Темы для экзамена по курсу История отечественной журналистики для группы ЖБ-25 (18.01.21г.)




Раздел 9. Журналистика русского зарубежья. Тема 9.1. Отражение в журналистике процессов эмиграционных волн за рубежом как главных идеологических течений продолжения борьбы с большевиками

План темы лекции:

    1. Издательская деятельность русской периодики в странах Европы и Азии
    2. Тенденциозные антисоветские новости и стремление сохранения памяти о Родине в эмигрантской прессе Зарубежья (Двуглавый орел, Грядущая Россия, Русская мысль, Смена вех, Руль, Последние новости и др.)

Основные понятия и категории лекции:

тенденциозность, ностальгические настроения, эмиграция, независимость идеологических убеждений

    • Лекции к теме 9.1.Задание
  • Тема 9.2. Зарубежные издания - "Социалистический вестник" и "сменовеховская" печать

План темы лекции:

    1. Особые издания 40-ых годов 20 века как отражение ностальгических и патриотических течений журналистики русского Зарубежья
    2. Сменовеховская печать как идеологическое течение солидарности с Родиной.
    3. Деятели культуры, истории, теологии, филологии, политологии и философии русского Зарубежья как политическое и идейное направление журналистики просвещения и птриотизма

Основные понятия и категории лекции:

ностальгия, патриотизм, просвещение, теология, информационная политика объективности

    • Задание к лекции теме 9.2.

Проанализировать любое издание этого периода (в том числе, из сменовеховского периода), описать его по принципу - тематика, задачи, жанровые особенности и описать это в коротком эссе по итогам изучения материалов публицистики и процессов журналистики данного периода. Ответить устно на итоговом занятии.

  • Раздел 10. Тема 10.1. Специфика фронтовых и тыловых изданий и периодики первого периода Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война явилась самым трудным испытанием для Советского государства. С первых дней она стала всенародной борьбой за свободу и независимость нашего народа, который и внес решающий вклад в разгром фашистских агрессоров. Длившаяся почти четыре года война увенчалась величайшей в истории человечества победой, в достижении которой невозможно приуменьшить роль советской журналистики.

План темы лекции:

    1. Изменение облика советской печати периода Великой Отечественной войны. Печатная пропаганда на фронте
    2. Подпольные, партизанские издания и нелегальная информационная политика
    3. Деятельность Советского информационного бюро как призыв к оперативности и стремлении к победе над врагом
    4. Политическая информация на советском радио периода Великой Отечественной войны
    5. Особые профессии военных журналистов - военные корреспонденты, фотокорреспонденты и карикатуристы и публицисты.

Основные понятия и категории лекции:

пропаганда, нелегальная пресса, Совинформбюро, радиоспектакли и радиописьма с фронта, военкорры, фотокорры, карикатуристы

    • Задание к лекции по теме 10.1. Журналистика периода Великой Отечественной войны (1941–1945 ГГ.)
  • Тема 10.2. Роль советской журналистики в триумфе Победы над нацистской Германией

Целенаправленное информационное воздействие на войска и гражданское население (предполагаемого) противника с целью снижения морально-боевого духа первого, подготовки общественного мнения второго в свою сторону и, в конечном счете, снижения боевых потерь своих войск.Термином «спецпропаганда», как правило, определяют данные информационные усилия советских специалистов. К ХХ веку развитие телекоммуникационных технологий позволило говорить о возможности широкомасштабного применения «информационного оружия».

План темы лекции:

1. Советская информационная политика и издания для освобожденных от фашизма территорий

2. Роль советских писателей в публицистической фронтовой периодике. Фотопублицистика.

3. Прифронтовые газеты (Ленинградская правда, Московский большевик, Сталинградская правда, Красная звезда). Окна РОСТА

4. Всенародные акции по сбору средств и помощи фронту, организованные прессой.

Основные понятия и категории лекции:

освобожденные территории, прифронтовые газеты, российское телеграфное агенство, акции

    • Задание по теме 10.2. Информационная война - специальная пропаганда в годы Великой Отечественной войны
  • Раздел 11. Темы 11.1 и 11. 2. Перестройка и развитие прессы. Отражение характера хозяйственного строительства. Усиление организационной структуры аппаратов редакций. Специфика ТАСС. Ведущие публицисты

План темы лекции по теме 11.1.:

    1. Советская журналистика послевоенного десятилетия. Проблематика хозяйственного строительства.
    2. Газета "Культура и жизнь" и директивные передовые статьи издания.
    3. Партийное руководство прессой. Антидемократические постановления (журналы Звезда, Ленинград). Усиление проблемно-тематического и идейного содержания периодики.
    4. Деятельность Московского и Ленинградского телевидения (1950-е годы)

Основные понятия и категории лекции:

проблематика, партийное руководство, телевидение и первые выпуски

План темы лекции по теме 11.2.:

    1. Реорганизация ТАСС и организация республиканских агенств
    2. Яркие авторы и публицисты (Б.Полевой, А.Колосов, И. Рябов, В. Овечкин, В. Тендряков, А. Твардовский, Т. Тэсс, В. Фоменко, М. Шагинян и др.)

Основные понятия и категории лекции:

телеграфное агенство, приукрашивание действительности, очерки, репортажи, призывы, международные обзоры

    • Вопросы для семинара Задание
    • Литература по разделу Задание
  • Раздел 12. Тема 12.1. Газетно-журнальный информационно-пропагандистский комплекс Советского Союза периода "хрущевской оттепели"

План темы лекции:

    1. Реорганизация ТАСС и организация республиканских агенств
    2. Яркие авторы и публицисты (Б.Полевой, А.Колосов, И. Рябов, В. Овечкин, В. Тендряков, А. Твардовский, Т. Тэсс, В. Фоменко, М. Шагинян и др.)

