Обзорная характеристика форм древнерусской культовой музыки




 

Истоки русской музыки восходят к творчеству восточно-славянских племен, населявших территорию Древней Руси до возникновения в IX веке первого русского государства. Ко времени образования Киевской Руси народная песня занимала важное место в семейном и общественном быту. Широкое распространение получил обрядовый фольклор. Основными носителями светской художественной культуры были скоморохи и баяны.

С принятием в конце X века христианства как государственной религии начинает развиваться церковная музыка. Формы древнерусского церковного пения и сами его напевы отличаются исключительной вокальностью, они были заимствованы из Византии. Византийское влияние определило характер развития русской церковной музыки на первом ее этапе.

Церковная музыкальная культура с самого начала обладала письменной традицией, тексты песнопений записывали на церковнославянском языке. Церковная музыка входила в виды христианского богослужения: в Литургию (Обедню), Вечерню (Великую и Малую) и в Утреннюю. Певческие жанры русской церковной музыки отражают богатство византийской гимнографии. Среди них стихиры, тропари, икосы, кандаки, гимны, аллилуйи и псалмы Давида.

Важную роль в организации службы играла система осмогласия, с которой на Руси были связаны все основные распевы: болгарский, кандакарный, знаменный, киевский, греческий. Система осмогласия получила теоретические обоснование в Византии во второй половине XIII века. Гласом назывался звукоряд, одна из ступеней которого была главной, а вторая служила конечным тоном. Осмогласие (от греч. Octoih - восьмигласие) представляет единств соотнесенных друг с другом песнопений и текстов. Песнопения первого гласа пелись в течении недели, после чего сменялись песнопениями следующего гласа. Восьминедельный цикл песнопений образовывал так называемый столп. При этом песни, звучащие в праздники могли не совпадать с недельными песнопениями.

Позднее циклы стали повторяться в течении года до новой Пасхи. Из исполняемых песнопений была составлена книга «Octoih», которую позже дополнил своими попевками и отредактировал известный философ и религиозный деятель Иоанн Дамаскин.

По осмогласному принципу построен и «Ирмологий». Этот круг суточных и седмичных служб включен в обиход, содержащий 2 вида православного богослужения: Всенощную и Литургию.

В ходе исторического развития первоначальная византийская основа русского церковного пения видоизменялась, и возник свой тип древнерусского искусства – знаменное пение (распев). Этот распев существовал в течении 700 лет: с XI по XVII вв. Это было унисонное мужское пение, отличающееся строгостью и возвышенностью; мелодия плавная, волнообразная. Попевками были короткие мотивы в объеме терции или квинты, а из трех-четырех попевок складывалась погласица целого песнопения. Ранние распевы были несложными, но их диапазон постепенно расширялся и к середине XVII века достиг м.7, а весь звукоряд – дуодецимы.

К середине XVII века возникла необходимость сокращения мелодии, так как из-за длинных внутрислоговых распевов терялась ясность литургического текста. Сокращения мелодии стали называться Малым знаменным распевом, а оригинальные – Большим знаменным распевом. Для Большого распева характерно: внутрислоговая распевность, одноголосная мелодия, a cappella, свободный метр, отсутствие скачков.

В Киевской Руси наряду со знаменным распевом существовало кондакарное пение, для которого была характерна распевность слогов, но он отличался обилием мелодических украшений.

Кондак – праздничное церковное песнопение, его создатель Роман Сладкопевец. Этот род пения изобилован мелизмами.

От знаменного распева ответвились особые разновидности хорового пения: демественный и путевойраспев. Раннее упоминание о демественном распеве относится к 1441г. Этот напев исполнялся уже и в многоголосии.

В XVI-XVIIвв. получило распространение многоголосие. В 4-хголосном демественном многоголосии один из голосов именовался деместром (от греч. Domestic – мастер пения).

Время расцвета демественного распева – XVIIв. На этот распев пели важнейшие песнопения Всенощной и Литургии, а также Величания. Для данного распева характерен торжественный стиль с широким распеванием слогов.

Наряду со знаменным и демественным распевами одним из распространенных видов многоголосия был путевой распев. До середины XVII он считаляс вершиной церковного пения. В его основе лежали видоизмененные попевки знаменного распева. Широкое применение своего рода «синкоп», а также крупных длительностей придавало музыке торжественность. Путевым распевом во время Пасхального Крестного хода пели Стихиру «Вознесние Твое Христе спасе».

В праздник Богоявления в храме исполнялись так называемые «славники», во время которых совершался торжественный ход духовенства – валтарь. Вначале эти напевы записывались простой крюковой записью, но по мере усложнения мелодий, сложилась особая нотация, которая называлась путь путевой. Широта распевов достигала до такой степени больших объемов, что текст самой молитвы становился трудно уловимым на слух.

В знаменном распеве усиливались тенденции, которые вели к распаду старой певческой традиции. Средневековая монодия оттенялась новыми формами многоголосного хорового пения. В середине XVI века появляются обработки песнопений знаменного распева, так называемые троестрочия.

Строчное пение – один из видов русского церковного многоголосия. Оно широко распространилось в XVII веке и существовало еще некоторое время параллельно с партесным пением. Характерная черта строчного пения – трехголосный гетерофонный полифонический склад, близкий к народной протяжной подголосочной песне.

В середине XVIII век строчное пение было полностью вытеснено пением партесным. Участники хора в строчном пении не делились на партии по регистровому или тембровому признаку. Изложение было 2-х или 3-хголосным. Ведущий голос – строчная партитура – занимал обычно середину и назывался путь, голос выше – верх, ниже – низ. Если было 4 голоса, четвертый обычно располагался между путем и верхом. Диапазон партитуры соответствовал 12-ступенному диатоническому звукоряду. Высокие голоса пели октавой выше, чем были записаны. В партитуре путь прописывался красными чернилами как главный голос.

Строчное пение подверглось критике, так как оно, в итоге, изобиловало диссонансами. Прежде всего критиковали сторонники партесного пения, среди которых был Николай Дилецкий.

Во второй половине XVII века утверждается новый стиль хорового многоголосия – партесное пение. В Россию этот стиль попадает из Украины, когда в 1652г. приезжают в Москву украинские церковные певчие. Влияние на формирование в России партесного пения оказала также Польша, откуда были заимствованы канты. Хор делился на хоровые партии: дисканты, альты, тенора, басы. Количество голосов в партесном пении от 3 до 12, но в отдельных случаях бывает 16, 24 и даже 48. Высшей формой партесного пения является хоровой концерт a cappella для 8-12 голосов.

Музыкальный теоретик Н.Дилецкий различал 2 вида многоголосия в партесном пении:

1) Постоянное многоголосие при непрерывном пении всех голосов и одновременным произнесением текста;

2) Переменный склад многоголосия, где есть сопоставление всего хора и группы солистов, где встречается имитация кратких мелодических тем.

Произведения первого вида – обычно 4-хголосная обработка мелодий знаменного распева, при этом ведущая мелодия в теноровой партии. Верхние голоса дополняли ее до образования трезвучий, а бас, служивший основой гармонии, характеризуется развитым мелодическим движением.

Произведения с переменным многоголосием были написаны, как правило, в форме свободных композиций, в которых редко использовались протяжные мелодии старинных распевов. Их тематизм обращен к кантам и к фанфарным оборотам инструментально музыки. При тематическом развитии исполняются сложные имитации и сопоставления хора с группами голосов. Они имеют сквозную форму развития и чаще всего написаны в 3-хчастной форме либо в форме рондо. Большую роль в них играли кадансы. Как правило, это произведения объединяет тональное единство.

В партесном пении крюковое письмо было заменено 5-линейной нотацией.

Известны имена многих украинских и русских композиторов, создателей партесных концертов: В.Титов, Н.Дилецкий, Н.Калашников, С.Беляев, А.Ведель, М.Березовский, Д.Бортнянский.

Виднейшим представителем многоголосного хорового письма в XVII-XVIII вв. был Василий Титов. Им написано около 200 произведений в различных жанрах партесного пения, в том числе композитор написал несколько десятков концертов. Кроме них Титов писал канты, псалмы и многолетия. Наиболее известны: концерт «Музыка на Полтавскую победу», «Музыка к Псалтыри Рифмотворной» (на текст С.Полоцкого). Композитор тяготел к масштабным формам и праздничным музыкальным образам, постоянно искал средства музыкальной выразительности, которые отражали содержательную сторону текста. Так, в партесном концерте «Радуйтесь Богу, помощнику нашему» он использует имитацию в верхних голосах для передачи восторженных голосов людей. А в концерте «Днесь Христос на Иордан прииде» волнообразная вокальная фигурация иллюстрирует набегание волны.

С развитием партесного многоголосия связано возникновение канта. Кант – бытовая многоголосная (обычно 3-хголосная) песня на свободно трактованный религиозный сюжет. Основные черты: 3-хголосие с параллельным движением 2-х верхних голосов и басом, создающим гармоническую опору. Характерна квадратность музыкальных строф. Кант пришел из Польши и Украины. Как жанр приобрел популярность в XVIIв. В XVIIв. Появляются патриотические канты и канты бытового и любовно-лирического содержания. Он становится одной из излюбленных форм музицирования средних слоев городского населения.

В период царствования Петра I возникают приветственные (панигерические) канты, посвященные крупным событиям в общественной жизни, военным победам. Мелодике из свойственны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза и ликующие вокальные рулады. Исполнение таких кантов сопровождалось звучанием труб, колокольным звоном, использовались и выстрелы оружий.

К концу XVIIIв. сложился жанр лирического канта. Наиболее ранние изданные сборники любовно-лирических кантов появляются в 1733г. Один из них – «Куранты». Интонационный строй лирического канта обогащается, впитывая в себя элементы танцевальности и иногда интонации народных мелодий.

Продолжая накопленные традиции, русские композиторы достигали в области хоровой музыки вершин мастерства, они оставили после себя произведения высокой художественной ценности. Это касается в первую очередь творчества М.Березовского и Д.Бортнянского. Их творчество ознаменовало новый этап в истории русской хоровой музыки a cappella.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: