Стратегии снижения рисков




 

Стратегии снижения рисков, применяемые в практике антикризисного управления предприятием, включают[6]:

I. Стратегия локализации. Данная стратегия предполагает создание венчурных предприятий или специальных структур (например, независимый филиал) для проведения рисковых сделок. Стратегию локализации обычно осуществляют крупные субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие на различные виды операций. Рассмотрим одну из возможных ситуаций применения стратегии локализации. Если крупная компания имеет возможность заключить выгодную, но рисковую сделку с малоизвестным партнером, то, чтобы риск был оправдан, она может создать независимый филиал с уставным капиталом, например, в 50 тыс. долл., и поручить ему выполнение обязательств по этой сделке. В случае выигрыша компания получает весомую прибыль, в случае неудачи филиал обанкротится, а головной компании это не коснется. Если обязательства филиала составляют, например, 300 тыс. долл., то головная компания потеряет только те 50 тыс. долл., за счет которых был сформирован уставной капитал филиала. Данную стратегию за границей часто используют в случае высокого таможенного риска.

II. Стратегия уклонения, которая в настоящее время является наиболее распространенной во всем деловом мире. Суть данной стратегии в уклонении от риска путем переложения его на другого субъекта. Различают следующие виды стратегии уклонения:

1. переложение риска на контрагента (аутсорсинг);

2. страхование;

3. хеджирование.

Переложение риска на контрагента (аутсорсинг) возможно в двух основных случаях:

· когда контрагент в высокой степени заинтересован в заключении сделки с данной компанией и готов принять на себя все риски по ее осуществлению;

· когда контрагент – крупная, давно функционирующая на рынке корпорация, принимающая на себя все риски по сделке с данной компанией, так как в любом случае, даже при наступлении рисковой ситуации она покроет затраты и получит прибыль (например, за счет больших оборотов).

Страхование представляет собой один из методов минимизации рисков, который заключается в компенсации ущерба страховщиком страхователю при наступлении страхового случая. Под страховым риском понимается вероятность наступления ущерба, под страховым случаем – событие, после наступления которого страховщик должен выплатить страхователю сумму страхового возмещения. К страхуемым рискам относят:

1) имущественные риски, т.е. вероятность потери собственности в результате каких-либо стихийных бедствий;

2) личные риски, т.е. вероятность возникновения потерь в результате преждевременной смерти, нетрудоспособности человека и т.д.;

3) риски ответственности, т.е. вероятность возникновения потерь из-за профессиональных ошибок.

Наиболее часто применяются имущественные виды страхования:

· грузов;

· судов;

· воздушных судов;

· автомобилей;

· экспортных кредитов;

· убытков от коммерческой деятельности;

· имущества, находящегося за границей, от огня и других опасностей и др. [7]

Страхование во внешнеэкономической области представляет собой комплекс видов страхования, обеспечивающих защиту интересов отечественных и зарубежных участников тех или иных форм международного сотрудничества. Оно включает страхование экспортно-импортных грузов, перевозящих их средств транспорта (суда, самолеты, автотранспорт и т.д.), отечественных имущественных интересов за границей, имущественных интересов иностранных лиц в нашей стране, деятельности совместных предприятий и страхование рисков во внешнеторговых сделках [8].

Однако в нашей стране история страхования связана с множеством различных проблем и трудностей, возникавших как на пути страховщиков (в частности, регулярные банкротства по причине невозможности исполнения обязательств перед клиентами или банками), так и на пути страхователей (непонимание сути страховых операций, использование их в корыстных целях, а не по прямому назначению и т.д.). В связи с этим, страховая деятельность в России только начинает развиваться в правильном русле, и еще лишь немногие компании постоянно прибегают к услугам страховщиков, осознав их важность и необходимость в своей деятельности. И все же, важно и понимание того факта, что, застраховавшись от всех возможных рисков, компания может потратить на это такую сумму денежных средств, что в результате не получит прибыли, или даже понесет убытки. Поэтому в отдельных сделках следует прибегать к страховой помощи исключительно на разумных основаниях.

Хеджирование – это страхование валютных и ценовых рисков. На практике хеджирование осуществляется за счет:

· проведения фьючерсных валютных сделок (выступают в качестве элемента страхования от валютных рисков, заключаются уполномоченным банком по просьбе клиента и сводятся к покупке банком на валютной бирже по текущему курсу обязательства по выплате указанной клиентом валюты к сроку предстоящего платежа);

· проведения фьючерсных операций (срочных сделок купли-продажи товаров на международной товарной бирже по фиксированной цене с исполнением обязательств через определенный период времени);

· продажи фирмой фьючерсных контрактов (короткое хеджирование) и покупки фирмой фьючерсных контрактов (длинное хеджирование);

· включения в международный контракт валютных оговорок (условий, в соответствии с которыми сумма платежа изменяется пропорционально изменению курса валюты платежа по отношению к курсу валюты оговорки). Валютные оговорки бывают:

a) двухсторонние (предусматривают пересчет суммы платежа в случае изменения курса валюты платежа и дают возможность распространить убытки и выгоды на обоих партнеров внешнеэкономической сделки в равной мере);

b) односторонние (защищают интересы только одной из сторон, так как предусматривают пересчет суммы платежа только в случае повышения (либо понижения) валютного курса.

· проведения форвардных сделок, т.е. осуществления расчетов по валютной или иной сделке более чем через два рабочих дня после ее заключения;

· проведения сделок с опционами, т.е. контрактными обязательствами на право покупки или продажи товара по цене, установленной в момент заключения сделки в течение оговоренного периода [9].

III. Стратегия распределения рисков, которая на практике осуществляется в виде:

· распределения рисков в пространстве;

· распределения рисков во времени.

Стратегия распределения рисков в пространстве предполагает поиск и развитие деловых отношений данной компании с большим количеством партнеров с тем, чтобы в случае необходимости разрыва отношений с одним из них, компания не обанкротилась. Например, если предприятие занимается экспортом какой-либо продукции в страны Латинской Америки, Европейского Союза и Африки, то в случае введения запрета на импорт данной продукции в странах ЕС, оно не обанкротится, переориентировав вывоз товаров на партнеров из других регионов. Когда запрет будет снять, фирма сможет продолжить работу с контрагентами из стран ЕС. Если бы данная фирма работала только со странами ЕС, то соответствующий запрет на импорт означал бы ее банкротство.

Стратегия распределения рисков во времени означает, что следует не сосредотачивать проведение сделок в определенное время года, а заключать их в течение всего года. К примеру, если компания занимается вывозом сельскохозяйственной продукции, которая готова к экспорту осенью, то, распределив сделки по экспорту данной продукции в течение всего года, она, скорее всего, увеличит свою прибыль, так как высока вероятность повышения цен на сельскохозяйственную продукцию весной ввиду ее нехватки.

IV. Стратегия компенсации, которая предполагает самостоятельное создание предприятием источников компенсации убытков в случае наступления тех или иных рисковых ситуаций. Стратегия компенсации включает:

· создание кэптивных компаний;

· создание страховых пулов.

Оба этих способа управления рисками относятся к самострахованию. Самострахование представляет собой запланированное принятие на себя риска, что противоположно уклонению от риска. На практике это запланированное принятие риска на себя выражается в предварительной подготовке предприятия к компенсации ущерба от наступления рисковых ситуаций в виде создания накопительных фондов.

Создание кэптивных компаний является достаточно распространенной на Западе стратегией минимизации рисков, которой обычно пользуются крупные международные компании.

Кэптивная компания – это способ самострахования в виде создания дочерней фирмы для проведения компенсационных операций. Кэптивная компания – это своего рода резервный фонд, создаваемый за счет регулярных отчислений от прибыли предприятия и предназначенный для компенсации ущерба данного предприятия в случае наступления рисковой ситуации. Важен тот факт, что за границей эти отчисления не подлежат налогообложению – таким образом правительство поддерживает предприятия своей страны.

Страховой пул – это форма объединения нескольких компаний для решения какой-либо отдельной задачи, в частности, для компенсации потерь. В данном случае речь идет не только об объединении страховых компаний, но и об объединении партнеров для совместного страхования того или иного риска. Главной целью создания любого страхового пула является обеспечение финансовой устойчивости его участников на условиях их солидарной ответственности.

 

Рассмотрим на примере методы снижения конкретного типа рисков (финансовые). Высокая степень финансового риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

· диверсификация;

· прибретение дополнительной информации о выборе и результатах;

· лимитирование;

· самострахование;

· страхование;

· страхование от валютных рисков;

· хеджирование;

· пиобретение контроля над деятельностью в связанных областях;

· учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.

Диверсификация представляет собой процесс распределения капитала между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой.

Диверсификация позволяет избежать части риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором акций пяти разных акционерных обществ вместо акций одного общества увеличивает вероятность получения им среднего дохода в пять раз и соответственно в пять раз снижает степень риска.

Диверсификация является наиболее обоснованным и относительно менее издержкоемким способом снижения степени финансового риска.

Диверсификация – это рассеивание инвестиционного риска. Однако она не может свести инвестиционный риск до нуля. Это связано с тем, что на предпринимательство и инвестиционную деятельность хозяйствующего субъекта оказывают влияние внешние факторы, которые не связаны с выбором конкретных объектов вложения капитала, и, следовательно, на них не влияет диверсификация.

Внешние факторы затрагивают весь финансовый рынок, т.е. они влияют на финансовую деятельность всех инвестиционных институтов, банков, финансовых компаний, а не на отдельные хозяйствующие субъекты.

К внешним факторам относятся процессы, происходящие в экономике страны в целом, военные действия, гражданские волнения, инфляция и дефляция, изменение учетной ставки Банка России, изменение процентных ставок по депозитам, кредитам в коммерческих банках, и т.д. Риск, обусловленный этими процессами, нельзя уменьшить с помощью диверсификации.

Исследования показывают, что расширение объектов вложения капитала, т.е. рассеивания риска, позволяет легко и значительно уменьшить объем риска. Поэтому основное внимание следует уделить уменьшению степени недиверсифицируемого риска.

С этой целью зарубежная экономика разработала так называемую «портфельную теорию». Частью этой теории является модель увязки систематического риска и доходности ценных бумаг (Capital Asset Pricing Model – САРМ).

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Лимитирование это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.д. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.д.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

Создание предпринимателем обособленного фонда возмещения возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут создаваться в натуральной или денежной форме.

Так, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства создают, прежде всего, натуральные страховые фонды: семенной, фуражный и др. Их создание вызвано вероятностью наступления неблагоприятных климатических и природных условий.

Резервные денежные фонды создаются, прежде всего, на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание этих фондов является обязательным для акционерных обществ.

Акционерные общества и предприятия с участием иностранного капитала обязаны в законодательном порядке создавать резервный фонд в размере не менее 15% и не более 25% от уставного капитала.

Акционерное общество зачисляет в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости.

Резервный фонд акционерного общества используется для финансирования непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибыли для этих целей.

Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования.

Наиболее важным и самым распространенным приемом снижения степени риска является страхование риска.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

Хеджированиеиспользуется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж» (с англ. hedge - изгородь, ограда). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение.

Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный контракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее контракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.

Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей – это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нужно будет продавать через три месяца. Для компенсации предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти настолько же) цене. Таким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.

Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределенностью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, т.е. предприниматели, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.

Спекулянты на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит гарантийный взнос, которым и определяется величина риска спекулянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизилась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спекулянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и получает дополнительный доход от разницы в ценах товара и купленного контракта.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном реферате были исследованы особенности понятия и классификации рисков, возникающих в предпринимательской деятельности, в результате чего были сделаны следующие обобщающие выводы:

1. Риск представляет собой вероятность наступления или не наступления того или иного события, в результате чего предприниматель может получить положительные, отрицательные, либо нулевые результаты.

2. Предпринимательские риски включают финансовые, производственные, коммерческие, инновационные, отраслевые, профессиональные, техногенные, рыночные риски.

3. Риск-менеджмент означает совокупность методов, приемов и мероприятий, позволяющих в определенной мере прогнозировать наступление рисковых ситуаций и принимать решения по управлению ими.

4. Существуют различные стратегии минимизации рисков, рассмотренные в данном реферате, в частности, стратегии уклонения, локализации, компенсации, диверсификации, включающие методы страхования, хеджирования, самострахования и т.д.

Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности неминуемо связано с возникновением рисковых ситуаций в связи с действиями партнеров, контрагентов, поставщиков, банков, других организаций, политическими, социальными, экономическими изменениями в стране и т.д. Избежать негативных последствий наступления рисковых ситуаций можно, организовав систему риск-менеджмента на предприятии, позволяющую оценить и минимизировать существующие риски.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая). Принят Государственной думой 21.10.1994.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) Принят Государственной думой 22.12.1995.

3. О.Г. Абакумова, Управление внешнеэкономической деятельностью, конспект лекций, М.: Приор, 2005.

4. Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1998.

5. Зозуля Д.М. Риски предпринимательской и внешнеэкономической деятельности и способы управления ими // Сборник статей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

6. Зимин А.С. Антикризисное управление на предприятии // Деньги и кредит, №4, стр. 12-18, 2004.

7. Колобанова Н.А., Антикризисное управление, М.: Экономисть, 2004.

8. Покровская В.В., Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности, учебник, М.: Юристь, 2002.

9. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Перспектива, 2003.

10. Страхование, учебник под редакцией Ю.Т. Ахвледиани, М.: Юнити, 2005.

11. Шумов С.А., Финансовое управление, учебник, М.: Инфра-М, 2005.

12. www.art-old.com

Размещено на Allbest.ru


[1] Зимин А.С. Антикризисное управление на предприятии // Деньги и кредит, №4, стр. 12-18, 2004.

[2] Зозуля Д.М. Риски предпринимательской и внешнеэкономической деятельности и способы управления ими // Сборник статей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

[3] Зозуля Д.М. Риски предпринимательской и внешнеэкономической деятельности и способы управления ими // Сборник статей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

[4] Колобанова Н.А., Антикризисное управление, М.: Экономисть, 2004.

[5] Зозуля Д.М. Риски предпринимательской и внешнеэкономической деятельности и способы управления ими // Сборник статей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

[6] Зозуля Д.М. Риски предпринимательской и внешнеэкономической деятельности и способы управления ими // Сборник статей. Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

[7] О.Г. Абакумова, Управление внешнеэкономической деятельностью, конспект лекций, изд-во: Приор, Москва, 2005.

[8] Страхование, учебник под редакцией Ю.Т. Ахвледиани, изд-во: Юнити, Москва, 2005.

[9] Покровская В.В., Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности, учебник, изд-во: Юристь, Москва, 2002.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: