как индивидная характеристика.




ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Содержательный модуль 1. Дифференциальная психология индивидных свойств

Тема 1. Введение в дифференциальную психологию.

Предмет и задачи дифференциальной психологии: основные положения, области пересечения с другими науками, роль в практической психологии, основные направления и теории дифференциальной психологии. Методы дифференциальной психологии: общенаучные методы (наблюдение, эксперимент – их преимущества и недостатки, виды), психогенетические методы (генеалогический, метод приемных детей, близнецовый метод), исторические методы (биографический, дневниковый, автобиографический), психологические методы (самонаблюдение, психофизиологические, социально-психологические, возрастно-психологические методы «поперечных» и «продольных» срезов, тестирование, психосемантические методы); общие принципы дифференциально-психологического анализа. Индивид, личность, индивидуальность как источники индивидуальных различий: определение и соотношение понятий «организм», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект»; структура индивидуальности в различных подходах, теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

 

 

Тема 2. Возникновение дифференциальной психологии.

Первые теории и измерения индивидуальных различий: взгляды философов (Платон, Аристотель) на индивидуальные различия; направления донаучного знания (характерология, психогностика и др.), вклад астрономов (Ф. Бессель). Влияние биологии и статистики на психологию: книги Ф. Гальтона о наследственности, создание статистических методов исследования, А. Кетле и теория «среднего» человека, вклад К. Пирсона и Р.А. Фишера. Становление дифференциальной психологии как самостоятельной науки: развитие в психологии экспериментального метода (В. Вундт), вклад Вильяма Штерна, работы российских и американских ученых, предпосылки оформления дифференциальной психологии в самостоятельную науку. Развитие тестирования в психологии: работы Д.М. Кэттела по тестированию сенсомоторных качеств, А. Бине и тест на интеллектуальное развитие; понятие «коэффициент интеллекта», виды первых тестов.

 

 

Тема 3. Наследственность и среда

как источники индивидуальных различий.

Природа наследственности: понятие «наследственность», гены и хромосомы, митоз, мейоз, гетерозиготность и гомозиготность, доминантный и рецессивный признак, главные гены и полигены, генный баланс; признаки связанные с полом и признаки, зависимые от пола, ограниченно-половые признаки. Характер окружающей среды: определение, пренатальная окружающая среда, внутриклеточная среда, мутации, признаки среды по М. Черноушеку, структура среды по У. Бронфенбреннеру. Взаимодействие наследственности и окружающей среды: биогенетические теории, социогенетические теории, двухфакторные теории, учение о высших психических функциях, две модели средовых влияний на интеллектуальные способности, три типа связей между генотипом и средой, распространенные заблуждения о действии наследственности и среды. Направления исследования наследственности и среды: искусственная селекция по поведенческим признакам, исследование нормативов развивающегося поведения (понятие «созревание»), исследование структурных факторов в развитии поведения, исследование влияния на поведение предшествующего опыта, статистический анализ родовых сходств и различий. Изучение явления семейного сходства.

 

 

Тема 4. Функциональная асимметрия

как индивидная характеристика.

Экспериментальные исследования функций полушарий: открытие функциональной асимметрии мозга М. Даксом и центра речи П. Брока; идея о «ведущем» полушарии Дж. Джексона, концепция «доминантности» полушарий; исследование расщепленного мозга М. Газзанига и Р. Сперри, языковые функции полушарий. Специализация полушарий мозга: психические функции правого и левого полушарий в норме и при поражении, два принципа обработки информации; формирование асимметрии полушарий в онтогенезе. Расположение центра речи – методы определения: дихотическое прослушивание, регистрация электроэнцефалограммы, тест «наркоза полушарий». Доминирование руки и асимметрия полушарий: исторические представления о рукости, генетическая и эволюционная теории рукости, генезис рукости, рукость и высшие психические функции. Функциональные асимметрии (зрение, слух). Диагностика право-леворукости.

 

 

Тема 5. Пол в структуре индивидуальности.

Биологические факторы половых различий: влияние половых гормонов в пренатальный период, жизнеспособность эмбрионов, физиология (акселерация развития у девочек) и морфология пола, половое созревание, пол и функциональная асимметрия, заболеваемость и травматизм. Гендерные стереотипы: понятие полоролевого стереотипа, описание типичного мужчины и типичной женщины, отрицательная роль стереотипов. Полоролевая идентификация: понятия «маскулинность», «фемининность», «андрогинность», 8 типов полоролевого поведения по С. Бем, определение индекса М–F, теории развития половой идентичности, формирование половой роли в онтогенезе. Половые различия в психологических качествах: способности, темперамент, характер, эмоции, мотивация, ценности, интересы, самооценка. Эволюционная теории пола В.А. Геодакяна. Этология пола. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса.

 

 

Тема 6. Телосложение и свойства нервной системы

как индивидные характеристики

Телесная конституция и поведение: понятие телесной конституции, типичные «социальные стереотипы» о телосложении и поведении, взгляды К. Сиго; типы отношений между телосложением и поведением, понятие о конституциональной гипотезе. Физиологические факторы организма и психика: электроэнцефалограмма, вегетативная нервная система, биохимические показатели, функционирование желез (соматопсихологический эффект), питание (количество и качество); сенсорные дефекты: зрительные и слуховые. Типология Эрнста Кречмера. Типология Уильяма Шелдона. Генетическая теория типов темперамента К. Конрада. Свойства нервной системы (НС): понятие о свойствах НС, методы их оценки, возрастно-половые особенности проявления свойств НС; первичные и вторичные, частные и общие свойства НС; закономерности проявления силы НС. Проявление свойств НС в поведении и деятельности: в состоянии утомления, монотонии, психоэмоциональном напряжении, фрустрации, субоптимальной активации, профессиональной деятельности.

 

 

Содержательный модуль 2. Дифференциальная психология индивидуальности

Тема 7. Темперамент как свойство индивидуальности.

Понятие о темпераменте. Типологические теории темперамента: критерии свойств темперамента по В.М. Русалову, гуморальный подход Гиппократа и Галена, физиологический подход, описание классических типов темперамента И. Кантом, свойства темперамента по В.С. Мерлину. Факторные теории темперамента: критика типологических теорий темперамента; теория Г. Хейманса и Е. Вирсмы, факторная структура темперамента Дж. Гилфорда, Л. Терстоуна и др., регулятивная теория темперамента Я. Стреляу, четырехмерная модель темперамента В.М. Русалова. Физиологическая основа темперамента: понятие «тип ВНД», характеристика основных свойств НС (сила, уравновешенность, подвижность), типы ВНД по И.П. Павлову (живой, безудержный, инертный, слабый), критика типологии И.П. Павлова, вклад его учеников (Н.И. Красногорский, А.Г. Иванов-Смоленский, П.В. Симонов); вклад Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

Тема 8. Психология характера.

Характер в структуре индивидуальности: отношение психологов к понятию «характер», соотношение характера и темперамента, содержание понятия «характер». Базовые компоненты характера: понятие «Я-концепция» и ее виды, самооценка и ее характеристики, уровень притязаний, система базовых ориентаций. Характер как ответ личности на фрустрацию: акцентуации характера по К. Леонарду и А.Е. Личко, невротические и психотические расстройства, отличие психопатий от невроза по П.Б. Ганнушкину, динамическое изменение акцентуаций, виды аффективных реакций, виды психопатоподобных нарушений поведения. Современные типологии характера:психоаналитическая диагностика Нэнси Мак-Вильямс – основания для классификации (используемые положения психоанализа, понятие психологической защиты), структура характера, описание типов характера; клинико-экзистенциальная типология характера П.В. Волкова – состав ядра характера по типам.Формирование характера (влияние стилей семейного воспитания). Типология характера в работах А.Ф. Лазурского и Г. Хейманса – Р. Ле Сенны.

 

 

Тема 9. Индивидуальные различия способностей и психических процессов.

Способности в структуре индивидуальности: понятия «способность», «задатки», «сензитивный период», структура способностей, компенсация способностей, концепции природы способностей, подходы к пониманию способностей – личностно-деятельностный и функционально-генетический. Одаренность, талант, гениальность: определение понятий, особенности одаренных индивидов, виды одаренности, понятие «вундеркинд», теории природы гениальности (патологические, психоаналитические, качественного и количественного превосходства). Феномен креативности. Предпосылки гениальности в работах В.П. Эфроимсона. Умственная неполноценность.Общие интеллектуальные способности. Индивидуальные различия в познавательной сфере: перцептивные контроли и стили, различия в образной сфере, дифференциальные характеристики воображения, типы внимания и памяти, стилевые характеристики мышления. Индивидуальные различия в эмоциональной сфере: дифференциация эмоций младенцев, формы эмоционального взаимодействия, эмоциональные стили, эмоциональная направленность, реакция на стресс. Индивидуальные различия в сенсо-моторной сфере. Индивидуальные вариации самосознания.

 

 

Тема 10. Психология типов личности.

Типологический подход к изучению личности: понятия «классификация», «типология» и «тип», методы группировки испытуемых, наиболее известные типологии. Сенсорная типология (визуальный, аудиальный, кинестетический тип). Психогеометрическая типология С. Деллингера. Специальные типы ВНД по И.П. Павлову: понятие первой и второй сигнальных систем; мыслительный, художественный, средний, гениальный типы ВНД; основные характеристики первосигнального и второсигнального типа. Типология личности К.-Г. Юнга: понятия «экстраверсия» и «интроверсия», характеристика экстраверта и интроверта, 4 ведущих функции сознания, подчиненные и вторичные функции, 4 канала связи с миром, правила расположения функций по каналам; характеристика психосоциотипов. Современные типологии личности: понятие «локуса контроля» Дж. Роттера, «коронарный» тип личности др.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Анастази А. Дифференциальная психология. – М., 2001.

2. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. – М., 2003.

3. Купер К. Индивидуальные различия. – М., 2000.

4. Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 2004.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001.

6. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб., 2003.

7. Психология индивидуальных различий. Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 1982.

8. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997.

9. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. – М., 1998.

10. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. – СПб., 1998.

Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1984.

2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. – М., 1981.

3. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

4. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. – М., 1994.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб., 2003.

6. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология: мужчины и женщины. – СПб., 2003.

7. Кречмер Э. Строение и характер. – М., 1995.

8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л., 1983.

9. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 1970.

10. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 2002.

11. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973.

12. Мерлин В.С. Личность как предмет психологического исследования. – Пермь, 1988.

11. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.

12. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985.

13. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М., 1976.

14. Платонов К.К. Проблемы способностей. – М., 1972.

15. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия. – Самара, 2002.

16. Психология самосознания: Хрестоматия. – Самара, 2003.

17. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979.

18. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. – М., 1978.

19. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – СПб., 2003.

20. Спрингер С., Дейч. Левый мозг, правый мозг. – М., 1983.

21. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

22. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. – М., 1985.

23. Цуканов Б.И. Время в психике человека. – Одесса, 2000.

24. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей человека. – М., 1996.

25. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. – СПб., 2002.

26. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. – М., 1999.

 

Электронные информационные ресурсы:

https://www.psychology.ru/news/

https://ihtik.lib.ru/

www.library.evro-bit.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: