Abibullaeva Liliya Shevketovna




К вопросу формирования социальных компетенций младших школьников с умственной отсталостью

Абибуллаева Фатма Эдемовна

студентка 3 курса специального (дефектологического) образования Абибуллаева Лилия Шевкетовна

преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

г. Симферополь, Россия

 

Аннотация. В ходе исследования данной темы было выявлено, что формирование социальных компетенций у младших школьников с умственной отсталостью имеет свои особенности. В связи с тем, что данная проблема отличается недостаточной изученностью, мы определили данные особенности через условия, которые предъявляются социально-значимым компетенциям школьников с ОВЗ.

Ключевые слова: формирование, социальные компетенции, младшие школьники, умственная отсталость, условия, социум, специальная (коррекционная) школа.

FEATURES OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Abibullaeva Fatma Edemovna,

Abibullaeva Liliya Shevketovna

Abstract. The study of this topic revealed that the formation of social competence in Junior schoolchildren with mental retardation has its own characteristics. Due to the fact that this problem is a very insufficient knowledge, we have identified these features using terms that are socially significant competencies of students with disabilities.

Key words: formation, social competence, young learners, mental retardation, conditions, society, special (correctional) school.

 

В настоящее время проблема формирования социальных компетенций младших школьников с умственной отсталостью – это актуальная социальная и психолого-педагогическая проблема.

При определении особенностей формирования социальных компетенций младших школьников с умственной отсталостью мы выявили, что социально-значимые или жизненно-важные компетенции у школьников с ОВЗ формируются при соблюдении следующих условий:

1. Знания об обществе и самом себе в обществе соединяются с навыками социального взаимодействия, конструктивными способами поведения в трудных ситуациях.

2. Отношение к обществу, выраженное в мотивации, ценностях и качествах личности, соединяются с социальной ответственностью [7].

При нормальном развитии детей, протекающем в нормальной социальной ситуации, указанные выше умения и навыки складываются и развиваются естественным образом в процессе семейного воспитания. В тоже время, для ребенка с ОВЗ, даже при благоприятных семейных условиях, в подавляющем большинстве случаев требуется систематическая специальная психолого-педагогическая помощь для формирования ключевых компетенций [3].

Опираясь на названные выше условия, рассмотрим каковы же особенности формирования социальных компетенций младших школьников с умственной отсталостью.

Для младшего школьника общество представлено широким и узким окружением. Широкое окружение – это мир и страна, а узкое – семья, школа, двор. Ввиду этого социальная компетентность младшего школьника определяется тем, насколько он осведомлен о том и о другом. Здесь речь идет не только о сведениях, о мире, стране, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетенции является формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений [6].

К узкому окружению, или к микрофакторам, которые влияют на школьника, относятся семья, сверстники, микросоциум, различные образовательные и воспитательные организации. Школе необходимо активно включаться в процесс социализации детей, взаимодействуя с перечисленными выше микрофакторами. Существует важная цель, стоящая перед образовательным учреждением сегодня, а именно создание необходимых условий для формирования высокого уровня социальных компетенций. Такие условия можно создать, используя возможности воспитывающей среды образовательного учреждения, направляя воспитательные усилия не только на детей, но и на окружающую их обстановку, среду жизнедеятельности, с которой дети взаимодействуют [4].

Также наблюдаются некоторые особенности межличностных отношений в группах и коллективах умственно отсталых школьников.

Умственно отсталые школьники, как и нормально развивающиеся школьники вступают в контакты со сверстниками. Однако, формирование и функционирование контактных групп умственно отсталых школьников, имеет свои отличительные признаки. Так, у данных детей наблюдается: задержка, неустойчивость, слабая дифференцированность в развитии межличностных отношений.

При поступлении в школу умственно отсталые дети объединяются в официальную, или же как ее еще принято называть, формальную группу – класс. Большая часть из них долгое время не вступают между собой в выраженные контакты. Это объясняется сниженной потребностью в общении, малой инициативой, отсутствием интереса к совместной игровой и учебной деятельности и т. д.

В специальной (коррекционной) школе возможно создание коллектива, тогда, когда есть общая цель, планируется ее выполнение, намечаются перспективы и линии развития коллектива, а члены коллектива стремятся к осуществлению общей деятельности, оказывая взаимопомощь. Но в связи с тем, что ученики специальной (коррекционной) школы не могут самостоятельно выполнять вышеназванные условия, то особенность их коллектива заключается в том, что руководящая и корригирующая роль всегда принадлежит учителю [5].

Несомненным является тот факт, что знания о самом себе или же самосознание – это также важное условие формирования социальных компетенций.

Самосознание, формируется в деятельности и общении и выполняет функции познания себя, регуляции поведения, самосовершенствования. Самосознание умственно отсталых детей формируется значительно позже, оно искажено по сравнению с их здоровыми сверстниками и во многом определяет личностное развитие и особенности регуляции поведения в обществе [1].

В свою очередь, А. Д. Виноградова пишет о том, что ввиду того, что у умственно отсталых детей снижен уровень самосознания, им присуща некритичность при оценке собственных действий и поступков. В силу этого возникает неумение адекватно оценить результаты работы, проанализировать собственную деятельность. Все это ведет к своеобразию процесса формирования и проявления самооценки у умственно отсталых школьников.

Так, в младшем возрасте у детей отмечается заниженная и завышенная самооценки, в среднем - наиболее адекватные, в старшем - преимущественно завышенные.

Такие особенности в младшем возрасте вызваны незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными и др. Завышенная самооценка в старшем возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности [5].

Оценка и самооценка в структуре личности умственно отсталого школьника выступает также в качестве ведущего компонента в формировании самосознания. При этом ведущая и определяющая роль, в формировании правильной самооценки принадлежит педагогу, который оценивает деятельность, поступки, а также высказывания учащихся.

Своеобразием у умственно отсталых детей отличается такое психологическое свойство, как направленность. Направленность включает совокупность взаимодействующих мотивов, потребностей и интересов.

А. Д. Виноградова указывает, что для умственно отсталых характерны низкий уровень осознанности мотивов, быстрая сменяемость, неустойчивость ведущих мотивов, их ситуативность и бедность. В большей степени затруднено формирование широких социальных мотивов, так как здесь требуется высокий уровень обобщения. При всем этом, недоразвитие мотивационной сферы вызывает трудности в формировании потребностей и интересов. Наблюдается дисгармоничность в развитии потребностей, а также неустойчивость, поверхностность и вместе с тем ситуативность интересов [5].

Выводы. Итак, социальная компетентность в младшем школьном возрасте базируются на таких личностных образованиях, как: мотивация достижения, произвольность, положительное отношение к себе, высокая самооценка, способность к конструктивному поведению в трудных ситуациях [2].

Сформированность социальных компетенций позволяет учащимся приобрести опыт успешного социального взаимодействия, как в учебной деятельности, так и в общественной жизни, пережить опыт успешной учебной деятельности и быть социально адаптированным в дальнейшем.

Список литературы

1. Гольдфельд, И. Л. Формирование самосознания умственно отсталых школьников как условие регуляции поведения / И. Л. Гольдфельд// Платформа для публикаций Pandia.ru [Электронный ресурс] URL: https://pandia.ru/text/78/137/75936.php (дата обращения: 11.05.2017).

2. Киреева, Т. С. Социальная компетентность как интегративная личностная характеристика младшего школьника / Е. В. Гайнулина// Международный студенческий научный вестник [Электронный ресурс] URL: https://www.scienceforum.ru/2014/pdf/1341.pdf (дата обращения: 26. 11. 2017).

3. Малофеев, Н. Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в специальном государственном образовательном стандарте/ О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Научна электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-nuzhdayutsya-v-spetsialnom-gosudarstvennom-obrazovatelnom-standarte (дата обращения: 26. 11. 2017).

4. Нагайченко, Н. Н. Социальная компетентность старшеклассников: содержание и структура понятия / Н. Н. Нагайченко// Ярославский педагогический вестник [Электронный ресурс] URL: https://vestnik.yspu.org/releases/2012_3pp/07.pdf (дата обращения: 26. 11. 2017).

5. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учебное пособие для студентов пединститутов по спец. «Дефектология»/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

6. Токарева, Н. Г. Развитие социальной компетентности младших школьников как одно из важнейших направлений работы в начальной школе / Р. А. Петров // Проблемы и перспективы развития образования [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5109/ (дата обращения: 26. 11. 2017).

7. Яковлева, З. Ю. Создание мониторинга жизненных компетенций, формируемых на занятиях «социально-бытовая ориентировка» / З. Ю. Яковлева// Вестник педагога [Электронный ресурс] URL: https://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=1583 (дата обращения: 26.11.2017).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: