Сущность административного надзора полиции за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы




Одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел является предупредительно-профилактическая работа и прежде всего выявление потенциально криминогенной части населения, отдельных категорий лиц, склонных к совершению административно наказуемых правонарушений и даже преступлений, принятие предусмотренных законом мер по недопущению и пресечению их противоправного поведения.

Не случайно Закон "О полиции" п.26 ч. 1 ст.12 возлагает на полицию обязанности: «осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений»

Несмотря на значительные социально-экономические и правовые изменения в стране, основным предупредительно - профилактическим инструментом продолжает оставаться административный надзор органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Дополнения и изменения законодательства за последнее время оказали заметное влияние на правоприменительную практику, в том числе этого направления.

Правовое регулирование административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, осуществляется в соответствии со следующими нормативными актами:

1. Конституцией Российской Федерации;

2. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;

3.Федеральным законом от 6 апреля 2011г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который вступил в действие с 1 июля 2011г;

4. Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;

5. Уголовным кодексом Российской Федерации

6. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

7. Приказом МВД России от 08.07.2011г. №818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Однако отдельные проблемы административного надзора не нашли своего правового регулирования.

Административный надзор устанавливается в отношении лица освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость за совершение:

- тяжкого или особо тяжкого преступления

- преступления при рецидиве преступлений

- умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего

- преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений

- против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

Административный надзор имеет целью предупреждение повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны должностных лиц органов внутренних дел, прежде всего участковыми уполномоченными полиции.

В отношении лиц первых двух категорий, т.е. имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления или за преступления при рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается при наличии определенных оснований - в случае признания лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания в местах лишения свободы либо при совершении освобожденным в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности (главы 6, 19, 20 КоАП РФ).

В отношении лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований.

Отмена уголовной ответственности за нарушение правил административного надзора, по мнению практических работников, снизило его профилактическое влияние на криминогенный контингент.

Административный надзор устанавливается по заявлению в суд исправительного учреждения или органа внутренних дел и заключается в наложении на поднадзорного ряда ограничений, суд вправе установить одно или несколько административных ограничений. Таковыми являются:

- запрещение пребывания в определенных местах;

- запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях;

- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывание поднадзорного лица, в определенное время суток;

- запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

- обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Сроки установления судом административного надзора от одного года до трех лет.

Установление надзорных обязанностей и ограничений состоит в том, чтобы помешать лицу продолжить противоправную деятельность, воспрепятствовать возобновлению и установлению преступных и иных антиобщественных связей, не дать возможности совершать правонарушения в определенное время и в определенных местах.

Конечным результатом осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является предупреждение преступлений и других правонарушений, а так же оказание на них профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: