В гости к любимому поэту




Фоторепортаж после литературно-театральной бессонницы

в библиотеке «Фолиант»,посвященной главной октябрьской дате -

Международному дню пожилых людей

 

Фаина Раневская - великая актриса, сыгравшая два десятка ролей в художественных фильмах и восемнадцать ролей на сцене.

Скандальная особа, язвительная дама с искрометным юмором и философ с цигаркой в зубах… Ее боялись и боготворили, с ней искали встреч и избегали. Слишком страшно было оказаться на месте человека, нашпиленного на иглу ее афористических резолюций. Но мало кто знал, что в незаурядной личности таилась страшно одинокая и ранимая душа…

Какой она была в жизни, как складывалась ее творческая судьба, и что происходило на самом деле?

7 октября 2019 года, в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» с участием Аллы Волченко, артистки народного литературного театра им. Пушкина, прошла литературно-театральная бессонница на тему: «Фаина Раневская: «Старость - невежество бога», посвященная Международному дню пожилых людей. В ходе встречи читатели смогли чуть ближе прикоснуться к жизни и творчеству интересной личности; послушали ее великолепные афоризмы и вместе посмеялись.

Согласно энциклопедиям, Фаина Раневская родилась в 1886 году. но на самом деле она родилась в 1885 году, о чем есть запись 1885 года в Метрической книге г.Таганрога. Почему произошла путаница?

Что случилось в тот день, когда маленькая Фаина вдруг внезапно поняла, какой будет ее профессия? И почему она, тем не менее, провалила свою первую роль?

Почему в качестве псевдонима взяла фамилию чеховской героини?

Зачем в 1918 году отказалась вместе с родительской семьей уезжать за границу и осталась в России? Что связывало ее с великой Анной Ахматовой?

Кто был тем человеком, без советов которого Раневская не могла выходить на сцену и у которого училась ровно десять лет? Почему, несмотря на свое желание написать о годах ученичества, она так и не издала книгу, порвав рукопись?

…Известно, что Александр Таиров был любимым режиссером Фаины Раневской. В его Камерном театре она дебютировала в 1931 году в пьесе Николая Кулиша «Патетическая соната». Что послужило причиной изъятия пьесы из репертуара?

Как так получилось, что всю жизнь Фаина Раневская была очень одинока и, несмотря на все свои таланты, часто оставалась без театральных ролей? Почему ей не удалось сыграть вместе с Марком Бернесом в фильме «Последний извозчик»?

По какой причине глава советского кинематографа вырезал финальную сцену с участием героини Раневской (мадам Розы Скороход) из фильма Михаила Ромма «Мечта»? В связи с чем кандидатура актрисы не была утверждена на роль Ефросиньи, тетки царя, в фильме Сергея Эйзенштейна?

Почему Фаина Раневская не носила ордена и медали, а складывала их в коробочку? Почему называла дерьмом фильм Сергея Михалкова «У них есть Родина», в котором снялась вместе с Лидией Смирновой?

Отчего всю жизнь жила полунищей? Почему была несчастна?

В ходе литературно-театральной бессонницы читатели получили исчерпывающие ответы на все эти вопросы и попробовали понять, в чем состояла суть характера великой Фаины Георгиевны Раневской.

Алла Николаевна познакомила публику со звездными высказываниями актрисы и ее воспоминаниями. Нина Михайловна Шишкина, правильно ответившая на главный вопрос литературно-театральной бессонницы «Что было написано на шкатулке, в которой Ф. Раневская хранила правительственные награды?» («похоронные принадлежности»), получила приз - билет на 2 персоны на концерт в МАУ «Культурный центр Автоград»

Все желающие смогли взять на дом книги о Раневской, в том числе и монографии Глеба Скороходова «Разговоры с Фаиной Раневской» (М.: «АСТОЛ», 2006. - 413с.) и Дмитрия Щеглова «Фаина Раневская: Монолог» (М.: «Олимп», Смоленск «Русич», 445с.).

Итак…

Тайна рождения

 

Раневская не любила эпоху, в которую ей пришлось жить, и талантливо защищалась от реальности, доводя все до абсурда. Даже с датой своего рожде­ния она «сделала апофеЁз»: 130 - летие актрисы, вопреки всем энциклопедиям наступило 27 августа 2015 года.

«Я родилась в семье небогатого нефтепромыш­ленника», - писала Раневская в автобиографии.- Произошло это в Таганроге 27 августа 1885 года, а не 1886-го, как указано в энциклопедиях».

В «Мет­рической книге для записи родившихся евреев на 1885 год», которую вел таганрогский раввин Зельцер, есть запись о том, что в браке мещанина местеч­ка Смиливичи Игуменского уезда Минской губер­нии Гирша Хаимова Фельдмана и ме­щанки Витебской губернии Милки РафаиловныЗаговаловой 14 (27) августа 1885 года (!) родилась дочь Фаина Фельдман.

Фаина была очень смущена, узнав, что советское правительство объявило эту дату Днем кино. «Поверьте, - убеждала она дру­зей, - я никак не заслужила такого персонального праздника!»

Но когда в начале 30-х годов то же правительство стало выдавать паспорта, не тре­буя метрик и документов, и можно было назвать лю­бую дату рождения, Раневская горестно сетовала: «Какая же я идиотка! Скостила себе только два года, что провела на курортах, а Любочка Орлова - сразу десять лет!»

 

«Странности не переставали окружать меня с детства…»

Таганрогский «небогатый» нефтепромышлен­ник владел собственным пароходом, конторой, магазином, был почетным членом благотвори­тельного ведомства Императрицы Марии, ста­ростой хоральной синагоги города, основателем приюта для престарелых евреев. На главной улице Таганрога, Николаевской, он построил двухэтажный особняк, где прошло детство Ра­невской.

«Когда мы въехали в него, - вспомина­ла она, - отец метался по комнатам, с ужа­сом смотря на потолки: все они были разной формы - ромбические, трапецевидные, усечен­но-пирамидальные, голова от них шла кругом. «Что это значит?» - спросил он архитектора. Тот скромно потупил глаза: «Искания». С тех пор странности не переставали окружать меня».

Она не играла в куклы, сторонилась старшей сестры, красавицы Изабеллы, и старшего брата. Нескладная заикающаяся Фани, у которой не было друзей, часами сидела рядом с матерью на балко­не, простиравшемся по моде кон­ца XIX века над всем тротуаром, слушала сказки братьев Гримм и Андерсена. Потом появился младший брат, и все внимание мамы переключилось на него - братик болел и скоро умер.

На всю жизнь Фаина запомнила один эпизод:

«Мне четыре года. В детскую входит бабушка, очень бледная, она говорит, что мама больна и что если мы, дети, будем шуметь, мама умрет. Мне делается страшно, и я начинаю громко пла­кать. Потом я вхожу в комнату. В ней никого нет. На столе стоит ящик, очень кра­сивый. Я заглядываю внутрь - в нем спит мой новый братик. Мне жаль его, я начинаю пла­кать. Мне очень хочется по­смотреть на свое лицо в зеркало. Я сдергиваю сзеркала простыню и начинаю себя рассматривать... И я ду­маю: «Вот какое у меня лицо, когда я плачу оттого, что умер брат!» И мне уже не жаль бра­та, я перестаю плакать и ду­мать об умершем. Это был день, в который выяс­нилась моя профессия».

Театр в детстве ей запомнился одним. В Таганро­ге гастролировала оперная труппа, которая давала «Аскольдову могилу». Оркестр, поющие без оста­новки актеры так напугали девочку, что она заво­пила: «Мама, пойдем в оперу, где не поют!»

Не зря же говорят, что все в человеке заклады­вается в его ранние годы. Детские впе­чатления настойчиво подталкивали Фаину к актерству. И однажды к ужасу родных она разлеглась под столом в гостиной и, выругавшись трехэтажным матом, который, конечно, безбожно исказила, ибо не понимала ни одного слова, стала распевать пес­ню, слышанную у ближайшей закусочной («монопольки»). Допеть ей не удалось: мама надавала по губам.

В гимназии училась она отвратительно - не выле­зала из троек. Особенно не давалась математика. Однако, когда увидела, как работает отцовский сче­товод, дело сдвинулось с места. Встала за конторку и, напяля очки, стала деловито щелкать на сче­тах, вмиг решив казавшуюся непосильной зада­чу про купца, что покупал сукно по одной цене, а продавал его вдвое дороже.

Зато со словесностью все об­стояло хорошо. Юная Фаина чи­тала все подряд, с утра до вечера. Родители, заметив ее страсть к книгам, решили не мучить дочь гимназическим курсом и огра­ничили ее образование домаш­ними занятиями. Бонна, гово­рившая с детьми только по-французски, заменила Фаине преподавателей по всем предметам. Преподаванием она, очевидно, не докучала, но литера­тура так и осталась любимым предметом Фаины.

 

В гости к любимому поэту

 

Когда семнадцати лет Раневская впервые прие­хала в Петербург, она сразу направилась к люби­мому поэту - Анне Ахматовой.

«Я пришла с букетиком, - вспоминала она. - Ан­на Андреевна открыла сама и стояла в дверях цар­ственно-красивая, с челкой, остро-угловатая, как на полотне Альтмана, только в другом, не синем платье. Мы поздоровались.

- Эти цветы вам - моему поэту.

- Вы пишете сами? - спросила Ахматова.

- Никогда не пыталась.

- Но собираетесь писать?

- Поэтов не может быть много, - сказала я, и Ан­на Андреевна почему-то запомнила мой ответ. Позже она не раз говорила: «Ваша фраза нейдет с головы!»

Мы подружились. Может быть, потому, что тогда она еще не была столь известным поэтом и модным тем более».

К тем немногим людям, с которыми Раневскую связывала дружба, она была чутка и вниматель­на. Уже став актрисой, она как-то услышала горестный вздох Анны Андреевны: «Мои стихи никогда петь не будут». Чуть ли не в тот же вечер, когда у Ахматовой собрались друзья, Фа­ина уверенно заявила:

- А, между прочим, ваши стихи обожают бело­швейки и постоянно распевают их, стачивая наволочки.

И довольно гнусаво запела на мотив песни «Бродяга к Байкалу подходит»:

 

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

 

- Это и на вокзалах, и в поездах петь можно - с шапкой в руках, - заключила Раневская.

- Но меня никто уже не слышал, - вспоминала она, - смеялись все, а Анна Андреевна вытирала со щек крупные слезы. При случае она не раз просила: «Фаиночка, швейку! Умоляю».

У них были общие привязан­ности. И на первом месте был Пушкин.

- Могу признаться, - говорила Раневская, - я сплю с Пушкиным. Читаю его допоздна. Приму сно­творное и снова читаю. Мне даже приснилось недавно: он входит в мою квартиру, я в экстазе кида­юсь к нему: «Александр Сергеевич, дорогой, это вы?» А он: «Как ты мне надоела, старая дура!

«Хочу быть артисткой!»

Поступать в артистки Раневская приехала в Мо­скву без разрешения родителей, с одним че­моданчиком в руках. На актерской бирже труда 20-летнюю девушку взяли в массовку на летний сезон в Дачный те­атр в Малаховке.

Осенью на той же актерской бирже она подписала с антре­призой мадам Лавровской свой первый контракт на зимний сезон в Керченском театре. Раневская приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Гардероб у дебютантки по-прежнему умещался в одном чемоданчике.

Первую роль со словами она провалила. Ранев­ская должна была предстать на сцене учитель­ницей, которая дает уроки сыну хозяина богатого дома. Надев свое лучшее зеленое платье, кото­рое очень шло к ее темно-кашта­новым волосам - завистники ут­верждали, что они рыжие, - она появилась перед зрителями. И все поплыло в ее глазах.

Из театра ее не выгнали, но се­зон оказался короче принятого - керченская публика не проявила интереса к новой труппе, и хозяй­ка объявила «форс-мажор», что означало: разойдемся по-хороше­му, я вам ничего не должна.

Кроме этого Керчь запомнилась Фаине Раневской, тогда еще Фае Фельд­ман, прогулкой с трагиком из труппы Лавровской.

- Быть в Керчи и не побывать на горе Митридад - это, простите, пошлость! - уговаривал начинаю­щую актрису опытный трагик. По пути на таинст­венную гору они зашли в банк: мать тайком от отца регулярно посылала дочери денежные пере­воды. -

- Когда мы вышли из массивных банков­ских дверей, - вспоминала Фаина Георгиевна, - порыв ветра вырвал у меня из рук купюры - всю сумму. Я остановилась и, следя за исчезающи­ми в вихре банкнотами, сказала: - Как грустно, когда они улетают!

- Да ведь вы Раневская! - воскликнул трагик, вспомнив героиню «Вишневого сада». - Только она могла сказать так!

-Когда мне позже пришлось выби­рать псевдоним, я решила взять фа­милию чеховской героини. У нас есть что-то общее, далеко не все, совсем не все..., - объясняла актриса.

«Тогда мы думали, что эта красивая жизнь наступит уже завтра»

Но после Керчи она оставила мечты о сцене. Вернулась до­мой, выпросила прощения у отца и отправилась отдыхать на Кислые Воды. В том, что происходит вок­руг, не разбиралась - когда в во­семнадцатом году родители с семей­ством погрузились на собственный пароход и отправились по Черному морю в Румынию, где обосновались

до конца своих дней, Фаина никуда уезжать не пожела­ла.

- Не подумайте, что я тогда исповедова­ла рево­люционные убеждения. Боже упаси. Просто я была из тех вос­торженных девиц, которые на ве­черах с побледневшими лицами декламировали горьковского «Бу­ревестника», и любила повторять слова нашего земляка Чехова, что наступит время, когда придет иная жизнь, красивая, и люди в ней тоже будут красивыми. И тогда мы думали, что эта красивая жизнь наступит уже завтра.

Не заперев дома, Фаина уехала в Ростов-на-Дону, решив найти там ра­боту учительницы французского или на худой ко­нец гувернантки к не очень взрослым детям.

Поселившись в полупустой гостинице, в тот же вечер, однако, пошла в театр. И увидела чудо: актри­су - саму женственность, с лебединой шеей, хруп­кими руками и удивительным голосом, непохожим на другие. Это была Павла Леонтьевна Вульф, кото­рую называли второй Комиссаржевской.

После спектакля Фаина Раневская ни о чем, кроме сцены, думать не могла. И на следующий день, придя к Павле Леонтьевне, сказала, что хотела бы учиться у нее. Та, не жеманничая и не раздумывая, согласилась и надолго стала ее учителем, советчиком, другом, строгим судьей, человеком, проявляющим к своей ученице материнскую заботу. Вульф, считала Раневская, определила всю ее дальнейшую судьбу. С той поры Раневская работала только в театрах, где играла ее наставница. Без ее советов Ранев­ская не могла выходить на сцену.

 

«Если не сказать всего, значит, не сказать ничего»

 

Ученичество растянулось на де­сять лет. Позднее Ра­невская пыталась напи­сать об этих годах:

- Был ад. Шла в театр, стараясь не наступить на умерших от голода. Жили в мона­стырской келье, сам монастырь опустел, вымер - от тифа, от голода, от холеры. Было много такого страшного, чего нельзя забыть до смертного часа и о чем писать не хочется. А если не сказать всего, значит, не сказать ничего. Потому и порвала кни­гу. Весь этот кошмарРаневская вынесла только потому, что рядом была Павла Вульф. В Москву они перебрались вместе. Вульф взяли в Театр Красной армии, Раневскую - в Камер­ный театр Таирова. Александр Яковлевич Таиров остался для нее любимым режиссером.

- Он верил в меня, - говорила не раз Раневская. - Мог во вре­мя репетиции обнять за плечи, отвести в сторонку и пошептаться со мной о своем представлении моей роли. Ни на чем не настаивал. С ним я чувствовала себя человеком, а не марионеткой в руках куклово­да.

Она дебютировала у Таирова в 1931 году в пье­се Николая Кулиша «Патетическая соната». Ей дос­талась роль проститутки Зинки - на проституток Раневской везло! Кулиша вскоре объявили буржу­азным националистом, упекли в тюрьму, откуда он не вернулся. Пьесу из репертуара убрали.

Посколь­ку других ролей у нее не было, пришлось «идти по труппам». «Я переспала со всеми театрами Москвы, но ни с кем не получила удовлетворения!» - шутила она. На самом деле, оставаясь без ролей, уходила из театра, не желая быть обузой, - ее одиночество все­гда было связано с обостренным чувством собствен­ного достоинства. И в жизни, если замечала, что че­ловек, с которым была связана тесной дружбой - теснее не бывает, вдруг начинал ссылаться на занятость, на срочные дела, покидала его первой и никогда не возвращалась.

 

Роман с кино

К счастью, к тому времени, когда Раневская оста­лась без ролей в театре, у нее уже начался роман с кино. Однажды за кулисы Камерно­го театра пришел молодой че­ловек в кургузом пиджач­ке:

- Я Михаил Ромм, снимаю свой первый фильм - «Пышку» по Мо­пассану. Не согласитесь ли вы сыграть в нем госпожу Луазо?

-Ну, если у вас это первый фильм, пусть он станет моим дебютом в кино, - согласилась Раневская.

Съемки проходили по ночам на недостроенном «Мосфильме». Трудности искупались талантами ре­жиссера и партнеров - Анатолия Горюнова, Петра Репнина, Андрея Файта и игравшей главную роль Галины Сергеевой.

После «Пышки» роли в кино посыпались, как из рога изобилия. Режиссеры хотели видеть Фаи­ну Раневскую в своих фильмах даже тогда, когда и роли-то не было. Игорь Савченко уговаривал ее:

- Я снимаю «Думу про казака Голоту », там есть небольшая роль попа. Если согласитесь, я сделаю из него попадью.

- Раз вам не жалко оскопить человека, я согласна, - отвечала Раневская.

- Фаиночка, дорогая, спасай­те! - умолял ее Леонид Луков, снимавший фильм о героях граж­данской войны. - Публика за­снет на моем фильме. Спойте там в кабаке жестокий романс - это хоть немного поднимет тонус.

- О чем речь, Леня! Петь я обожаю и все жду, ко­гда меня позовут в оперу. А петь ради тонуса - про­сто почетно! - и буквально «из ничего» сделала эпизод, ставший хрестоматийным.

«Пусть летят и кружат пожелтевшие листья бере­зы. Я одна, я грушу...» - поет она. Вдруг: «Здрав­ствуйте, Матвей Степанович!» - и продолжа­ет:

«Приходи ты, меня пожалей,

Ты ушел от меня,

И текут мои горькие слезы...»

Были и роли, которые не осуществились. Одна из них - в фильме «Последний извозчик» с Марком Бернесом. Съемки шли в Киеве. Как-то перед репетицией на Крещатике они встретили женщину с безумными глазами: «Сорви­те свои одежды! Сотрите с лиц краски! - кричала она. - Надвигается ужас, ужаснее не было!..» А через неделю на Киев посыпались бомбы - на­чалась война, стало не до картины.

Лучшее, что она сделала в кино, - мадам Роза Скороход в «Мечте». Фильм этот Михаил Ромм закончил в ночь на 22 июня 1941 года. Вскоре Ранев­скую отправили в эвакуацию в Ташкент, где она от жены Ромма, Елены Кузьминой, узнала, что Большаков, возглавлявший советскую кинематографию, решил вырезать из картины финальную сцену - главную в судьбе Розы Скороход.

- И тут я узнаю: в Ташкент прибыл Большаков! - рассказывала Раневская. - Записалась к нему на прием. Нервы на пределе. Стою. Вся как струна. «Если вы, Иван Григорьевич, - начала я тихо, - не восстановите эту сцену, я убью вас!». КАК я ему это сказала! Во мне была вся ненависть мира!»

Потом она жалела, что не осуществила своего намере­ния. В это время Сергей

Эйзенштейн вызвал актрису в Алма-Ату. Там находился эвакуированный «Мосфильм». Работа началась сразу. Сергей Михайлович подробно рассказывал, какой предстанет на эк­ране тетка царя, репетировал с актрисой сцены, сде­лал не одну фотопробу в костюмах и в разных голов­ных уборах - их сшили загодя. Вместе с Фаиной Ге­оргиевной выбирал грим. И ждал решения из Москвы - она утверждала все кандидатуры. Ответа долго не было. Наконец Большаков откликнулся:

- Мулю из «Подкидыша» - в царский род?! Ее - в се­мью Рюриковичей?! Ефросинию может сыграть только безусловно русская актриса!

И как ни ста­рался Эйзенштейн - ничего добиться не смог.

 

«Кто бы знал мое одиночество…»

Раневская до самой старости тяжело переживала, когда у нее отбирали роль, - так, как будто терялаблизкого человека. Таких людей с каждым годом оставалось все меньше, и она гасила свое одино­чество в актерстве. Оно заняло главное место в ее жизни.

В день спектакля приходила в гри­мерную за два часа до начала и отрекалась от всего, что осталось снаружи.

- Народ у нас са­мый даровитый, добрый и совестливый. Но прак­тически как-то складывается так, что постоянно, процентов на восемьдесят, нас окружают идиоты, мошенники и жуткие дамы без собачек. Беда! - она не стеснялась говорить все, что думала, даже в самые жуткие сталинские времена.

В театре она могла жить другой жизнью, и это было наслажде­ние. За это ее награждали орденами и медалями, она, смеясь, прятала их в коробочку, которую назы­вала «похоронные принадлежности».

- Как-то получала орден в Кремле - за «Весну», - рассказывала она. - Не одна, конечно. Деятелей культу­ры собрали в куч­ку, шестеро ка-гэбэшников встали впере­ди, шестеро сзади - и повели колонну ко Дворцу. Как заключенных. Только ружей конвою не хватает. И еще подгоняли: «Подтягивайтесь, товарищи!» Появился Георгадзе. Расплылся в улыбке, сказал мне что-то об особом удовольствии. А дальше - тот жеконвой и проверки, но в обратном порядке. «Теперь-то зачем? - закипала я. - Ничего не украла, отпустите душу с Богом!» Нет, те же по­дозрительные взгляды, каменные лица, будто и «Весну» никогда не видели.

Свои роли она любила. Однажды взялась их подсчитать:

- В дерьме старалась не участвовать - сказала она. - Сняться в плохом фильме - все равно, что плюнуть в вечность. Приличных работ на экране у меня наберется от силы десятка два. А на сце­не? Отбросим провинцию. В Москве я с 31-го года. И вот итог: 18 ролей за полвека! Это преступно. Мало, безумно мало!

Любовь Орлова как-то написала Раневской:

- Я долго думала, как подло и возмутительно сложилась наша творческая жизнь в театре. Ведь Вы и я не вы­прашивали те роли, которые театр кормят. Мы не­правильно себя вели. Нам надо было орать, сканда­лить, жаловаться в Министерство. Но... У нас не те характеры. Достоинство не позволяет.

С Орловой Раневская познакомилась еще тогда, когда «Мосфильм» назывался «Кинокомбинат» и представлял собой недостроенный сарай - всюду строительный мусор, запах известки, вместо скаме­ек - штабеля свежеоструганных досок.

- И среди всего этого, - вспоминала Раневская, - Любочка в платье из «Петербургской ночи».

«Моя сестра сошла с ума!»

В 1946 году Александров и Орлова добились для Раневской разрешения поехать на съемки в Прагу, где она встретилась с братом, с которым не виделась почти тридцать лет. А в середине 50-хее отпустили в Румынию навестить преста­релую мать. Та сообщила, что старшая сестра Фаины, Изабелла, в замужестве Паллен, живет в Париже.

После смерти матери Раневская по­просила министра культуры Екатерину Фурцеву похлопотать, чтобы овдовевшей к тому време­ни Изабелле Георгиевне Паллен разрешили вернуться на родину.

Задержка с приездом случилась по вине самой Фаины. Ее сестра пришла в советское посольство в Париже исообщила:

- Я не могу ехать в Москву. Моя сестра сошла с ума. Она пишет: приезжай, площадь для тебя есть. Я же не памятник!

С вокзала Раневская везла сестру на такси - ма­шины у нее никогда не было. Показала «красавицу Москву», подъехали к дому на Котельнической на­бережной. «Вот мой дом», - сказала Фаина. Сестра была в восторге: «Красивый дом». Она была увере­на, что ее сестре, звезде советского театра и кино, принадлежит если не целый, то хотя бы половина этого дома. А звезда жила в маленькой двухкомна­тной квартире «над хлебом и зрелищами» - под ок­нами был магазин и кинотеатр. Фаина объясняла, что дом - «элитный», и эту квартиру ей дали за за­слуги. В представлении Изабеллы такую квартиру могли дать только в наказание.

После смерти сестры единственным близким су­ществом для нее был беспородный пес Маль­чик. Раневская нашла его зимой на улице - обморо­женного, в лишаях. В ветеринарной лечебнице ей сказали, что пса нужно немедленно усыпить - он

опасен.

Раневская отказалась уходить без пса. Она выходила своего Мальчика и привязалась к нему настолько, что отказывалась ложиться в больницу, чтобы не оставлять любимого пса од­ного. Она брала его с собой даже на репетиции. Правда, в театре ей из-за ее невоздержанного ха­рактера в последние годы ролей почти не давали.

 

«Лучше бы память навсегда убить!»

 

- Терплю невежество, терплю вранье, терплю убогое существование полунищенки, терплю и буду терпеть до конца дней. Терплю даже Завад­ского. Наплевательство, разгильдяйство, распу­щенность, неуважение к актеру и зрителю. Это сегодня театр - развал. Режиссер - обыватель.

Все едкие театральные шутки Раневской, которые как раз в те годы стали популярны в народе, - от бе­зысходности.

- ...Тошно от театра. Дачный сор­тир. Обидно кончать свою жизнь в сортире.

- Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.

- Критикессы - амазонки в климаксе.

- Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

- Трудно быть гением среди козявок… (об Эйзенштейне)

- А, может быть, поехать в Прибалтику? А если я там умру? Что я буду делать?

- Я - социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в ме­тро. Это я там стою, полусклонясь, в ку­пальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся за­лезть. Я работаю в метро скульптурой. Ме­ня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.

- Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе плохо - не хочется. Хорошо - неприлично. Значит, надо молчать. К тому же я опять стала делать ошибки, а это постыдно. Это как клоп на манишке. Я знаю самое главное, я знаю, что надо отдавать, а не хватать. Так дожи­ваю с этой отдачей. Воспоминания - это богатство старости.

- Получаю письма: «Помогите стать акте­ром». Отвечаю: «Бог поможет!»

- Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!

- В Москве можно выйти на улицу одетой, как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение - это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная «скупость» - ибо в бедность никто не верит. (1949)

- Если бы я, уступая просьбам, стала пи­сать о себе, это была бы жалобная книга - «Судьба - шлюха».

- Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу. Прожила около. Как рыжий у ковра.

- Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить! (конец 70-х)

- Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.

- Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было... Лучше бы память навсегда убить.

- Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо...

Сниматься для телевидения Раневская принципиаль­но отказывалась: «У меня его нет». Хотя иногда ходила смотреть телепередачи к соседке, Лидии Смирновой. Кажется, она единственная в огром­ном Котельническом замке была рада видеть Ра­невскую.

-Мы с ней снимались в михалковском дерьме «У них есть Родина», - рассказывала Фа­ина Георгиевна. - Как мы там дружно страдали по своим возлюбленным - слезы лились в четы­ре ручья!.. Когда я говорю о «дерьме», то имею в виду одно: знал ли Сергей Владимирович, что всех детей, которые после этого фильма доби­лись возвращения в Советский Союз, прямым ходом отправляли в лагеря и колонии? Если знал, то 30 сребреников не жгли руки?.. Вы зна­ете, что ему дали Сталинскую премию за «Дядю Степу»? Михаил Ильич Ромм после этого ска­зал, что ему стыдно носить лауреатский значок.

Она вышла на сцену в последний раз в роли няньки Фелицаты в спектакле «Правда хоро­шо, а счастье лучше», поставленном в «Моссо­вете» Сергеем Юрским. Это было за два года до то­го, как 19 июля 1984 года ее не стало.

- Недавно прочитала в газете: «Великая актри­са Раневская», - говорила она незадолго до смерти. - Стало смешно. Великие живут как люди, а я живу бездомной собакой, хотя есть жилище! Есть приблудная собака, она живет моей заботой, - собакой одинокой живу я, и недолго, слава Богу, ос­талось.

...Все, кто меня любил, не нравились мне. А кого я любила - не любили меня. Кто бы знал мое одиночество... Будь он проклят, этот самый талант сделавший меня несчастной. Моя внешность испортила мне личную жизнь.
...Одиноко. Смертная тоска. Мне восемьдесят один год. Сижу в Москве. Лето. Не могу бросить псину. Сняли мне домик за городом и с сортиром. В мои годы может быть один любовник - домашний клозет.
...Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я до сих пор живу... Бирман - и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала.

Кто бы знал, как я была несчастна в этой проклятой жизни со всеми моими талантами... Кто бы знал мое одиночество! Успех - глупо мне, умной, ему радоваться. Я не знала успеха у себя самой... У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

ЛИТЕРАТУРА:

Ее книги:

1. Раневская Ф. «Судьба - шлюха»/Фаина Раневская /Авт.- сост. Д.А. Щеглов.- М.: «Астрель: АСТ», 2010.- 223 с.

 

О ней:

1. Кино: энциклопедический словарь/гл. ред. С.И. Юткевич.- М.: «Сов. энциклопедия», 1986.- Стр. 343.

2. Покровский Б. М. Что осталось на трубе…или Хроники театральной жизни второй половины 20 века: Сб-к статей, очерков, фельетонов, дневников.- М.: «ЗАО Изд-во Центрполиграф», 2000. - Стр. 92-95.

3. Скороходов Г. А. Фаина Раневская: «Кто бы знал мое одиночество»/Глеб Скороходов/ GalaБиография.- 2006.- №8.- Стр. 48-66.

4. Скороходов Г. А. Разговоры с Раневской. - М: «ООО Изд-во АСТ», 2001.- 480 с.

5. Щеглов А. Фаина Раневская. Вся жизнь/Алексей Щеглов. - М.: Изд-во «Захаров», 2001.

P. S. https://vk.com/album-46420619_267423929 - вот в этом фотоальбоме- «Фаина Раневская: «Старость – невежество бога» - можно посмотреть все остальные фотографии, сделанные в ходе литературно-театральной бессонницы, прошедшей в библиотеке «Фолиант»7.10.19. и посвященной главной октябрьской дате-Международному дню пожилых людей.

 

7.10.19. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail:rossinskiye@gmail.com; 30-78-00

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: