Образ Сергея Радонежского в работах художника




НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

 

« Библейские сюжеты как источник вдохновения.

Нестеров Михаил Васильевич.

Труды преподобного Сергия. Триптих»

 

Выполнил:

Студент группы: И/б-15-1-з

Кнурова Ю.С.

Проверил:

Доц. Смирнова Т.В.

 

 

Севастополь

2020 г.

Содержание

Введение. 3

1.Жизненописание Михаила Нестерова. 4

2. Образ Сергея Радонежского в работах художника. 11

3. Анализ триптиха «Труды преподобного Сергия». 13

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

 

 

Введение

Михаил Васильевич Нестеров— выдающийся русский художник-передвижник, пейзажист и иконописец, известный советский портретист. Художник, создавший своё собственное течение в живописи — «опоэтизированный реализм». Член товарищества передвижников. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат Сталинской премии первой степени.

Нестеров вынашивал что-то значимые, крупное для того времени -конца XIX века, когда появился русский стиль, когда в обществе в русском появился небывалый интерес к наследию, своему прошлому, своей древности. Его картины отражают «особый путь» богоизбранности, негромкое очарование красотами русской природы и душой человека.

Он считал, что Русь Святая, но не потому, что она такая правильная и безгрешна. России очень много беспорядков, очень много неправильного, идеалом русского человека является святость.

Отец художника говорил, что лишь тогда поверит в успех сына, когда его работы приобретет Третьяков - знаменитый московский коллекционер. И тот купил у начинающегося живописца две картины подряд «Пустынник» и "Видение отроку Варфоломею". Последняя стала первой из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры.

За более чем 50 лет творческой работы Нестеров создал 15 больших произведений, посвящённых его излюбленному герою.

 

1.Жизненописание Михаила Нестерова.

Жизнь художника началась с обыкновенного чуда. У его родителей из восьмерых в живых оставалась единственная дочь, когда родился ещё один, последний ребенок - Михаил. Нестеров родился в 1862 году в Уфе, в купеческой семье.

Он был так слаб, что его семья снова приготовилась к похоронам. Отец пошел заказывает гроб и копать могилу, а мать, поставив на грудь иконку Тихона Задонского стала сильно молиться и когда отец и пришёл сказал, что практически всё выполнено, они посмотрели на своего младенцев и оказалось, что он задышал. Чудным образом был воскрешен к жизни и прожил 80 лет с лишним. Современники потом увидели в этом чуде знак того что Нестеров был рождён для великой цели - своих бессмертных творений. Но его отец- Уфимский купец и не думал отдавать мальчика в художники родители хотели, чтобы он занялся домашним, семейным купеческим делом.

Сначала мальчик учился в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось двенадцать лет, отец отвез его в Москву для поступления в техническое училище. Однако Нестеров не сдал экзамена и был определен в Реальное училище К. П. Воскресенского. [3, c.1]

Талант художника проявился также рано, как и полное равнодушие к коммерции. В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и самого В. Г. Перова его любимого преподавателя, который в последствии окажет сильное влияние на раннее творчество художника. С 1879 года Нестеров начал принимать участие в организованных в училище ученических выставках. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Все они написаны в традициях русского передвижничества.

В училище пробыл три года. В 1881 году переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова. Однако Академия его скоро разочаровывает. В 1882 году Нестеров, возвратившись в Москву с надеждой вновь поступить в училище к Перову, застал его уже смертельно больного. Смерть любимого учителя была для него глубоким личным потрясением. Он лишился наставника, чье искусство было для него источником вдохновения, примером силы духа и гражданского подвига. Под впечатлением пережитого молодой художник сделал этюд, изображающий умершего В. Г. Перова.

В том же 1882 году Нестеров написал свой небольшой автопортрет. [2, c.10]

 

 

Автопортрет. 1882

В 1882 году Нестеров подает прошение с просьбой принять его обратно в Училище, вместе с тем он еще не порывает с Академией. Только в 1884 году он решил окончательно расстаться с Академией и был вторично принят в Училище. В 1885 году получил звание свободного художника за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство».

В последние два-три года пребывания в Училище у него пробуждается интерес к исторической теме. Это увлечение особенно сильно проявлялось в 1885–1886 годах. Допетровская Русь, ее быт, люди, события в это время весьма привлекали художников. Во многом тому способствовала историческая наука, давшая во второй половине XIX века ряд блестящих работ, посвященных этому периоду. [3, c. 2]

Первая любовь и потрясение от смерти молодой жены перевернули жизнь Михаила Нестерова. Попреки воле родителей обвенчался с М. И. Мартыновской. В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при этом Марины Ивановны не стало. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 году им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица покойной.

«Потеря её сделала меня художником, вложила в моё художество недостающие содержание, и чувства, и живую душу». [3, c. 2]

Изобразив покойную супругу в образе Христовой невесты, он окончательно нашёл свою тему и собственный художественный почерк. Для него было это трагедией, и чтобы пережить это горе он создал картину в память ей. На этой картине не портретную облик Марины Ивановны, а собирательный образ женщины, которая способна на многое и прежде всего на огромную любовь и жертву. Это так называемая невеста Христова.

 


 

«Христова невеста». Приморская краевая картинная галерея

П. М. Третьяков приобрёл картину «Пустынник». На полученные за картину деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие — посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Природа и искусство европейских стран произвели на юного художника сильнейшее впечатление. С 1889 году Нестеров активно участвует в деятельности Товарищества передвижников и в 1896 году становится членом товарищества.

«Видение отроку Варфоломею» (1889—1890). Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) вызвала самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение.

1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Нестеров сблизился с семьёй Праховых, а также с работавшим вместе с ним во Владимирском соборе В. Васнецовым и он пригласил молодого художника работать над росписями Владимирского собора в Киеве. Нестеров согласился. Церковным фрескам иноками он посвятит больше 20 лет своей жизни.

В 1910 году Михаил Нестеров получил заказ от самой Великой Княгини Елизаветы Федоровны, родной сестры царицы. В Марфо-Мариинской обидели, который был возведен в Москве был возведен храм по проекту Щусева. Расписать его и должен был Нестеров.

Своё новое полотно "На Руси. Душа народа" Нестеров начал после революции 1905 года, а закончил в разгар Первой мировой войны. В этом полотне Михаил Нестеров воплощает свою любимую идею православия, как движущие силы русской истории. Он считал, что Русь святая, но не потому что она такая правильная, безгрешная. России очень много беспорядков, очень много неправильного, но идеалом русского человека является святость. «Душа народа" Нестерова открыла ещё один жанр» - групповой портрет России.

«Душа народа» которая написана в 1914-1916 годах, в разгар Первой мировой войны должна восприниматься в контексте того, что тогда происходило в сфере общественной мысли России. Война связана с подъёмом патриотических настроений, с актуализацией поисков национальной идентичности, в попытках найти эту твёрдую национальную почву.

Картина не успела покинуть мастерскую художника, как в стране разразилась февральская, а за ней и Октябрьская революция. Святая Русь Нестерова ушла за горизонт. На Руси. Душа народа» (1916)-последняя мистерия мастера о православии и судьбах народа.

Когда его лучший ученик Павел Корин спасал фрески в Марфо-Мариинской обители от произвола новых властей, Нестеров с горечью подметил:

«Вся Россия погибла, а вы пытаетесь спасти одну церковь».

В гражданскую войну Нестеров с семьёй уехал на Кавказ потом, в Армавир.

В 1920 году Михаил Васильевич Нестеров возвращается в Москву из Армавира, где он провел 2 года и обнаруживает, что вся его мастерская разорена. Утрачены полотна, пропали уникальные архивные записи и всё это время Нестеров пытается преодолеть ощущение катастрофы, который оставил 1917 год и в его личной жизни, и в жизни страны. Чтобы остаться в профессии Михаилу Нестерову пришлось сменить амплуа. В 20-е годы он стал портретистом и писал выдающихся современников. Нестеров написал два прекрасных портрета академика Павлова и, таким образом, как великий портретист он вошёл в историю советского искусства и преподносился в те годы именно как блистательный портретист.

1938 года М. В. Нестерова арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму. Но 76-летнего старика выпустят через две недели был арестован и зять старого художника, известный тогда юрист В. Н. Шретер. Шретера обвинили в шпионаже, а затем расстреляли. Дочь художника О. М. Нестерова отбывала ссылку в городе Джамбул.

К работам постреволюционного периода относятся портреты ученого Алексея Северцова и художника Виктора Васнецова, писателей Максима Горького и Льва Толстого, хирурга Сергея Юдина и народной артистки Ксении Держинской. [2, c. 27]

Эти картины отличаются вниманием к личности портретного героя и его роду занятий. Активная жизнь каждой творческой личности и была основной темой портретов, написанных Нестеровым. За портрет Ивана Павлова, созданный в 1935 году, художнику присудили Сталинскую премию, одну из первых в области искусства. [3, c. 257]

Михаил Нестеров не оставлял творческую работу до последних дней своей жизни. Скончался он 18 октября 1942 года, на 81-м году жизни. Его последняя картина «Осень в деревне» была закончена за несколько недель до смерти.

 

 

Образ Сергея Радонежского в работах художника

Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Михаил Нестеров, написал большое количество изображений церковных святых. Однако особое отношение для него имело изображение Жития Святого Сергия.

Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Зарисовки пейзажей художник писал в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. Сергий Радонежский, в миру Варфоломей, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра). Духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры (и русской культуры вообще). "Ангел-Хранитель России". Письменного наследия не оставил, однако известны его духовные наставления.

Чудесное научение грамоте отрока Варфоломея — условное название события, описанного в известном литературном памятнике — житии Сергия Радонежского, составленном его учеником Епифанием Премудрым. Совершившееся чудо, согласно житию, позволило отроку Варфоломею, будущему преподобному Сергию, овладеть грамотой, которая прежде не давалась ему.

Третьяков - знаменитый московский коллекционер, "Видение отроку Варфоломею". Как всегда, чутье не подвело Павла Третьякова, он понимал, что "Видение отроку Варфоломею» Нестерова - новое слово в искусстве. Эта работа стала первой из цикла работ, посвящённых Сергию Радонежскому, чей образ не переставал волновать художника на протяжении всей его жизни.

Когда преподобный ещё носил имя Варфоломей. Отроку Варфоломею никак не давалась грамота. И однажды в поле он увидел схимника и попросил старца помолиться о нем. Инок исполнил просьбу мальчика и дал ему частичку просфоры для разумения Святого писания.

Не порывая с реализмом, художник приближался к символизму и показывал на холсте мир невидимый, мир грёз и видений. Нестеров прибегает к условности и стилизации. Это так не могли принять старшие передвижники. Образы на картине утончённые бесплотные, как на иконе. [1, c.160]

Пейзаж здесь написан с натуры. Нашел он его поблизости от Сергиева Посада, когда он увидел эти луга, прекрасный лес, в котором рябина, береза, осина и ель таким чудным образом сочетаются понял, что этот пейзаж является не просто красивым, он историческим является, поскольку как раз в этих местах и протекала жизнь Преподобного, детства его.

Критик Александр Бенуа потом назвал это полотно одно из самый таинственных, поэтичных и прелестный картин того времени.

Работая над ней, Нестеров открыл не только свой собственный стиль, но и свой особый жанр, который сам художник определил, как опоэтизированный реализм. Святой Сергий Радонежский раз и навсегда стал для Нестерова воплощением идеала русского человека. Он продолжать писать его житие в своих картинах.

 

 

3. Анализ триптиха «Труды преподобного Сергия»

Над монументальным триптихом «Труды преподобного Сергия» Михаил Нестеров работал 10 лет (1896—1897).

Триптих «Труды преподобного Сергия» (1896—1897)

Для картины Труды Преподобного Сергея, Нестеров первые в новом русском искусстве применяет форму триптиха. Её позже использует и его ученик Корин Павел Дмитриевич в цикле "Александр Невский".

Работая над этюдами весной, летом и осенью художник разворачивает рассказ о Времени, которому соответствуют разные человеческие возрасты. От подростка Варфоломея к юноше с медведем ("Юность преподобного Сергия"), а далее – к молодости, зрелости и старости в триптихе. Неторопливость движений и медлительность ритма картин подобны тягучей народной песне или долгому народному эпосу.

Нестеров пошел по пути рассказа, повествования. Для средней его части художник выбирает сложную сцену: Сергий вместе с другими иноками строят обитель. На центральной картине изображено распиливание бревна. Сергий со своим товарищем, другим иноком, одеты лишь в подрясники. Образ Святого служит олицетворением трудолюбия, показывает смиренность и усердие в постройке обители. На заднем плане господствует жаркое лето, стоят могучие
ели и стройные березы.

 


На боковых частях триптиха он изображает одного Преподобного Сергия. Слева - на фоне этого осеннего пейзажа, Святой в будничных простых одеждах показан несущим коромысло с двумя ведрами, на одном из них вырезанный крест. Здесь Нестеровым показана осенняя природа — рыжие высыхающие луга, поля.


Справа - Сергий на фоне зимнего пейзажа. На картине показана улочка монастыря, засыпанная снегом. Сергий, одетый в черную мантию, задумчиво стоит на узенькой заснеженной дорожке. Художник подчеркивает печальный лик Святого на фоне великолепия русской зимы, блестящего одеяния деревянных избушек, церкви с колокольней и высоких елей.

 

 

Холодная палитра и бестелесность образов приближает Нестерова к стилю модерн, самому модному направлению эпохи, но сами сюжеты, к которым он обращается идут в разрез с веянием времени. На фоне общего упадка религиозности Нестеров не изменяет своим героям - святым и подвижникам.

 

Заключение

Выдающийся русский художник-передвижник, пейзажист и иконописец, известный советский портретист. Нестеров прожил долгую, восьмидесятидвухлетнюю жизнь, большую часть которой он посвятил искусству. За это время им было создано несколько сотен произведений, ныне украшающих выставочные залы Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Уфы, Минска, Новгорода и многих других городов. Став лауреатом Сталинской премии первой степени за портрет Ивана Павлова, в историю искусства Михаил Нестеров вошёл не портретами ярких личностей, а образами «Руси уходящей», которую он запечатлел на краю пропасти.

Его жизнь была достаточна трудна, но внутренний стержень, свет души, пламя творчества не позволили мастеру сложить руки, заставляя двигаться вперёд. В работах мастера чувствуется «русская тема», одухотворённая, наполненная, богата. В итоге, он занял именно то место в истории живописи, которое заслуживал – выдающегося живописца, «певца» России исторической.

Нестеров на рубеже веков остался один на один со своей верой. За 25 лет, которые Нестеров прожил при советской власти, он повидал всякое. Получил «Сталинскую премию» и отсидел в тюрьме как тесть «врага народа». Уже на склоне лет Михаил Нестеров приходил в Третьяковскую галерею, чтобы взглянуть на свою любимую работу — «Видение отроку Варфоломею». «Вот ведь чудеса, смотрят его, есть и такие чудаки, что мимо не проходят, остановятся и смотрят» — удивлялся мастер.

Список использованной литературы

1. Алексеев С. В. Зримая истина. СПб. -Лэлаи, Троиухая школ, 2006, -288 с.

2. Никонова И. И. Михаил Васильевич Нестеров 1862-1942. М.: Искусство. 1962 г.-38 с.

3. С. Н. Дурылин. «Нестеров-портретист». М.—Л., Искусство»,1949. -269 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: