Структура дисциплины «Информационная эвристика»




Структура дисциплины «Информационная эвристика» (тематический план) включает в себя общую трудоемкость изучения дисциплины (модуля) в часах и зачетных единицах, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и самостоятельную работу; все разделы дисциплины и количество часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой по темам, видам занятий (лекции, практические, самостоятельная работа), формам контроля. При реализации ОП ВО на различных формах обучения структура дисциплины разрабатывается для каждой формы обучения отдельно.

Структура дисциплины «Информационная эвристика» для очной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет _1__ з. е., _36__ ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем_16__ ч., самостоятельная работа обучающихся _20__ ч.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        лекции с.р.с. практ. занятия с.р.с.  
1 Введение в информационную эвристику 1 1 2       Подготовка к семинарским занятиям
2 Исторические предпосылки и развитие понятийной составляющей курса. 1 2     2 2 Собеседование
3 Информационная деятельность в области науки в СССР и Российской Федерации 1 3 2 4     Подготовка к семинарским занятиям
4 Информационные процессы в современном мире. Новые требования к анализу и синтез информации. 1 4-5 2 4 2   Собеседование
5 Современные проблемы информационной цивилизации. 1 6-7 2 2 2 4 Собеседование
6 Студент-гуманитарий в учебно-информационном пространстве.   1 8     2 4 Собеседование
  Итого     8 10 8 10  

 

Структура дисциплины для очно-заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 з.е., 32 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 10 ч. (4 час. на лекции и 6 час. на семинары), самостоятельная работа обучающихся 22 ч.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1 1 1 1 Лек.   СРС 4  
2 2 1 1 Лек.   СРС 4 опрос
3 3,4 1 2   Сем. СРС 4  
5 5 1 3   Сем. СРС 6 Контрольная работа
6 6 1 3   Сем. СРС 4 зачет

Структура дисциплины для заочной формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 з.е., 32 ч., в том числе контактная работа обучающихся с преподавателем 6 ч. (4 час. на лекции и 2 час. на семинары), самостоятельная работа обучающихся 26 ч.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Курс Сессия Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации
1 1-2 1 Дек. Лек. 2 Практ. СРС 8  
2 3-4 1 Май-июнь Лек. 2 Практ.. СРС 10 Контрольная работа
3 5-6 1 Февраль-март   Практ. 2 СРС 8 Зачет

 

Содержание дисциплины (модуля)

Содержание дисциплины «Информационная эвристика»должно состоять из разделов, соответствующих структуре дисциплины, подразделов и отдельных тем с той степенью подробности, которая, по мнению автора, оптимально способствуют достижению цели и реализации поставленных задач.

Тема 1. Введение в информационную эвристику.

Основные понятия информационной эвристики. Информация и ее роль в истории и современном обществе. Основные способы накопления, хранения и использования информации. Эвристический поиск. Библиография и описание источников информации.

Тема 2. Исторические предпосылки и развитие понятийной составляющей курса.

Первое употребление понятия «историческая эвристика в словосочетании «историческое розыскание» (вторая половина XIX века) в трудах А.Н. Неустроева. Попытка отождествления исторической эвристики с источниковедением в советское время (А.А. Гречихин). Выделение предмета, объектной области исторической эвристики. Формирование основных понятий (тезауруса): информация, социальная информация, документ, исторический документ и др.

Тема 3. Информационная деятельность в области науки в СССР и Российской Федерации.

Начало информационной деятельности в СССР (1930-е гг.). Формирование теории информации как самостоятельной науки (1940-е – начало 1950-х гг.). Подготовка научных работников в области научной информации (ВИНИТИ, 1959 г.; МГУ, 1964 г.). Что такое информационное общество. Информационные процессы в мире и РФ в XXI веке.

Тема 4. Информационные процессы в современном мире. Новые требования к анализу и синтез информации.

Вступление современного мирового сообщества в эпоху информационного общества открывает для каждого его члена возможность приобщения ко всей совокупности общественно значимых знаний. В силу того, что информационные процессы тотально пронизывают человеческое общество, перед современной личностью встают небывалые ранее перспективы участия в комплексе видов информационной деятельности – производстве, передаче и потреблении информации. Развитие информационного общества предполагает в достаточной полноте использование достоверной, исчерпывающей и своевременной информации во всех общественно значимых областях и сферах человеческой деятельности. Это предполагает необходимость радикального переосмысления многих существующих проблем в протекающих информационных процессах, поиска новых решений и средств их реализации.

Тема 5. Современные проблемы информационной цивилизации.

Издержки «внезапности» наступления информационного общества. Патологическая зависимость от Интернета. Информационные лакуны. Увеличение места/роли псевдонауки. Проблема «десубъективизации» знаний. Рост «веса» культурного компонента. Гендерные проблемы. Возрастание роли популярной прогностики. Расширение основ этики. Трансформация этнокультур. Формирование нового типа мышления – диалогического. Трансформация культурной идентичности. Симуляция прогресса.

Тема 6. Студент-гуманитарий в учебно-информационном пространстве.

Система учебной и научной работы и информационно-методическое обеспечение учебного процесса.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: