообразование

 

4. Смешанная экономическая система:

а) сочетание признаков рыночной и командной экономики

б) собственность государства и частных лиц

в) планирование и рыночное распределение

г) государство ограничивает конкуренцию, осуществляет инвестирование в фундаментальные науки и производство, оказывает социальную помощь незащищённым слоям населения

 

Определяющим признаком является вопрос о собственности.

Собственность – правовое обладание каким-либо имуществом, материальными и духовными ценностями определёнными лицами.

Права собственника: владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Виды собственности:

1. Частная собственность

2. Общественная собственность: государственная, муниципальная, кооперативная, акционерная

 

 

Тема 15. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Предпринимательство – это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на получение прибыли.

Принципы предпринимательства:

- принцип свободной экономической деятельности, не запрещённой законом

- принцип поддержки добросовестной конкуренции

- недопустимость предпринимательства, направленного на монополизацию рынка

- принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и защиты.

Субъекты предпринимательского права:

1. Граждане (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица –ИПБОЮЛ и фермеры).

2. Фирмы – коммерческие организации, осуществляющие затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли, зарегистрированные как юридические лица.

3. Государство (государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества).

Формы правовой организации юридических лиц (фирм):

1. Хозяйственные товарищества:

- полное (отвечают по обязательствам фирмы всем своим имуществом)

- товарищество на вере – коммандитное (организаторы, т.е. полные товарищи – отвечают всем своим имуществом, коммандисты – только собственным вкладом).

2. Хозяйственные общества:

- акционерные (открытые - ОАО и закрытые - ОАЗ)

- общества с ограниченной ответственностью (ООО) (все участники не отвечают своим личным имуществом по обязательствам фирмы, а только внесённым вкладом).

- общества с дополнительной ответственностью (ОДО) (участники несут ответственность по обязательствам фирмы своим личным имуществом в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов).

3. Государственные унитарные предприятия (коммерческие организации, не наделённые правом собственности на имущество, закреплённое за ними, а принадлежащее государству или муниципалитету).

4. Производственный кооператив (добровольное объединение граждан на основе членства для совместной личной хозяйственной деятельности, созданное на паевых имущественных взносах; прибыль кооператива распределяется в соответствии с их трудовым участием).

Порядок создания своего дела:

· Обоснование предпринимательских идей

· Определить состав учредителей

· Выбрать организационно-правовую форму

· Разработать наименование

· Оформление учредительных документов

· Утверждение устава

· Составление учредительного договора

· Государственная регистрация (для отдельных видов деятельности требуется лицензия – специальное разрешение).

 

Тема16. Рынок и рыночный механизм.

Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты.

Функции рынка:

1. Информационная (через цены рынок сообщает производителям, какой продукции не хватает и где избыток).

2. Регулирующая («невидимая рука» рынка устанавливает пропорциональность в развитии экономики в соответствии со спросом и предложением).

3. Стимулирующая (рынок стимулирует технический прогресс и выпуск качественной продукции)

4. Санирующая (жёстко очищает от экономически слабых, нежизнеспособных фирм, заменяя их эффективными предприятиями).

Виды рынков:

ü По экономическому назначению:

- рынок товаров и услуг

- рынок недвижимости

- рынок труда

- рынок ценных бумаг

- рынок капитала

ü По географическому положению:

- местный

- национальный

- мировой

ü По отраслям:

- рынок зерна

- рынок хлопка

- автомобилей

- компьютеров

Ограниченность возможностей рынка

1. Функционирование рынка порождает внешние эффекты:

- положительный внешний эффект – эффект, когда выгоду от рыночной сделки двух сторон получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая (выгода третьего лица);

- отрицательный внешний эффект – эффект, когда часть затрат рыночной сделки между двумя сторонами, несёт третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая (издержки третьего лица).

2. Рынку не выгодно создание общественных благ.

3. Рынок создаёт неравенство в распределении доходов.

4. Рынок не финансирует исследований фундаментальных наук.

5. Рынок порождает образование монополий, разрушающих рыночный механизм, препятствующих научно-техническому прогрессу.

6. Рынок создаёт нестабильность в экономике, так как развивается циклично, порождает инфляцию.

Все недостатки рынка должна компенсировать деятельность государства. Именно поэтому лучшей экономической системой является смешанная экономика.

 

 

 

Тема 17. Спрос и предложение.

 

Спрос – это потребность покупателей в данном товаре(услуге), выраженная в их покупательской способности.

Величина спроса – это количество товара(услуг), которое покупатели готовы купить по данной цене в определённое время и в определённом месте.

Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от цены этого товара, т.е. если P (цена) увеличивается, то D (спрос) уменьшается и наоборот.

Факторы, влияющие на спрос:

(приводят к сдвигу кривой спроса, вызывают увеличение или уменьшение спроса):

· Изменение доходов покупателей

· Вкусы и предпочтения потребителей

· Изменение цен на сопряжённые товары (взаимозаменяемые или дополняющие товары)

· Ожидание изменения доходов и цен

· Изменение числа покупателей.

Предложение – это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить

на рынок в зависимости от их цены.

Величина предложения – количество товаров (услуг), которое продавцы способны и

готовы продать по определённой цене в заданном месте и в заданное время.

Закон предложения: при прочих равных условиях изменение величины предложения

товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара

(услуги), т.е. если Р(цена) увеличивается, то и S(предложение) увеличивается.

Факторы, влияющие на предложение:

(приводят к сдвигу кривой предложения, вызывая увеличение или уменьшение предложения)

· Цены на ресурсы

· Изменения в технологии производства

· Налоги и дотации

· Цены на другие сопряжённые товары

· Ожидания изменения цен

· Рост числа производителей

Рыночное равновесие наступает, когда спрос(D) равен предложению(S), когда товар продаётся по равновесной цене.

Равновесная цена – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: