Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников




Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.

Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

В 1976 г. на Всесоюзном совещании работников детских учреждений, посвященном самостоятельной художественной деятельности детей, подчеркивалась ее значимость в жизни ребенка, приводились в подтверждение факты многочисленных исследований, заслушивался опыт работы некоторых дошкольных коллективов.

Надо стараться учить детей не только играть на музыкальных инструментах, но и самостоятельно применять полученные умения и навыки в жизни. Оборудование музыкальных зон — одно из необходимых условий.

К этому вопросу надо подойти очень серьезно. В детском саду в каждой группе должны быть музыкальные уголки, где дети могут послушать любимые произведения в грамзаписи, спеть понравившиеся песни, подобрать мелодию на металлофоне, аккордеоне, поиграть в музыкально-дидактические игры. Надо стараться, чтобы музыкальный уголок стимулировал самостоятельную деятельность детей, был помощником в их творчестве.

Стараться, чтобы во всех группах в музыкальных уголках были альбомы с картинками на сюжеты программных песен, побуждающие детей к игре на инструменте; проигрыватель с набором пластинок с программными произведениями, народной музыкой, детскими песенками и сказками.

Наиболее ярко самостоятельная музыкальная деятельность проявляется в группах старшего дошкольного возраста.

В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными.

Встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при игре на музыкальном инструменте, но слишком самоуверенны: часто хвалятся, смеются над теми, кому с трудом дается игра на различных инструментах. Предложить этому ребенку исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий. Выполняя такие задания, ребенок перестает чувствовать свое превосходство над другими детьми, так как ему самому приходится много работать над произведением и преодолевать трудности.

Надо стараться, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства. Для этого необходимы практические навыки, умения в пении, движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Эти умения они приобретают на занятиях, во время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества.

Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту. Например, игра «в семью» становится намного интересней, если хозяйка, принимая гостей, играет на пианино или металлофоне.

В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Большая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах не пройдёт бесследно: дети овладеют многими инструментами, будут играть индивидуально и в ансамблях.

От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ. Для этого мы передаем в группы некоторые атрибуты, украшения, элементы костюмов.

В результате последовательных, повседневных занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах уровень музыкального развития дошкольников значительно повысится.

Дети научаться применять полученные знания, навыки в повседневной жизни, активизировалось их творчество.


Заключение

 

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах.

Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.


Литература

 

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение. 1981.

Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М.: Просвещение.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.

Кононова Н.Г. Обучаем игре на детских музыкальных инструментах. - 1990.

Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.


Приложение

 

Примерные конспекты музыкальных занятий (фрагменты) с использованием музыкальных инструментов для детей средней группы.

«Мы идем с флажками» Е. Тиличеевой

1. Программное содержание. Познакомить детей с попевкой. Учить петь мелодию на одном звуке.

Методика проведения. Музыкальный руководитель показывает иллюстрацию, исполняет попевку. Затем повторно исполняет песню вместе с детьми. Можно предложить спеть попевку индивидуально (двум-трем детям).

2. Программное содержание. Точно передавать ритмический рисунок попевки.

Методика проведения. Дети исполняют попевку, музыкальный руководитель предлагает им прохлопать ритмический рисунок, один ребенок передает ритмический рисунок попевки на бубне. Воспитатель знакомит детей с музыкальным молоточком, которым передает ритмический рисунок мелодии, музыкальный руководитель аккомпанирует. •

3. Программное содержание. Учить детей играть попевку на металлофоне, точно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет знакомую попевку на металлофоне. Обращает внимание детей на положение молоточка в руке, указывает, на какую пластинку следует его опускать (возле пластинки наклеен цветной кружочек). Дети поочередно играют (двое-трое ребят).

4. Программное содержание. Учить детей правильным приемам звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, напоминает, что удар молоточка должен приходиться на середину пластинки. Дети поочередно играют попевку (двое-трое детей). Если кто-то затрудняется, музыкальный руководитель приходит на помощь. Дети получают задание поиграть на металлофоне в музыкальном уголке.

5. Программное содержание. Учить детей правильным приемам игры на металлофоне. Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах.

Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет на металлофоне знакомую попевку, затем дети играют ее поочередно (двое-трое ребят). Группа детей передает ритмический рисунок мелодии музыкальным молоточком, на бубне, барабане, погремушках.

6. Программное содержание. Учить правильно передавать на металлофоне ритмический рисунок попевки. Развивать чувство ансамбля. Учить детей прислушиваться друг к другу.

Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент попевки, ребенок передает ее ритмический рисунок на металлофоне. Вся группа поет попевку. Исполнение повторяется с другим ребенком. Затем детям предлагают исполнить мелодию на металлофоне одновременно с группой ударных (барабан, бубен, музыкальный молоточек, палочки, погремушки).

7. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры.

Методика проведения. Дети исполняют попевку ансамблем (на металлофоне и на ударных). При каждом повторном исполнении на металлофоне играет вновь вызванный ребенок. Музыкальный руководитель советует детям организовать такой ансамбль в группе в свободное от занятий время.


Примерные конспекты музыкальных занятий (фрагменты)с использованием музыкальных инструментовдля детей старшей группы

 

«Смелый пилот» Е. Тиличеевой

1. Программное содержание. Познакомить детей с попевкой. Учить петь мелодию на одном звуке.

Методика проведения. Первоначально попевку исполняет музыкальный руководитель. Дети усваивают ее, прохлопывают ритмический рисунок.

2. Программное содержание. Точно передавать ритмический рисунок попевки.

Методика проведения. Дети исполняют попевку, одновременно прохлопывая ритмический рисунок, затем поочередно играют на ударных инструментах — бубне, трещотке, ложках. Музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент.

3. Программное содержание. Обучать игре на металлофоне. Точно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Музыкальный руководитель предлагает детям вспомнить попевку и пропеть ее. Педагог выкладывает карточками на фланелеграфе ритмический рисунок попевки, исполняет ее на металлофоне. При этом обращает внимание детей на положение молоточка в руке, указывает, на какой пластинке следует играть. Дети поочередно исполняют (двое-трое детей), вся группа поет.

4. Программное содержание. Учить детей правильным приемам звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Музыкальный руководитель играет знакомую попевку на металлофоне. Затем дети исполняют ее поочередно. Если кто-то затрудняется, музыкальный руководитель приходит на помощь. Дети получают задание позаниматься в музыкальном уголке.

5. Программное содержание. Учить детей правильным приемам игры на металлофоне. Точно передавать ритмический рисунок на ударных инструментах.

Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, дети должны узнать ее. Затем ребята исполняют попевку поочередно. Несколько детей передают ритмический рисунок на ударных инструментах.

6. Программное содержание. Правильно передавать в игре на металлофоне ритмический рисунок. Учить играть ансамблем.

Методика проведения. Ребенок исполняет попевку на металлофоне с музыкальным сопровождением. Вся группа пропевает ее. Повторное исполнение на металлофоне сопровождается игрой на различных ударных инструментах.

7. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры на металлофонах. Одновременно начинать и заканчивать игру.

Методика проведения. Музыкальный руководитель предлагает сыграть попевку двум детям поочередно. Если исполнение обоих будет верным, дети повторяют ее одновременно (металлофоны расположены на специальных подставках или небольших столиках).

Обращается внимание детей на необходимость слышать друг друга и музыкальное сопровождение. Дети исполняют попевку дважды. Затем вызываются другие ребята. Они также вначале исполняют попевку поочередно, затем играют вместе. Ребята получают задание поиграть ансамблем в группе (для этого в музыкальный уголок вносится еще один металлофон).

8. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры на двух металлофонах. Придерживаться общего темпа.

Методика проведения. Дети играют знакомую попевку на двух металлофонах. Если мелодия исполняется без ошибок, можно предложить сыграть ее одновременно на четырех инструментах. Остальные пропевают попевку, передавая в хлопках ее ритмический рисунок.

На последующих занятиях можно повторять попевку в исполнении ансамбля (три-четыре металлофона, ударные инструменты - бубен, трещотки, колотушки, коробочки и др.). Детям предлагается играть попевку самостоятельно в свободное от занятий время.


Примерные конспекты музыкальных занятий (фрагменты) с использованием музыкальных инструментов в подготовительной к школе группе

1 «В школу» Е. Тиличеевой

Программное содержание. Разучить с детьми попевку. Учить петь мелодию, построенную на одном звуке.

Методика проведения. Музыкальный руководитель исполняет попевку, показывает иллюстрацию. Дети усваивают мелодию и слова. Затем поют, прохлопывая ритмический рисунок.

2. Программное содержание. Точно передавать ритмический рисунок попевки.

Методика проведения. Дети исполняют попевку, музыкальный руководитель играет музыкальное сопровождение. Затем дети поочередно и подгруппами передают ее ритмический рисунок на ударных инструментах — бубне, деревянных ложках, трещотках.

3. Программное содержание. Обучать игре на металлофоне, точно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Дети вспоминают знакомую попевку, выкладывают карточками на фланелеграфе ритмический рисунок. Музыкальный руководитель исполняет попевку на металлофоне, обращает внимание детей, на какой пластинке следует играть. Дети поочередно исполняют попевку на металлофоне, одновременно пропевая ее. Музыкальный руководитель аккомпанирует на фортепиано.

4. Программное содержание. Учить детей правильным приемам звукоизвлечения, точно передавать ритмический рисунок.

Методика проведения. Детям предлагают исполнить знакомую попевку на металлофоне. Музыкальный руководитель следит, чтобы удар молоточка приходился на середину пластинки. Исполнение ребят сопровождается общим пением.

5. Программное содержание. Учить детей правильным приемам игры на металлофоне, активизировать самостоятельную деятельность.

Методика проведения. Дети поочередно исполняют попевку с одновременным пропеванием. Остальные ребята передают ритмический рисунок мелодии хлопками (тихое исполнение). Вначале дети играют по желанию, затем приглашаются малоактивные и вновь пришедшие в детский сад.

6. Программное содержание. Правильно передавать ритмический рисунок попевки в игре на металлофоне. Учить играть ансамблем.

Методика проведения. Ребенок исполняет попевку на металлофоне, музыкальный руководитель аккомпанирует на фортепиано. Все дети пропевают попевку. Затем кто-то из детей выкладывает ритмический рисунок попевки карточками на фланелеграфе. Мелодия исполняется еще раз другим ребенком. Несколько ребят передают ритмический рисунок попевки на ударных инструментах.

7. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры на трех-четырех металлофонах. Одновременно начинать и заканчивать игру.

Методика проведения. Музыкальный руководитель предлагает группе ребят (трое-четверо детей) исполнить на металлофоне знакомую попевку. Обращает их внимание на фортепианное сопровождение, умение слышать друг друга. Если кто-то из детей ошибается, он индивидуально проигрывает ритмический рисунок попевки, затем игра ансамблем повторяется. Детям советуют проиграть ансамблем в группе (для этого вносят в музыкальные уголки нужное количество инструментов).

8. Программное содержание. Осваивать навыки совместной игры на восьми-десяти металлофонах. Учить придерживаться общего темпа.

Методика проведения. Детям предлагают исполнить попевку ансамблем (восемь—десять детей). Остальные пропевают ее, одновременно передавая хлопками или на ударных инструментах ритмический рисунок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: