МЕДИЦИНА РАННЕГО И РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XV вв.)




ЛЕКЦИЯ № 3

 

 

Термин «средние века» (лат. medium aevum) возник в Италии в XV-XVI вв. среди гуманистов, которые отделили таким образом свое время от истории древнего мира. Средние века явились временем становления, развития и упадка феодализма. В разных регионах земного шара феодальный строй зарождался и развивался неодновременно, поэтому хронологические рамки средних веков (так же, как и других периодов истории) являются весьма условными. Так, в Западной Европе началом средних веков и феодализма считается 476 год - год падения Западной Римской империи. В Китае он укреплялся в III в., в странах Закавказья - в IV в., в Византии в VII в. На Руси феодальный строй начал формироваться в IX в. В Европе эпоху средневековья условно делят на три периода: раннее средневековье (V-XI вв.), развитое средневековье (XI-XV вв.) и позднее средневековье (XV-XVII вв.). МЕДИЦИНА В ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (395 - 1453 гг.)   История византийской цивилизации начинается во времена правления императора Константина (306 - 337 гг.), который известен введением христианства в качестве государственной религии и созданием новой столицы, которую он перенес из Рима, подвергавшегося набегам варварских племен, в небольшой городок Византий на западном берегу Босфора, который впоследствии был назван Константинополем (ныне Стамбул). В конце IV в., под натиском «великого переселения народов» Римская империя ослабела. Ее провинции, включавшие Грецию, Балканы, Малую Азию, Сирию, Палестину и Египет в 395 г. окончательно отделились как Восточная Римская или Византийская империя. Ведущие города империи Константинополь, Библ, Кесария, Бейрут, Фессалоники, Эфес, Смирна и другие были крупными центрами ремесла и международной торговли. Являясь наследницей античной культуры, Византийская империя долгое время сохраняла традиции древнего Рима: градостроительство, термы, большие сады, одежда, спорт, театр и латинский язык — язык политики, церкви и литературы (в V в. он сменился на греческий) Своего наивысшего могущества Византийская империя достигла во времена Юстиниана I (527 – 565 гг.). Особое внимание в Византийской империи уделялось тем областям знаний, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельскохозяйственным производством, строительством, мореплаванием. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология. Однако, долгое время язычество существовало наряду с христианством. Многие крупные церковные деятели Византии IV—V вв. учились в языческих школах и впоследствии активно боролись с некоторыми предубеждениями христиан против греко-римской античной литературы. В области естествознания основные данные черпались из произведений Аристотеля, они неоднократно комментировались ранневизантийскими авторами, чтобы сделать их доступными для читающей публики. Своеобразными энциклопедиями стали так называемые «Шестодневы», основанные на библейском сказании о сотворении мира в шесть дней. Главным источником и основой медицинских знаний в Византийской империи были «Гиппократов сборник» и сочинения Галена. Будучи практиками, византийские врачи описывали и свои собственные наблюдения, Интерес к лекарственным растениям в империи был настолько велик, что ботаникапостепенно превратилась в практическую область медицины, занимающуюся почти исключительно целебными свойствами растений. Основными источниками знаний о растительном мире были труды «отца ботаники»Феофраста (372 - 287 гг. до н. э.) и римского врача Диоскорида. Его сочинение «О врачебной, материи» на протяжении почти шестнадцати столетий было непревзойденным учебником по лекарственному врачеванию. Приготовлением лекарств интересовались и ремесленники-химики. Накоплению химических знаний способствовала и алхимия. Алхимики верили в трансмутацию металлов и возможность получения химическим путем золота, серебра и драгоценных камней, занимались поисками философского камня и эликсира долголетия, который бы (как они полагали) избавил человека от болезней. Первыми христианскими врачами считались братья Косьма и Дамиан. Во времена Диоклетиана (284 – 305 гг.) они были преданы мученической смерти, впоследствии произведены в сан святых и почитаются как покровители врачей и аптекарей. Император Юлиан не принял христианской религии и стремился сохранить наследие древнегреческой цивилизации, в том числе и в области медицины. По его предложению врач Орибасийсоставил энциклопедический труд «Collecta medicinalia» («Врачебное собрание») в 72 книгах, из которых до нас дошли лишь 27. Затем Орибасий составил сокращенный вариант своего обширного свода, так называемый «Synopsis», т.е. «Обозрение» в 9 книгах, который стал пособием для изучающих врачебные науки. Еще более кратким извлечением из «Синопсиса» явилась другая работа Орибасия «Euporista» «Общедоступные лекарства». Она предназначалась для людей, не имевших врачебного образования и занимавшихся приготовлением лекарств в домашних условиях. Видным врачом Византии был Павел из Эгины (625 – 690 гг.). Он составил два больших сочинения: труд о женских болезнях, до нас не дошедший и медико-хирургический сборник в 7 книгах «Compendii medici libri septem», латинский Запад пользовался им на протяжении всех средних веков. Особую ценность представляет шестая книга этого сочинения: малая хирургия, учение о переломах, вывихах и ампутациях, полостная, военная и пластическая хирургия. В эпоху Возрождения многие медицинские факультеты, например Парижского университета, предписывали преподавать хирургию только по этой книге. Описанные в ней радикальные операции считались классическими вплоть до XVII в. На греческий язык переводились и медицинские арабские рукописи. Широкую известность получили прописи арабских лекарственных препаратов. С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. Корни его уходят в начало IV века, когда на территории Египта зародилось пустынножительство -первая форма монашества. Его основатель Антоний Великий, выражая протест против несправедливостей человеческого мира, роздал свое имущество и ушел в пустыню. Первые пустынножители (анахореты) бродили отшельниками по одиночке. Позднее монахи-пустынники стали объединяться. Первый «общежитейский монастырь» был основан в Египте в 320 г. Впоследствии монастыри стали появляться в Палестине, Сирии и других областях Византийской империи. Организация и дисциплина монастырей позволили им в трудные годы войн и эпидемий оставаться центром порядка и принимать под свою крышу детей, раненых и больных. Так возникли первые ксенодохии (т.е. монастырские приюты для увечных, больных путников) - прообразы будущих монастырских больниц. По сравнению с латинским Западом больничное дело в Византии стояло на более высоком уровне. Первая большая христианская больницабыла Построена в Кесарии в 370 г. Василием Великим. Она походила на маленький город и имела столько зданий, сколько типов болезней тогда различали. Была там и колония для прокаженных - прообраз будущих европейских лепрозориев. О высокой организации больничного дела в Византии свидетельствует описание одной из больниц в Константинополе, основанной Иоанном II при монастыре в XII веке. В ней было пять отделений, включая отделение женских болезней. Общее число мест достигало 50. Больница имела постоянный штат врачей-специалистов хирургов, повитух и их помощников, которые работали в две смены, чередовавшиеся через месяц. В каждом отделении было по два врача, которые принимали и приходящих больных. Врачи получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем и монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора. При больнице работала школа для обучения врачебному искусству. Образование в Византийской империи носило светский характер. В IV-VII вв. основными его центрами оставались античные города. Александрия славилась медицинской школой, которая функционировала и после завоевания ее арабами (до начала VIII в.). Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась в тесной связи с четырьмя основными предметами высшей позднеантичной школы - математикой, геометрией, астрономией и музыкой, которые объединялись под названием «Quadrivium» (лат. - четырехпутье). Несмотря на свой практический характер, медицина в Византии продолжала считаться теоретической дисциплиной и изучалась по сочинениям великих медиков античности. Христианская религия запрещала пролитие крови и анатомирование трупов. Особое внимание уделялось изучению лекарственных средств.

 

МЕДИЦИНА В АРАБОЯЗЫЧНЫХ ХАЛИФАТАХ (VII-X вв.) В VI в. юго-западная Аравия стала объектом завоевательной политики Византии и Ирана, которые вели борьбу за проходившие там караванные торговые пути между Востоком и Западом. В VI-VII вв. большинство арабских племен стремились преодолеть племенную разобщенность и создать единое арабское государство. Это привело к возникновению ислама (в переводе с араб. - покорность). Его основоположник Мухаммед (570 - 632 гг.) из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину, положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу - Халифат. В истории Халифата выделяют три периода. Первый период (632 -750 гг..) истории Халифата связан с правлением первых четырех халифов «наместников» пророка: Абу-Бекра, Омара, Османа, Али. В результате начального этапа завоеваний в VII в. в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские владения, а также, значительные территории Армении и Грузии. Во времена династии Омейядов в результате второго этапа завоеваний были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть Средней Азии и Закавказья. По размерам своей территории Халифат превзошел Империю Александра Македонского и Римскую империю времен ее расцвета. В VII-VIII вв. столица Халифата располагалась в Дамаске. Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо отлаженный византийцами и персами порядок управления. Даже в религиозной сфере во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам христианам, иудеям, зороастрийцам. В значительной степени это объяснялось тем, что народы, завоеванные арабами, стояли в то время на более высокой ступени общественного и культурного развития, чем их завоеватели. Второй период истории Халифата (750 г. - середина IX в.) время правления династии Аббасидов - явился периодом, расцвета арабоязычной культуры. Понятие «арабская культура» было бы справедливо для обозначения культуры арабов Аравийского полуострова. Но в состав Халифата вошли многочисленные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамейцы, иранцы, испанцы, армяне, индийцы и другие), среди которых арабы составляли меньшинство, объединённые одним языком - арабским, Как государственное образование Халифат оказался непрочным. Некогда могущественный Халифат постепенно превратился в небольшой Багдадский халифат, это третий период его истории IX-XIII вв. Окончательный удар по Халифату нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков. В 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование. В ряде стран, некогда завоеванных арабами, коренное население восприняло мусульманскую религию и арабский язык. В других странах покоренные народы сумели сохранить не только политическую независимость, но также национальный язык и культуру. Осознавая значение античной науки, халифы содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений. В VIII в., специально для этого был организован в Багдаде «Дом мудрости». В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов. Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики. От индийцев они заимствовали и цифры, которые европейцы назвали «арабскими». Развитию книжного дела в значительной степени способствовало знакомство с секретом изготовления китайской бумаги, которая оказалась гораздо дешевле египетского папируса, около 800 г. построили в Багдаде первую бумажную мельницу. Через Сирию и Северную Африку производство бумаги пришло на Запад - в Испанию, а позднее и в другие европейские страны. Первые бумажные мельницы в Италии и Германии появились в XIV в. К X столетию сложился тип средней и высшей мусульманской школы - Мадраса (медресе). В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: «арабские» (или традиционные, в основе своей связанные с исламом) и «иноземные» (или древние, общие всем народам и всем религиям). «Арабские» гуманитарные науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением «Корана», знание которого для мусульман чрезвычайно важно. Изучение «иноземных» наук диктовалось потребностями общества: география была необходима для точного описания подвластных земель; астрономия и математика уточняли священный календарь, медицина, со временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и благословенная Аллахом: согласно исламской традиции, Аллах не допустит болезни, пока не создаст средство ее лечения; задача врача — найти это средство. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармациии создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи. Алхимики средневекового Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт (которому дали название алкохоль). Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази. Большую часть жизни провел в Багдаде, где основал и возглавил больницу, которая всегда была переполнена учениками. Дошедшие до нас сочинения Ар-Рази свидетельствуют о многогранности его таланта. Будучи прекрасным химиком, он изучал действие солей ртути на организм обезьяны. С именем Ар-Рази связано изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и применение ваты в медицине. Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. В XIII в. «Kitab al-Hawi» была переведена на латинский язык, а затем на многие европейские языки, постоянно переиздавалась в средневековой Европе Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори». По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний, уносивших в то время немало человеческих жизней. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику (считая оспу и корь разными формами одной болезни), лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего. Первое печатное издание этого труда появилось в Венеции в 1498 г., после чего она неоднократно издавалась в Европе на латинском, греческом, французском, английском языках. Известно, что исламские традиции не допускают вскрытия человеческого тела. Тем не менее врачи-мусульмане внесли существенный вклад в развитие отдельных областей анатомии и хирургии. Особенно ярко это проявилось в офтальмологии. Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам, известный в Европе как Alhazen) первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям роговица, хрусталик, стекловидное тело и т.д.. Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте. Капитальный труд Ибн ал-Хайсама «Трактат по оптике» прославил его имя в странах Востока и Западной Европы. К сожалению, арабский оригинал этой книги не сохранился. Она дошла до наших дней в латинском переводе «Сокровища оптики араба Альхазена». К замечательным арабским окулистам принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили (X в.), один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара». Лечение глазных болезней явилось той областью медицины, в которой влияние арабской школы ощущалось в Западной Европе вплоть до XVII в. Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой, как это было и в древнем мире. Кроме того, в халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание, так как по мусульманской традиции запрещалось как вскрытие трупов, так и вивисекции. Самым выдающимся хирургом средневековья был Абу-л-Касим Халаф ибн Аб-бас аз-Захрави (лат. Abulcasis; 936 – 1013 гг.). Родился он близ Кордовы в Испании. Аз-Захрави блестяще оперировал и, по сравнению с хирургией античности, аз-Захрави сделал большой шаг вперед. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе, ставшее потом классическим, он описал то, что сегодня называется туберкулезным поражением костей и ввел в глазную хирургию операцию удаления катаракты. Он был автором новых хирургических инструментов, более 150, которые описал и представил в рисунках. Аз-Захрави разработал методику местного прижигания (каутеризация) в хирургических операциях и производил его чаще каутером, реже — прижигающими средствами (азотнокислое серебро и др.). Часто его обвиняли в том, что он заменил нож на раскаленное железо, так как Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания (вспомним многовековой опыт традиционной китайской медицины) и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней. Организация больничного дела получила в халифатах значительное развитие. Изначально учреждение больниц было делом светским. Название больницы - бимаристан - персидское, первая известная больница в мусульманском мире была сооружена во времена Омейядов. Больница в современном смысле этого слова появилась в Багдаде около 800 г. По инициативе халифа ее организовал армянский врач-христианин Джибраил ибн Бахтиши, Больницы, основанные мусульманами, были трех видов. К первому виду относились больницы, учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями и рассчитанные на широкие слои населения. Они финансировались государством, имели штат врачей и немедицинского обслуживающего персонала. При больницах создавались библиотеки и медицинские школы. Обучение было теоретическим и практическим: учащиеся сопровождали учителя во время его обхода в больнице и посещали вместе с ним больных на дому. В Египте первая большая больница была основана в 873 г. правителем Ахмадом ибн Тулуном. Она предназначалась исключительно для бедных слоев населения (ни солдат, ни придворный не имели права получить там лечение). Правитель отпускал на ее нужды 60 тыс. динаров в год и посещал больницу каждую пятницу. Кроме того, при своей дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных. Согласно традиции, больница «мела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; больные распределялись по отделениям в соответствии с их заболеваниями. В Багдаде в 916 г. было пять таких больниц, а к 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больниц. Одной из самых крупных была больница «ал-Мансури» в Каире. Открытая в 1284 г. в помещении бывшего дворца, она, по свидетельству историков, была рассчитана на 8 тыс. больных, которых размещали в соответствии с их заболеваниями в мужских и женских отделениях. Больницы второго вида финансировались известными врачами и религиозными деятелями и были небольшими. Третий вид больниц составляли военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными. Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной, заслужили широкое признание.   МЕДИЦИНА В ГОСУДАРСТВАХ СРЕДНЕЙ АЗИИ и ЗАКАВКАЗЬЯ X-XV вв. (дополнительный материал).   В IX-XI вв. одним из важнейших центров научной мысли Востока стала Средняя Азия. Разговорным языком в государстве Саманидов оставался язык дари (фарси), в то время как арабский был языком религии и науки. Столицей государства была Бухара - один из богатейших городов Востока. В 980 г. недалеко от Бухары, в селении на территории Узбекистана родился будущий глава ученых Ибн Сина, преуспевшего в 12 науках, о чем свидетельствуют 12 стел над его мавзолеем в Иране. К 16 годам Ибн Сина стал признанным врачом. За свою жизнь Ибн Сина посетил многие города Средней Азии и Ирана. В Хорезме он начал работу над «Каноном медицины» и писал его около 20 лет. «Канон медицины» явился энциклопедией медицинских знаний того времени. Он состоит из пяти книг. Первая книга посвящена общим принципам медицины и гигиеническим воззрениям. Вторая и пятая книги посвящены лекарствоведению. В целом в «Каноне» описано 811 лекарственных средств растительного (526), животного (125) и минерального (85) происхождения с указанием их действия, способов применения, правил сбора и хранения. Многие из них несправедливо забыты, и только около 150 используются в современной медицине. В третьей книге описаны отдельные болезни (головы, ушей, носа, глаз, гортани и далее по органам - «от головы до пят»), их диагностика и лечение. Четвертая книга посвящена хирургии, лечению вывихов, переломов, опухолей, гнойных воспалений и т.д. и общим заболеваниям организма, таким как лихорадки, заразные и кожные болезни, косметика, учение о ядах. В XII в. «Канон» был переведен на латинский язык. После изобретения книгопечатания по числу изданий он соперничал с «Библией» и, по мнению ряда исследователей, явился самым изучаемым трудом в истории человечества. В XV в. он издавался 16 раз. Одним из древнейших центров мировой цивилизации была Армения. После свержения власти Халифата в XI-XIII вв. в ряде городов Армении возникли школы высшего типа, в которых изучались анатомия. В Армении того времени производились анатомические вскрытия, изучалась внутренняя медицина, лекарствоведение, хирургия. Крупнейшим представителем медицины средневековой Армении был философ, врач и астроном Мхитар Гераци. В 1184 г. он составил свой основной труд «Утешение при лихорадках», в котором описал причины, развитие и лечение острых заразных заболеваний, он говорил о связи заболеваний с профессиями - кузнецов, стеклодувов и т. п. Большой вклад в развитие армянской медицины внес Амирдовлат Амасиаци (XV в.) - автор трактатов «Польза медицины», «Ненужное для неучей» и «Лекарствоведение». В средние века центры национальной армянской культуры существовали и за пределами Армении. В Грузии после освобождения от арабского владычества (X в.) главным очагом медицинской культуры была Гелатская академия, основанная царем Давидом IV в XII в. при монастыре близ Кутаиси. Наряду с церковно-монастырской существовали профессиональная и народная медицина. Выдающимися представителями медицины феодальной Грузии были: Кананели (XI в.); глава Гелатской академии философ Иоаннэ Петрице (XI-XII вв.); Ходжа Копили (XIII в.), написавший «Книгу медицинскую»; Заза Панаскертели-Цицишвили (XV в.), составивший «Лечебную книгу», и Давид Батонишвили (XVI в.) - автор «Книги царя Давида». Однако, монголо-татарское нашествие, а затем вторжение персов и турок значительно задержали развитие медицины в Грузии. Таким образом, в области медицины народы средневекового арабоязычного Востока прежде всего сохранили, отредактировали, дополнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания эпохи.   МЕДИЦИНА В ГОСУДАРСТВАХ ВОСТОЧНОЙ И ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ (IV-XVII вв.) Традиции этого региона в значительной степени сохраняли стабильность на протяжении столетий. Так в Китае феодальный строй начал утверждаться в III-IV вв. и сохранялся до начала XX в. Традиционные методы диагностики, лечения и предупреждения заболеваний, зародившиеся в древнем Китае, в средние века достигли наивысшего расцвета. Первая в истории Китая государственная Императорская медицинская школа была основана во времена династии Суй (681 – 618 гг.), до этого навыки традиционного метода чжэнь-цзю передавались от учителя к ученику. В школе обучалось 20 учеников; преподавание чжэнь-цзю вели преподаватель, его помощник и 10 инструкторов. При школе работали 20 мастеров по изготовлению игл. В целях облегчения преподавания и практики иглоукалывания в средневековом Китае начали создавать цветные таблицы, изображавшие каналы и точки на поверхности тела человека в трех проекциях. Первые бронзовые фигуры для обучения методу чжэнь-цзю были отлиты также в средние века. Их автор врач Ван Вейи (XI в.) тщательно изучил опыт своих предшественников, дополнил его своими наблюдениями и составил трактат, который впоследствии получил название «Иллюстрированное руководство о точках для акупунктуры и прижигания на бронзовой фигуре». Работая над текстом, Ван Вейи организовал производство двух бронзовых фигур в человеческий рост. На поверхности фигур были обозначены 354 точки и их названия; каждой точке соответствовал глубокий канал для введения игл. Снаружи фигура покрывалась воском, а изнутри заполнялась водой, если ученик вводил иглу правильно, вода появлялась на поверхности фигуры. Двести лет спустя бронзовые фигуры были перевезены в Пекин и установлены в храме Трех императоров, который располагался на территории Императорской школы. Китайский эмпирический метод чжэнь-цзю распространился в различных государствах Азии (Япония, Корея, Вьетнам). В XIII-XVII вв. он проник в Европу (Франция, Германия, Англия). В государстве Цзинь (1115 – 1234 гг.) подготовкой врачей ведала Главная медицинская палата (тайиюань). Во врачебной школе, которая входила в состав университета, обучали общей медицине, хирургии и чжэнь-цзю. Имелась и более узкая специализация: детские болезни, родовспоможение и женские болезни, болезни глаз, болезни рта, зубов и горла, переломы и ранения, опухоли и язвы. Обучение велось с демонстрацией больных. Лучшие выпускники принимались на государственную службу, остальным разрешалась частная практика. Таким образом, в XII в. элементы государственной медицины в Китае были достаточно развиты. Сильной стороной медицины средневекового Китая было лекарствоведение. Ему посвящены два капитальных труда: 30-томный трактат Сунь Сымяо «Тысяча золотых прописей» и монументальныи труд Ли Шичжэня (1518 – 1593 гг.) в 52 томах «Великий травник». Работа над ним продолжалась более 26 лет, затем написанное проверялось еще в течение 10 лет. Травник содержит описание 1892 лекарственных средств, включая правильные названия, способы заготовки, отличительные особенности и действие на организм, 13096 различных прописей и более тысячи рисунков. «Великий травник» частично переведен на латинский (1659 г.), французский (1735 г.), японский (1783 г.), русский (1857 г.), английский (1928 – 1941 гг.) языки. В Индии к VII в. было около 70 мелких самостоятельных государств, которые подвергались вторжению завоевателей, что серьезно отразилось на развитии культуры. В XVI в. на территории Индии была создана империя Великих Моголов. Однако традиционная медицина сохранила наследие древнеиндийских цивилизаций, сочетал его с привнесенной исламской и другими культурами. Одним из первых европейцев, посетивших Индию, был русский купен Афанасий Никитин. Его записки «Хождение за три моря» - Каспийское, Персидский залив и Черное (1466 – 1472 гг.), содержат сведения о населении, кастовых различиях и религиях Индии, санитарном состоянии, быте, питании и торговле лекарственными товарами с соседними странами, родовспоможении, о погребальном обряде сожжения мертвых. В средние века опыт индийской традиционной медицины был заимствован тибетскими врачевателями. Тибетская медицина развивалась на основе древнеиндийской традиционной системы. Распространение с VII в. н.э. буддизма сопровождалось проникновением в Тибет и индийской медицины. Основополагающий канон тибетской медицины «Чжуд-ши» («Тайное восьмичленное учение тибетской медицины») в его первоначальном виде также является переводом на тибетский язык с санскрита древнего аюрведического сочинения. Согласно преданию, автором «Чжуд-ши» на санскрите считается прославленный индийский врач Дживака, современник Будды. «Чжуд-ши» записан в стихотворной форме, согласно литературным традициям Индии и Тибета того времени, и предназначен для заучивания наизусть. Он состоит из четырех частей. Первая раскрывает сущность тибетской медицины. Вторая содержит представления о строении и развитии организма, о формировании болезней и подходах к их лечению, а также об этике врача. Самый обширный третий том представляет собой практическое руководство по лечению внутренних болезней; в его 92 главах описаны 404 группы заболеваний, различаемых по их происхождению, развитию, локализации, полу и возрасту больного, признакам болезней и их лечению. Четвертая часть посвящена диагностике по пульсу, исследованию мочи, способам заготовки лекарственного сырья, а также направлению, которое сегодня мы называем рефлексотерапией. Сложность трактата «Чжуд-ши» обусловила появление многочисленных комментариев к отдельным его разделам. В Республиканском краеведческом музее г. Улан-Уде хранится уникальный «Атлас тибетской медицины», состоящий из 77 листов, на которых представлено более 10 тысяч цветных иллюстраций, изображающих лекарственные средства Тибета и способы их использования. В течение нескольких веков тибетская медицина развивалась только в Тибете. В XIII в. вместе с буддизмом она проникла в Монголию, к XVII в. - в Туву, Калмыкию, Забайкалье. Причем в каждом из этих регионов она развивалась на базе своего местного лекарственного сырья. В Европе первые сведения о тибетской медицине появились в конце XVIII в. Таким образом, медицина народов Востока в период классического средневековья, с одной стороны, способствовала взаимному обогащению культур региона, а с другой стороны оказывала влияние на развитие медицины и образования в странах Европы и Азии.

 

МЕДИЦИНА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ПЕРИОДЫРАННЕГО И РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V–XV века)   Началом истории средних веков в Западной Европе условно считается 476 г., когда был низложен последний император Западной Римской империи. В то время в Северо-Западной Европе еще не было ни одного государства, а населявшие ее народы (германцы и славяне) сохраняли родоплеменные отношения. В первые века нашей эры Евразию, охватило «великое переселение народов»: в поисках лучших земель многочисленные племена двинулись с востока на запад и с севера на юг. В V в. варвары расселились по всей территории: вестготы - в Испании, остготы - в Италии, франки - в Галин, англы и саксы - в Британии, вандалы - в Северной Африке. Варварские народы, находились на стадии формирования государств, процесс становления цивилизаций у них только начинался. В силу этого они не могли стать преемниками и продолжателями позднеантичных традиций. Вот почему Запад долгое время отставал от средневекового Востока, где экономический и культурный подъем I тысячелетия нашей эры проходил на прочном фундаменте восточно-римских и византийских традиций. В период классического средневековья идеология западно-европейского общества определялась прежде всего церковью. До середины XI в. христианская церковь была единой. В 1054 г. она раскололась на западную (или католическую) и восточную (или православную), после чего каждая из церквей обособилась, и они стали полностью самостоятельными. Согласно христианской религии, знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, даваемое в «откровении» и содержащееся в текстах «Библии», и естественное — отыскиваемое человеческим разумом и выраженное в текстах античных авторов, признанных или канонизированных христианством. Задача ученых сводилась лишь к подтверждению этих текстов новыми данными. На этой основе сформировалась средневековая схоластика (от греч. schole - школа) - тип религиозной философии, характеризующийся подчинением мысли авторитету веры. В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ и Ибн Сина. Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными служителями, заучивались наизусть. Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления о пневме и сверхъестественных силах были возведены в религиозную догму. Таким образом, возник галенизм - искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Попытки заново осмыслить или переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Примером тому может служить судьба Роджера Бэкона - выдающегося мыслителя, выпускника Парижского и Оксфордского университетов, обратившегося к первоисточникам, он провел в тюрьме 24 года и вышел оттуда глубоким стариком. Деятельность Р. Бэкона, получившего прозвище «чудесный доктор», теснейшим образом связана с развитием средневековой алхимии. Как уже отмечалось, истоки алхимии восходят к искусству древнеегипетских жрецов, которые изготовляли сплавы различных металлов, в том числе и золото. В Лейденском и Стокгольмском папирусах, найденных в 1828 г. при раскопках в г. Фивы и относящихся к 300 г. н.э., описано 250 рецептов для выделения и обработки химических веществ. Искусство древних египтян было воспринято древними греками, которые переводили слово «chymeia» как «настаивание», или «наливание». В VII в. арабы прибавили к нему приставку «ал», которая была отброшена лишь в начале XVI в. Главной целью европейской средневековой алхимии стало превращение «неблагородных» металлов в «благородные» (золото и серебро). Полагали, что оно происходит под влиянием «философского камня», на поиски и открытие которого были направлены усилия многих поколений алхимиков. «Философскому камню» приписывались также чудодейственные свойства исцеления от всех болезней и возвращение молодости. В период с XII по XVI в. европейские алхимики открыли железный купорос, углекислый аммоний, сурьму и ее соединения, освоили способы приготовления бумаги и пороха. Первые высшие школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них - Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в. Школа в Салерно имела светский характер и продолжала лучшие традиции античной медицины. Слава о ней была так велика, что даже после появления в Салерно школ юристов и философов город продолжали называть город Гиппократа. Только эта школа имела право присвоения звания врача; без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось. В 1213 г. Салернская школа была преобразована в университет. Обучение в Салерно продолжалось пять лет, после чего следовала обязательная врачебная практика в течение одного года. В средние века объединения людей одной профессии (купцов, ремесленников и др.) назывались universitas. Так появился термин университет. Статус университета был присвоен школам в Оксфорде и Кембридже (Британия, 1209 г.), Париже (Франция, 1215 г.), Падуе (Италия, 1222 г.), Неаполе (Италия, 1224 г.), Вене (Австрия, 1365 г.), Лейпциге (Германия, 1409 г.) и др. Как правило, средневековые униве<


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: