Тема: Налог – как объект управления в системе рыночных отношений.
Вопросы:
1. Понятие налогов и сборов и их отличительные черты.
2. Элементы налогообложения.
3. Функции налогов
4. Классификация налогов.
Понятие налогов и сборов и их отличительные черты
Налоги и сборы – это объективная финансовая (денежная) категория, которая имеет внешнюю форму существования и внутреннее объективное содержание. Причиной возникновения налогов и сборов являются появление и развитие государства, которому необходимы финансовые ресурсы для выполнения своих функций (оборонной, правоохранительной, политической, социальной, экономической и прочих). Поэтому налоговые отношения всегда имеют правовую обязательно-принудительную форму.
Налог – это обязательный, регулярный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде отчуждения принадлежащих им денежных средств целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сущность налога – изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса
Отличительными чертами налога как платежа являются:
-обязательность;
-индивидуальная безвозмездность;
-отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям
и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления;
-направленность на финансовое обеспечение деятельности государства.
Под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц при совершении государственными органами в их отношении юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Таким образом, отличительными чертами сбора как взноса являются:
- обязательность;
- одно из условий совершения государственными и другими органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.
Элементы налогообложения
Налог и сбор считаются установленными лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
1) объект налогообложения;
2) налоговая база; \
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Категории налогоплательщиков (субъекты налога), то есть организации и физические лица, на которые возложена обязанность выплачивать налоги. В соответствии с Налоговым Кодексом (ч.1) филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанность этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений;
Объект налогообложения (имущество; прибыль; доход; стоимость реализованных товаров выполненных работ, оказанных услуг); иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Налоговый Кодекс устанавливает понятие отдельных видов объектов налогообложения: имущество, товар, работа, услуга - и принципы определения их цены для целей налогообложения, а также дает понятие реализации товаров, работ, услуг;
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, которая исчисляется налогоплательщиками по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основании иных документально подтвержденных данных.
В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения);
Налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые взносы.
Н алоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
Порядок исчисления налога – способ расчета того или иного налога;
Порядок и сроки уплаты налога, форма отчетности, которые устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору;
Налоговые льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
По налогам и сборам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период); целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов).
Функции налогов.
Сущность налогов конкретизируется и проявляется на практике через их функции. В этой связи налоги как финансовая категория объективно выполняют четыре функции:
1) совокупного денежного эквивалента ценности услуг государства;
2) фискальную;
3) регулирующую;
4) контрольную.
Налоги при выполнении функции совокупного денежного эквивалента ценности общественных благ принимают форму специфической, пропорциональной и монопольной цены услуг государства в меновой пропорции государственных расходов. Баланс бюджетных расходов и доходов за финансовый год характеризует определенное эквивалентное налоговое равновесие в экономике страны, которое обеспечивается в процессе налогового бюджетирования, т.е. выбора оптимальных вариантов балансировки налоговых доходов и бюджетных расходов, обеспечивающих баланс интересов государства, налогоплательщиков и общества в целом. Названная функция налогов непосредственно связана с управлением налоговым бременем на уровне экономики в целом и отдельных предприятий.
Фискальная функция налогов определяет их как основной источник государственных доходов, аккумулируемых в бюджетной системе страны. В этой функции налоги обслуживают весь налоговый процесс; деятельность субъектов налоговых отношений по налоговому планированию, составление налогового бюджета, его утверждение и исполнение. Фискальное предназначение налогов — создание стабильной доходной базы бюджетной системы страны, достаточной для финансирования необходимых бюджетных расходов, на базе роста производства и доходов в экономике. Считается, что фискальная функция выполняется налогами эффективно, если происходит стабильный рост налоговых поступлений при более высоких или равных темпах экономического роста, т.е. за счет не усиления налогового бремени, а увеличения налоговых баз, объектов налогообложения и источников уплаты налогов.
Регулирующая функция налогов заключается в обслуживании процессов сознательного вмешательства государства в рыночную экономику, активно используя налоги для стимулирования экономического роста, регулирования инвестиционной активности, совокупного спроса и предложения, путем манипулирования видами налоговых платежей и элементами налогообложения (налоговыми ставками, объектами, налоговыми льготами) в соответствии с принятой концепцией налоговой политики. Регулирующие свойства налогов в наибольшей степени проявляются в условиях ценового налогового равновесия. Регулирование — это не самоцель, оно должно быть подчинено эффективному решению фискальных задач при оптимальных параметрах налоговой нагрузки на предприятия. Регулирующие свойства налогов наиболее активно используются в процессе управления налоговыми потоками государством и предприятиями.
Контрольная функция налогов обусловлена законодательно-правовой формой фискальных платежей. Это вызывает необходимость осуществления контроля государственными органами за правильностью исчисления и сроками уплаты налогов, а также самоконтроля со стороны налогоплательщиков с целью снижения риска подвергнуться налоговым санкциям за нарушение налогового законодательства. Поэтому контрольная функция налогов не существует вне органической связи с фискальной и регулирующей функциями. Любое налоговое отношение реализуется, как правило, одновременно и в фискальной, и в регулирующей, и в контрольной функциях. На практике контрольная функция налогов реализуется в форме камеральных и выездных налоговых проверок, налоговых самопроверок и мониторинга самих налогоплательщиков и в других формах. Для целей управления налоговым процессом контрольная функция налогов не менее важна, чем все остальные их функции.
Классификация налогов.
Множественность налоговых форм и методов налогообложения вызывает необходимость общей группировки налоговых платежей по ряду классификационных признаков.
1. В зависимости от уровня власти, который устанавливает, изменяет и отменяет налоги, они подразделяются на:
¾ федеральные налоги и сборы,
¾ региональные
¾ местные налоги.
Трехуровневая система налогов позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.
Федеральные налоги в РФ установлены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами о налогах.
Состав федеральных налогов можно представить в виде следующего рисунка 1.1.
Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом РФ. Но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта федерации.
Федеральные налоги |
Налог на добавленную стоимость |
Акцизы на отдельные группы и виды товаров |
Налог на прибыль предприятий |
Налог на доходы физических лиц |
Государственная пошлина |
Таможенный тариф |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) |
Налог на игорный бизнес |
Платежи за пользование природными ресурсами |
Рисунок 1.1 - Структура федеральных налогов
Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Состав региональных налогов можно представить в виде следующей схемы (см. рисунок 1.2):
Налог на имущество предприятий |
Транспортный налог |
Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем |
Рисунок 1.2 - Структура региональных налогов
Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориального образования. Состав местных налогов можно представить в виде следующего рисунка 1.3.
Налог на имущество физических лиц |
Земельный налог |
Налог на рекламу |
Рисунок 1.3 - Структура местных налогов
Зачисление налоговых поступлений в бюджеты разного уровня и во внебюджетные фонды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
Особой категорией налогов являются так называемые специальные режимы (в Налоговом кодексе РФ есть возможность установления четырех таких режимов).
2. В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на:
¾ прямые, взимаемые непосредственно - с доходов или имущества налогоплательщика;
Среди прямых налогов выделяются:
А) реальные, связанные с владением, распоряжением, пользованием имущественными объектами;
Б) личные, которыми облагаются доход (прибыль), отдельные виды деятельности или операции, совершаемые юридическими или физическими лицами.
¾ косвенные, включаемые в цену товара, работы, услуги. Реальным плательщиком косвенных налогов выступает покупатель-потребитель, а налогоплательщик является, по существу, сборщиком налогов.
К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на реализацию горюче-смазочных материалов; таможенная пошлина.
3. В зависимости от использования налогов:
¾ на общие
¾ специальные.
К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете. В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение, закреплены за определенными видами расходов. В частности в Российской Федерации примером специального налога может служить единый социальный налог (с 2010 г. отменен).
4. В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на:
¾ твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа);
¾ пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины;
¾ прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю;
¾ регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода
Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов;
5. В зависимости от способа взимания:
¾ Кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога разделён на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
¾ На основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход.
¾ У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.