Творческое задание
Образ философии в диалоге Платона «Пир».
Основные вопросы: происхождение Эроса; черты Эроса – характеристики философии; философия и мудрость; образ философа.
Образ идеального государства в диалоге Платона «Государство».
Основные вопросы: причины возникновения государства; четыре формы правления и их взаимосвязанность; четыре добродетели идеального государства; справедливость.
Аристотель о предмете и основных принципах метафизики.
Основные вопросы: первоначала у ранних греческих философов; виды начал у Аристотеля; причина и виды причин; понятия «сущее», «сущность», «бытие» и «небытие» – определения Аристотеля; наука, изучающая сущее, как таковое.
Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля.
Основные вопросы: сущность государства по Аристотелю; природа человека; понятия «гражданин» и «государственное устройство»; виды государственного устройства и критерии их различения; цель и смысл существования государства.
Сенека о благе и добродетели как основании счастливой жизни в трактате «О счастливой жизни».
Основные вопросы: что есть подлинное благо?; определение счастья; зависит ли счастье от удовольствия?; тождественны ли понятия «мудрец» и «философ»?; в чем основа мудрой жизни?
6. О власти светской и духовной в трактате Аврелия Августина «О граде Божием».
Основные вопросы: почему А. сравнивает государства с разбойничьими шайками?; кто должен распределять власть?; в чем различие между царством земным и царством небесным?; что есть Град Божий?; какую роль в жизни государства играет божественное провидение?; два рода любви.
7. О взаимоотношениях науки и веры в произведении Фомы Аквинского «Сумма теологии».
Основные вопросы: истины разума и божественное откровение – какие науки основаны на них?; сколько путей доказательства бытия Бога обосновывает Аквинат?; почему ничто не может быть бесконечно, кроме бога?; два вида интеллекта; что значит «познание истины двояко»?
8. О величии и предназначении человека в произведении Д. Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека».
Основные вопросы: почему человек – «творение неопределенного образа»?; лестница Иакова; двойная природа души; предназначение диалектики, естественной философии и теологии в опыте человеческого существования; три дельфийских правила; связь магии и философии.
9. Проблема соотношения власти и морали в трактате Н. Макиавелли «Государь».
Основные вопросы: на чем основаны гражданская и духовная власть?; в чем тайна сильной власти государя?; какие положительные качества должен иметь государь?; должен ли он быть добродетельным? почему?
10. Образ справедливого общественного устройства и гуманистические идеалы Т. Мора.
Основные вопросы: что является основанием равенства и справедливости в Утопии?; как устроена власть в Утопии?; роль труда; нравы утопийцев и гуманистические ценности.
11. Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Органон».
Основные вопросы: два рода опыта; наилучшее из доказательств; четыре вида идолов; чему подобен ум человека?; какие свойства человеческого ума являются источниками заблуждений?
12. Рационалистический метод познания в работе Р. Декарта «Рассуждение о методе».
Основные вопросы: четыре правила рационалистического метода; познание истины: порядок рассуждения; методическая эннумерация; принцип очевидности; роль опыта в познании природы.
13. Декарт о сущности философии и ее основных началах в работе «Начала философии».
Основные вопросы: что такое философия; два начала философии и требования к ним; в чем следует сомневаться в процессе поиска истины?; какое философское утверждение является абсолютно истинным заключением нашего познания?; «врожденные понятия»; последние субстанции и их атрибуты.
14. Т. Гоббс о причинах возникновения и сущности государства в работе «Левиафан».
Основные вопросы: естественное равенство; естественное состояние – основные характеристики; причина и цель образования государства; сущность государства; соотношение свободы и необходимости
15. Дж. Локк об идеях и их происхождении в работе «Опыт о человеческом разумении».
Основные вопросы: источник идей; когда ум приобретает первые идеи?; существуют ли врожденные идеи?; источник человеческого знания.
16. Идея «естественных прав» и договорная концепция государства в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении».
Основные вопросы: «естественное состояние» и его отличие от политического общества; «общественный договор» – суть; совместима ли абсолютная монархия с гражданским обществом? почему?; ветви власти и их функции.
17. Идея плюралистической онтологии в учении Г. Лейбница о монадах.
Основные вопросы: понятие «монада»; причина естественного изменения монад; последняя (начальная) причина вещей; первичное Единство; Град Божий; отличие человека от животного.
18. Проблема существования в трактате Дж. Беркли «О принципах человеческого знания»
Основные вопросы: как можно проинтерпретировать положение «существование идеи – в ее воспринимаемости»?; понятие «дух»; первичные и вторичные качества; материя или телесная субстанция.
19. О скептицизме по отношению к разуму и чувствам в работе Д. Юма «Сокращенное изложение трактата о человеческой природе».
Основные вопросы: два рода восприятий; отношение причины и действия; роль привычки в человеческом познании.
20. Жан-Жак Руссо о сути «общественного договора» и принципах справедливости.
Основные вопросы: цель и смысл общественного договора; секрет и сила политической машины; потери и приобретения человека, заключившего общественный договор; общественная справедливость: без чего она невозможна?; суверенитет и его характеристики.
21. И. Кант о природе нравственности в работе «Основоположения метафизики нравов».
Основные вопросы: категорический императив: как он возможен?; различие между спекулятивным философским разумом и практическим разумом в вопросе о свободе и необходимости; к какому миру принадлежит человек как разумное существо и субъект нравственных отношений?
22. Понятие диалектической логики в работе Г. В. Ф. Гегеля «Наука логики».
Основные вопросы: считает ли Гегель логику только абстрагирующимся от всякого содержания правилом мышления?; природа обыденного взгляда на логику, как науку о мышлении; характеристика обыкновенного здравого смысла в вопросе о природе познания; что возвышает разум над ограниченностью рассудка?; что нужно понимать как систему истого разума, царство чистой мысли?
23. Артур Шопенгауэр о парадоксах воли к жизни в опыте человеческого существования.
Основные вопросы: сущность и формы проявления скуки; основные направления реализации внутренней борьбы воли; мера страдания и счастья; природа сострадания; примеры отрицания воли.
24. Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра».
Основные вопросы: чего не может делать добрый?; о чем не знал святой старец?; что Заратустра находил везде, где находил живое?; кого Заратустра называет своими зверями и что он имеет в виду?
25. Характеристика экзистенциальной философии в работе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм».
Основные вопросы: в чем обвиняют экзистенциализм, по мнению Сартра?; как следует понимать «существование предшествует сущности»?; почему «человек есть проект самого себя»?; в чем оптимистичность экзистенциализма?
Критерии оценки
Баллы и дескрипторы | ||||
Макс. | Мин. | |||
оригинальность | не менее 40% | менее 40% | ||
основная часть | рассмотрены все вопросы задания | не все вопросы рассмотрены | ||
введение | поставлены цель и задачи | не все задачи поставлены или некорректно сформулированы | ||
заключение | сделаны развернутые выводы | выводы не по всем задачам или некорректно сформулированы | ||
оформление: | ||||
титульный | неверно оформлен | |||
оглавление | неверно оформлено | |||
список литературы | неверно оформлен | |||
сноски | неверно оформлены | |||
доклад | все вопросы, с опорой на презентацию | не все вопросы рассмотрены | ||
презентация | все вопросы рассмотрены, грамотно оформлена | не все вопросы рассмотрены, есть ошибки в оформлении | ||
итого |