Основные понятия и категории лекции:

телеграфное агентство, приукрашивание действительности, очерки, репортажи, призывы, международные обзоры

    • Задание к теме 12.1.

Прочитать лекцию и ответить на вопросы "Ниже приведены эти издания и программы - перечислите их направленность, для какой аудитории они существовали, самые основные темы и смыслы этих медиа". Ответы должны быть очень краткими, конкретными, касающимися этих изданий:

1. Издание "Экономическая газета"

2. Журнал "Человек и закон"

3. Газета "Советская Россия"

4. Газета "Советская культура"

5. Еженедельник "За рубежом"

6. Радиоканалы - "Маяк" и "Юность"

7. Перечислите названия нескольких телевизионных передач 60-х годов в качестве примера наиболее популярных тележанров для молодежи, для детей, музыкальной, развлекательной и просветительской направленности.

  • Тема 12.2. Советская журналистика периода 70-х г. 20 в. (период "застоя"). Отражение в журналистике процессов трансформации советской системы перестройки 80-х годов 20 в. Лозунги о перестройке и гласности.

План темы лекции:

1. Специфика периодической печати 70-х годов 20 века в СССР. Трансформация печати периода 80-х годов 20 в. Лозунги о перестройке и гласности как фактор изменения партийной печати.

2. Издания рабочих, инженерно-технических и научных работников промышленного производства.

3. Отражение в журналистике внепроизводственной жизнь заводских и рабочих коллективов, поиск новых форм публицистики и тематики. и отражение в журналистике

4. Реорганизация отдельных центральных изданий. Колхозные многотиражные газеты.

Основные понятия и категории лекции:

внепроизводственная тематика, вопросы культуры и спорта

    • Задание и лекционный материал по теме 12.2.

Ответить на вопросы: "ГАЗЕТНО-ЖУРНАЛЬНАЯ, ТЕЛЕ- И РАДИОПУБЛИЦИСТИКА. Как проходила трансформация информационной политики от застоя к гласности?" Ответить кратко, письменно.

По итогам изучения данного периода подготовить ответ (письменно) и прикрепить к заданию.

  • Тема 13.1. Появление в отечественной журналистике новых изданий и принципов информационной политики.Условия демократизации общественной жизни.

План темы лекции:

    1. Демократизация периодической информационной политики центральных изданий страны
    2. Радиопублицистика и документальное кино.
    3. Региональные издания демократического направления.

Основные понятия и категории лекции:

демократизация, радиопублицистика, телевизионные альманахи, очерковая журналистика

    • Задание к теме 13.1.

Прочитайте лекцию, познакомьтесь с дополнительным материалом по теме. Прочитайте вопросы и выполните практическое задание. Прикрепите письменный ответ к заданию. Вы можете выбрать только одно СМИ, канал, издание....

      1. Как повлиял процесс демонтажа административно-командной системы в СССР на советскую журналистику?
      2. Какие новые направления, жанры и формы появились, на что обращалось особое внимание в текстах и темах?
  • Тема 13.2. Бескомпромиссная упреждающая публицистика и самиздат. Первый закон о СМИ.

План темы лекции:

    1. Прекращения процесса подчинения единой приоритетной идеологии. Возникновение новых изданий (молодежные, студенческие, школьные, детские)
    2. Новые каналы и программы телевизионного вещания (прямая трансляция и телемосты). Выходы самиздатат и новые издания пацифистского, юмористического и детского направления. Периодика общественных организаций, групп и альтернативная пресса.
    3. Законотворческая деятельность в области периодической печати информационной политики (июнь 1990)

Основные понятия и категории лекции:

приоритетная идеология, новые издания, альтернативная пресса, телемосты, закон о СМИ

    • Задание к лекции 13.2.
  • Тема 14.1. Развитие отечественных электронных средств массовой информации.. Информационные агентства. Развитие профессиональных сетевых СМИ и появление новых журналистских жанров.

План темы лекции:

    1. Журналистика Российской Федерации: партийные и общественно-демократические издания
    2. Развитие электронных СМИ. Появление сетевых интернет-изданий. Сайты пресс-служб и организаций (информационная политика)
    3. Трансформация информационных агентств (Наиболее крупные информационные агентства: ИТАР-ТАСС, РИА, "Ин­терфакс", "Постфактум". Специальные агентства для сбора экономической информации АЭН (Агентство экономических новостей), ПАЛ-Информ, агентство Коминфо (для предпринимателей).
    4. Репортажный стиль. Блогинг. Сетевые, электронные холдинги и он-лайн информация

Основные понятия и категории лекции:

электронные средства массовой информации, трансформация, пиар, объективность информации, блогинг, электронные холдинги, он-лайн-информация, журнализм

  • Тема 14.2. Перспективы развития отечественной журналистики как фактора развития современной культуры и общества. Проблемы ценностного потенциала современной отечественной журналистики

План темы лекции:

    1. Журналистика и правовая культура общества. Ценностные ориентиры и приоритетные темы и проблемы.
    2. Модели отечественной современной журналистики
    3. Журналистские расследования как фактор стимулирования формирования общественного мнения (примеры современных качественных изданий)

Основные понятия и категории лекции:

правовая культура, ценности общества, расследования, общественное мнение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: