Элементы налогообложения




Тема: Налог – как объект управления в системе рыночных отношений.

Вопросы:

1. Понятие налогов и сборов и их отличительные черты.

2. Элементы налогообложения.

3. Функции налогов

4. Классификация налогов.

 

 

Понятие налогов и сборов и их отличительные черты

Налоги и сборы – это объективная финансовая (денежная) категория, которая имеет внешнюю форму существования и внутреннее объективное содержание. Причиной возникновения налогов и сборов являются появление и развитие государства, которому необходимы финансовые ресурсы для выполнения своих функций (оборонной, правоохранительной, политической, социальной, экономической и прочих). Поэтому налоговые отношения всегда имеют правовую обязательно-принудительную форму.

Налог – это обязательный, регулярный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде отчуждения принадлежащих им денежных средств целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сущность налога – изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса

Отличительными чертами налога как платежа являются:

-обязательность;

-индивидуальная безвозмездность;

-отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям
и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления;

-направленность на финансовое обеспечение деятельности го­сударства.

Под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц при совершении государственны­ми органами в их отношении юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разреше­ний (лицензий).

Таким образом, отличительными чертами сбора как взноса яв­ляются:

- обязательность;

- одно из условий совершения государственными и другими органами в интересах плательщиков сборов юридически значи­мых действий.

Элементы налогообложения

Налог и сбор считаются установленными лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложе­ния, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база; \

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте зако­нодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогопла­тельщиком.

Категории налогоплательщиков (субъекты налога), то есть организации и физические лица, на которые возложена обязанность выплачивать налоги. В соответствии с Налоговым Кодексом (ч.1) филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанность этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений;

Объект налогообложения (имущество; прибыль; доход; стоимость реализованных товаров выполненных работ, оказанных услуг); иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Налоговый Кодекс устанавливает понятие отдельных видов объектов налогообложения: имущество, товар, работа, услуга - и принципы определения их цены для целей налогообложения, а также дает понятие реализации товаров, работ, услуг;

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, которая исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основании иных документально подтвержденных данных.

В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения);

Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые взносы.

Н алоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

Порядок исчисления налога – способ расчета того или иного налога;

Порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности, которые устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору;

Налоговые льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

По налогам и сборам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период); целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов).

 

Функции налогов.

Сущность налогов конкретизируется и проявляется на практике через их функции. В этой связи налоги как финан­совая категория объективно выполняют четыре функции:

1) совокупного денежного эквивалента ценности услуг государства;

2) фискальную;

3) регулирующую;

4) контрольную.

Налоги при выполнении функции совокупного денежного эк­вивалента ценности общественных благ принимают форму спе­цифической, пропорциональной и монопольной цены услуг государства в меновой пропорции государственных расходов. Баланс бюджетных расходов и доходов за финансовый год ха­рактеризует определенное эквивалентное налоговое равновесие в экономике страны, которое обеспечивается в процессе нало­гового бюджетирования, т.е. выбора оптимальных вариантов балансировки налоговых доходов и бюджетных расходов, обес­печивающих баланс интересов государства, налогоплательщи­ков и общества в целом. Названная функция налогов непосред­ственно связана с управлением налоговым бременем на уровне экономики в целом и отдельных предприятий.

Фискальная функция налогов определяет их как основной источник государственных доходов, аккумулируемых в бюд­жетной системе страны. В этой функции налоги обслуживают весь налоговый процесс; деятельность субъектов налоговых отношений по налоговому планированию, составление нало­гового бюджета, его утверждение и исполнение. Фискальное предназначение налогов — создание стабильной доходной базы бюджетной системы страны, достаточной для финанси­рования необходимых бюджетных расходов, на базе роста про­изводства и доходов в экономике. Считается, что фискальная функция выполняется налогами эффективно, если происходит стабильный рост налоговых поступлений при более высоких или равных темпах экономического роста, т.е. за счет не уси­ления налогового бремени, а увеличения налоговых баз, объек­тов налогообложения и источников уплаты налогов.

Регулирующая функция налогов заключается в обслуживании процессов сознательного вмешательства государства в рыноч­ную экономику, активно используя налоги для стимулирова­ния экономического роста, регулирования инвестиционной активности, совокупного спроса и предложения, путем мани­пулирования видами налоговых платежей и элементами нало­гообложения (налоговыми ставками, объектами, налоговыми льготами) в соответствии с принятой концепцией налоговой политики. Регулирующие свойства налогов в наибольшей сте­пени проявляются в условиях ценового налогового равнове­сия. Регулирование — это не самоцель, оно должно быть под­чинено эффективному решению фискальных задач при опти­мальных параметрах налоговой нагрузки на предприятия. Регулирующие свойства налогов наиболее активно использу­ются в процессе управления налоговыми потоками государ­ством и предприятиями.

Контрольная функция налогов обусловлена законодательно-правовой формой фискальных платежей. Это вызывает необ­ходимость осуществления контроля государственными органа­ми за правильностью исчисления и сроками уплаты налогов, а также самоконтроля со стороны налогоплательщиков с це­лью снижения риска подвергнуться налоговым санкциям за нарушение налогового законодательства. Поэтому контроль­ная функция налогов не существует вне органической связи с фискальной и регулирующей функциями. Любое налоговое отношение реализуется, как правило, одновременно и в фискаль­ной, и в регулирующей, и в контрольной функциях. На прак­тике контрольная функция налогов реализуется в форме камеральных и выездных налоговых проверок, налоговых самопроверок и мониторинга самих налогоплательщиков и в других формах. Для целей управления налоговым процессом контрольная функция налогов не менее важна, чем все остальные их функции.

 

Классификация налогов.

 

Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков.

1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги, они подразделяются на:

¾ федеральные налоги и сборы,

¾ региональные

¾ местные налоги.

Трехуровневая система налогов позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.

Федеральные налоги в РФ установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах.

Состав федеральных налогов можно представить в виде следующего рисунка 1.1.

Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом РФ. Но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта федерации.

Федеральные налоги
Налог на добавленную стоимость
Акцизы на отдельные группы и виды товаров
Налог на прибыль предприятий
Налог на доходы физических лиц
Государственная пошлина
Таможенный тариф
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Налог на игорный бизнес
Платежи за пользование природными ресурсами

 

 


Рисунок 1.1 - Структура федеральных налогов

 

Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Состав региональных налогов можно представить в виде следующей схемы (см. рисунок 1.2):

Налог на имущество предприятий
Транспортный налог
Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем

 

 


Рисунок 1.2 - Структура региональных налогов

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. Состав местных налогов можно представить в виде следующего рисунка 1.3.

Налог на имущество физических лиц
Земельный налог
Налог на рекламу

 

 


Рисунок 1.3 - Структура местных налогов

 

Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами.

Особой категорией налогов являются так называемые специальные режимы (в Налоговом кодексе РФ есть возможность установления четырех таких режимов).

2. В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на:

¾ прямые, взимаемые непосредственно - с доходов или имущества налогоплательщика;

Среди прямых налогов выделяются:

А) реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием имущественными объектами;

Б) личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами.

¾ косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги. Реальным плательщиком косвенных налогов выступает покупатель-потребитель, а налогоплательщик является, по существу, сборщиком налогов.

К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на реализацию горюче-смазочных материалов; таможенная пошлина.

 

3. В зависимости от использования налогов:

¾ на общие

¾ специальные.

К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете. В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности в Российской Федерации примером специального налога может служить единый социальный налог (с 2010 г. отменен).

4. В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на:

¾ твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа);

¾ пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;

¾ прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю;

¾ регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода

Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов;

5. В зависимости от способа взимания:

¾ Кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога разделён на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

¾ На основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.

¾ У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: