Фонематическое восприятие:




*сп-ность воспринимать и различать звуки речи (фонемы)

*сп-ность узнавания и различения звуков речи, позволяющий дифференцировать слово по значению

Фонематический анализ -умственные действия по анализу зв-ой структуры слова – разложение его на последоват-ный ряд звуков, подсчет их кол-ва, классификация. Это умственные действия, на основе кот реб учится производить сознат-ные операции с языком. Это высшая ступень разв-я фонематического восприятия.

Фонематический синтез -умственные действия по синтезу зв-ой структуры слова -слияние отдельных зв в слоги, а слоги в слова.

Фонематические представления:

*это сохранившиеся в сознании образы зв-вых оболочек слов, которые обр-лись на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов

*способность осущ-лять фонематический анализ слов в умств-ном плане, на основе представлений

Литература: основная 2,3,4; дополнительная 1,6,8,9.

 

Тема 2: Фонетические условия обр-я гл-ых и согл звуков и их учет в логопедической раб

 

По артикуляц-ным пр-кам зв речи подраздел-ся на гл. и согл. Осн-ым критерием такого разделения явл наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.

Гл-ые звуки играют большую роль в речи: их отчетливое, внятное произношение способствует разборчивости речи, ее плавности, зависящей от длит-ти и равномерности речевого дых-я, мелодичности, которая достигается путем измен-ия тона голоса.

В зависимости от степени подъема языка по вертикали гласные бывают:

* верхнего подъема ([и'], [ ы'], [у']);

*среднего подъема ([э'], [о’]);

*нижнего подъема ([а’]).

Кроме разделения гл-ых по подъему выделяются гласные разного ряда. При обр-ии гл-ых к нёбу поднимается не весь язык, а отдельные его части: передняя, средняя, задняя. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости. При обр-ии гласных:

*переднего ряда ([и] и [э]) поднимается передняя часть языка;

*среднего ряда ([а] и [ ы ]) участвует средняя часть языка;

* заднего ряда ([ о ] и [ у ]) поднимается задняя часть языка.

В обр-нии гласных наряду с языком сущ-венную роль играет положение губ. Путем вытягивания губ вперед обр-ся лабиализованные гласные ([ у ] и [ о ]). При произнесении нелабиализованных гласных [ ы ] и [ а ] губы занимают положение улыбки. Гласные [ и ] и [э ] произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ и также относятся к нелабиализованным.

Согласные звуки обр-ся путем созд-я подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости.

При обр-нии носовых звуков (н, н’) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При обр-нии ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воздух попадает только в ротовую полость.

При образовании гласных, сонорных (звучных) согласных (р, л, м, н _) и звонких согласных (Б, В, Г, Ж, З, Д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют, при этом образуется голос. При образовании глухих согласных (Ф, С, Ш) голосовые связки раскрыты, не вибрируют, и голос не образуется.

Также согл зв делятся на гр, различающиеся по способу обр-я и по месту обр-я. Способ обр-я отражает характер преграды, т. е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т. п.

Щелевые (фрикативные, лат. «frico» – тру) -органы артикуляц-ного аппарата сближаются между собой, образуя щель, в кот идет выдыхаемая струя воздуха:

Ф, В -нижняя губа образует щель с верхними зубами;

С, З - передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами – мягкими тканями, покрывающими альвеолярный край челюсти от шеек зубов и переходящими в слизистую оболочку нёба;

Ш, Ж, Щ - поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное звучание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик языка находится за нижними зубами, а щель образуется передней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом);

Х -задняя часть спинки языка образует щель с мягким нёбом;

Й -средняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно-взрывные -органы артикуляц-ного аппарата обр-ют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходящей изо рта воздушной струей:

П, Б -смычку образуют губы;

Т, Д -передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

Г, К _-задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые (аффрикаты) -органы артикуляц-ного аппарата смыкаются, но смычка не взрывается, а переходит в щель, т. е. это согласные со сложной артикуляцией, имеющие смычное начало и щелевой конец, причем переход от одной артикуляции к др совершается незаметно:

Ц -передняя часть спинки языка при опущенном кончике языка сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель между ними;

Ч -кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую незаметно в щель между ними (правильное звучание бывает и при нижнем положении кончика языка).

Смычно-проходные -органы артикуляционного аппарата образуют смычку, но для выходящей струи воздуха остается проход в другом месте:

Н, Н’, М, М’ -смычку обр-ют губы, воздушная струя идет через нос;

Н -передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

Л, Л‘ -кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой.

Дрожащие (вибранты):

Р, Р’ – кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Место обр-я определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

Губно-губные: П, М -преграда образуется нижней и верхней губой.

Губно-зубные: В,Ф -преграда образуется нижней губой и верхними зубами.

Переднеязычные: Т, Л (зубные), Р, Ж (нёбные), – преграда образуется передней частью спинки языка. Среди переднеязычных выделяются (по положению кончика языка):

дорсальные (латинское dorsum – спинка): передняя часть спинки языка сближается с верхними зубами и передним небом (_________);

апикальные (лат. арех – вершина, кончик), альвеолярные: кончик языка сближается с верхними зубами и альвеолами (_________);

какуминальные (лат. cacumen – верхушка), при артикуляции которых кончик языка загнут кверху (___________) к переднему небу, а задняя спинка поднята к мягкому небу.

Среднеязычный: ____ – преграда образуется средней частью спинки языка.

Заднеязычные: __________ – преграда образуется задней частью спинки языка.

При классификации согласных звуков по артикуляторным признакам, помимо указанных выше, необходимо еще учитывать и так называемую дополнительную артикуляцию – подъем средней части языка к нёбу (палатализация). Если к основной артикуляции звука добавляется подъем средней части языка к нёбу, то образуется мягкий звук. В русском языке согласные в основном парные по твердости и мягкости. Но есть и непарные звуки: только твердые – ___________, только мягкие – _____________.

Различие согласных по твердости и мягкости требует особенного внимания. Твердые и мягкие парные согласные обозначаются одной буквой, а различие на письме достигается с помощью других средств (написания после мягких согласных букв ь, я, е, ё, ю, и).

 

Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.

Тональные звуки – образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные.

Сонорные (звучные) – их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные.

Шумные – их качество определяется характером шума – акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:

звонкие шумные длительные _________________;

звонкие шумные мгновенные _________________;

глухие шумные длительные __________________;

глухие шумные мгновенные __________________.

По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков:

свистящие ______________;

шипящие _______________;

твердые ________________;

мягкие _________________.

 

В логопедической работе необходимо учитывать видоизменения звуков в потоке речи, в частности:

консонантную ассимиляцию – уподобление согласного согласному;

вокалическую ассимиляцию – уподобление гласного гласному;

прогрессивную ассимиляцию – влияние предшествующего звука на последующий;

регрессивную ассимиляцию – влияние последующего звука на предшествующий;

полную и неполную ассимиляцию (при неполной ассимиляции звук теряет только часть своих признаков);

редукцию – изменение (ослабление) согласных и гласных звуков по качеству и количеству (долготе) в зависимости от места в слове, нахождения в безударных слогах и т.д.

оглушение – потеря звонкости имеет место во многих языках (обычно это объясняется преждевременным возвращением голосовых связок в состояние покоя).

 

Для коррекции нарушенного звукопроизношения учитель-логопед использует опорные звуки. Это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимые ребенком правильно:

Звуки, произношение которых нарушается Опорные
Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования
[с] - [ф]
[ш] [т], [р] [с]
[р] [ж], [д] -
[л] [д] -
[к] - [т]
[г] - [д]
[х] - [с]
[ j] - [з']

Также для [л] опорным является гласный звук [ы], который обеспечивает подъем средне-задней части языка к нёбу. Для [р] опорным звуком также является звук [з], который способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру языка, и мелкой вибрации кончика языка. В качестве опорного звука для постановки [с] наряду с [ф] успешно используется гласный [и], который вырабатывает зазубное положение языка, характерное для правильной артикуляции свистящих звуков.

Литература: основная 2,3,4,5,6; дополнительная 6,8.

 

Тема 3: Лингвистическая характеристика недостатков произношения звуков

 

С учетом лингвистических характеристик в логопедии выделяют 4 вида неправильного произношения звуков речи:

1. Замена (субституция) звуков, при которой вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Замены возникают в результате несформированного умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимых для произнесения звуков. Это связано с тем, что у ребенка не образовались акустические или артикуляторные образы отдельных звуков.

2. Смешение (взаимозамены) звуков – недостаток речи, проявляющийся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи. Смешение зв-ов –пр-к незакончености процесса овладения системой фонем, нормально этот процесс полностью завершается у реб к 4-5 г, когда все зв речи полностью различаются на слух и правильно произносятся.

3. Искажение звука – ненормативное произношение звука, вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе данного языка.

4. Пропуск (элизия) звуков (нулевая замена), при кот звук не опознается, выпадает. Отсутствие звука в речи может выражаться в его выпадении в начале слова.

Б.М. Гриншпун: Перечисленные виды нарушений: замены, смешении и искажения звуков – в традиционной логопедии рассматриваются как рядоположные. В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, они подразделяются на две разноуровневые категории. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или (что то же самое) фонематические (Р. Е. Левина) дефекты, при которых нарушена система языка. При фонологических /фонематических дефектах нарушена система языка.

Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи.

Классификация нарушений звукопроизношения

Формы звуковых нарушений Замены, смешения Искажения
По классификации Ф.Ф. Рау Фонологические нарушения Антропофонические нарушения
По классификации Р.Е. Левиной Фонематические Фонетические
По классификации О.А. Токаревой Сенсорные Моторные

 

Для обозначения искаженного произношения звуков используются международные термины, образованные от названий букв греческого алфавита с помощью суффикса -изм:

1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающей звук с) – недостатки произношения свистящих (________) и шипящих (____) звуков.

2. Ротацизм (от названия греческой буквы ро, обозначающей звук р) – недостатки произношения звуков __ и __.

3. Ламбдацизм (от названия греческой буквы ламбда, обозначающей звук л) – недостатки произношения звуков __ и ___.

4. Недостатки произношения нёбных звуков: каппацизм - звуков К и К’ гаммацизм - звуков _ Г _ и К хитизм – звуков Х и _ Х’ _, йотацизм – звука _ Й _ (от названий греческих букв каппа, гамма, хи, йота, обозначающих соответственно звуки к, г, х, и).

5. Дефекты озвончения – недостатки произношения звонких согласных звуков. Эти дефекты выражаются в замене звонких согласных звуков парными глухими звуками: ____________________.

6. Дефекты смягчения – недостатки произношения мягких согласных звуков, заключающиеся в основном в замене их парными твердыми: ________________. Исключение составляют только звуки ш, ж, ц, не имеющие мягких пар, и звуки ч, щ, которые произносятся всегда мягко и не имеют твердых пар.

В тех случаях, когда отмечается замена (или взаимозамена) звука, то к названию дефекта прибавляют приставку пара-: параротацизм, парасигматизм и др.

 

При оценке состояния произносительной стороны речи учитель-логопед оценивает уровень неправильного звукопроизношения (уровень нарушенного звукопроизношения), с учетом которого планируется коррекционная работа:

1-й уровень: полное неумение произнести звук или всю группу звуков;

2-й уровень: неправильное произношение звуков в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их изолированно или в отдельных словах;

3-й уровень: недостаточное дифференцирование — смешение двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить их изолированно.

Большинство авторов (Ф.А. Pay, M.E. Хватцев, О.В. Правдина и др.) рассматривают смешение как уровень неправильного произношения, который характеризуется тем, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, в слогах, словах и даже при повторении фраз, но в речевом потоке смешивает его с другими, артикуляторно или акустически близкими звуками. Другие авторы считают смешение формой нарушения звукопроизношения, имеющей фонематический (фонологический) характер (Ф.Ф. Pay, P.E. Левина, В.И. Селиверстов и др.).

Литература: основная 3,4,5,6; дополнительная 4,6,8.

 

Тема 4: Голос как структурный компонент экспрессивной речи

 

Голос является одним из основных средств выразительности, слышимости, эмоционального и смыслового значении речи. Расстройство голосовой функции ведет к существенным нарушениям процесса речевой коммуникации.

Голос – материальная основа устной речи, служит внешнему выражению человеческой мысли и обеспечивает слышимость устной речи, пения. В понятие «голос» входит представление о любых звуках, издаваемых человеком. Голос – совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок.

Звук [2] голоса – колебания частиц воздуха, распространяющиеся в виде волн сгущения и разрежения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Голосовые складки при сближении напряжены и начинают колебаться. Это и является причиной возникновения периодических сгущений и разрежений воздушной струи, происходящих вследствие повышенного подскладочного давления. Звуковые волны, возникнув в гортани, распространяются по тканям, окружающим гортань, вниз и вверх по воздухоносным путям. Таким образом, они лишь частично выходят в наружное пространство через ротовое отверстие, и только часть звуковой энергии, возникшей в гортани, достигает уха слушателя. По данным Юссона, только 1/10 – 1/50 часть звуковой энергии, образовавшейся в гортани, выходит из ротового отверстия и носовой полости. Это значит, что основная часть энергии поглощается внутри организма, вызывая вибрацию тканей головы, шеи, груди.

· Сила звука (громкость), обусловливаемая величиной амплитуды (размаха) колебаний звучащего тела. Сила голоса, его энергия, мощность определяется амплитудой колебаний голосовых складок. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. Измеряется в децибелах. При обычном разговоре она составляет 40 дБ. В закрытом помещении голос оратора должен достигать не менее 55 дБ, на открытом воздухе – 80 дБ.

· Высота голоса, зависящая от частоты колебаний голосовых складок. Чем чаще эти колебания, тем выше звук. Высота измеряется в герцах (ГЦ) и исчисляется как количество колебаний голосовых складок в сек. Высота голоса соответствует возрасту, размерам тела и полу человека.

· Диапазон голоса – разница между минимальным и максимальным значением по силе и высоте; чем шире диапазон, тем более профессионален голос. Различают рабочий диапазон голоса – возможность изменения голоса во время речи и динамический диапазон – максимальные индивидуальные особенности усиливать и ослаблять, повышать и понижать звук.

Диапазон голоса возможно увеличить в процессе тренировок. Для каждого типа голоса характерен индивидуальный диапазон голоса. Для обычной разговорной речи достаточен рабочий диапазон в 4 – 6 тонов (от 85 до 200 Гц у мужчин и от 160 до 340 Гц у женщин и детей), для вокалистов пределы возможных изменений голоса по высоте – до 2 октав[3].

· Длительность (продолжительность) звучания – измеряется в сек. В среднем максимальное время фонации (МВФ) гласных звуков на средних тонах составляет у детей 10 – 12 сек., у взрослых – 20 – 30 сек.

· Тембр (франц. – печать, эмблема) или окраска звука, его качество – характерны для голоса каждого человека (позволяет узнавать его по голосу), для каждого речевого звука.

Тембр звука отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных частичных звуков – обертонов, более высокой, чем основной тон, частоты. Частота обертонов в несколько раз больше, чем частота основного тона голоса. Возникновение обертонов обусловлено колебанием не только длины голосовых складок, воспроизводящих основной тон, но и отдельными частями. Голосовые складки являются упругим телом и, соответственно, при движении могут колебаться как всей массой, так и своими отдельными частями. Колебания основной массы голосовых складок обусловлено тонусом голосовой мышцы, связанным с балансом корковых и подкорковых структур.

Звук, рожденный в гортани, преобразуется в тканях и полостях тела за счет явлений резонанса (резонанс – дающий отзвук, отголосок при речи). При этом одни обертоны усиливаются, другие гасятся. Резонанс – резкое возрастание амлитуды колебаний, возникающее при совпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубы. Окончательное оформление тембра голоса происходит в резонаторах – полостях, имеющих определенные физические характеристики (с точки зрения акустики). Высота звука зависит от объема воздуха, формы резонатора и размеров выходного отверстия.

В голосовом аппарате человека множество полостей и трубок, которые обеспечивают резонанс: _______________________________. Одни из них неизменны по форме и размерам у взрослого человека, следовательно, всегда усиливают одни и те же обертоны; другие подвижны и легко меняют форму и размеры, благодаря чему исходный звук путем резонаторного усиления определенных групп обертонов может варьироваться в широких пределах.

Выделяют 2 основных резонатора:

- головной (верхний) резонатор – это полости, расположенные выше нёбного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора у говорящего возникает ощущение прохождения звука через лицевые кости черепа.

- грудной резонатор – это трахея и крупные бронхи. При грудном резонировании ощущается вибрация грудной клетки.

Верхний резонатор обеспечивает чистоту и полетность голоса, разборчивость речи; грудной – определяет мощь и силу звука.

В практике логопедической работы помимо акустических параметров голос характеризуется также субъективно с использованием эстетической (певческой) терминологии:

· экспрессия голоса – живость голоса, способность говорящего ярко передавать голосом свое эмоциональное состояние

· выносливость – способность голосового аппарата выполнять голосовую нагрузку в течение длительного времени без ухудшения акустических параметров голоса.

Учитывая все характеристики голоса как акустического явления, отметим, что полноценным голос взрослого человека может считаться, если он обладает следующими свойствами:

· его тембр соответствует полу, возрасту и размерам тела говорящего;

· сила звучания адекватна цели высказывания и при этом имеется возможность произвольного изменения;

· продолжительность фонации одного звука укладывается в 16 – 21 сек.;

· выносливость достаточна для голосовой нагрузки не менее 4 ч. в день;

· высотный диапазон голоса соответствует требованиям качества передачи эмоциональных состояний человека в процессе коммуникации и при выполнении профессиональной деятельности. И, конечно, голос должен быть в целом приятен на слух.

При отступлении от одной или нескольких из названных характеристик можно говорить о нарушении голоса или о неправильном использовании голосового аппарата.

 

Голос человека – уникальный акустический феномен, являющийся продуктом деятельности речевого аппарата. Управляющей частью голосового аппарата является нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут команды, а по чувствительным нервам в мозг поступают сведения о состоянии работающих органов. Органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями команд центральной нервной системы. Работа органов голосообразования происходит благодаря связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный процесс, который является сложнейшим психофизическим действием. Органы, которые участвуют в голосообразовании, в совокупности образуют голосовой аппарат.

Особое место в голосообразующей системе занимает диафрагма [4] – вдыхательная мышца. Сокращение ее мышечных пучков ведет к уплощению и снижению купола диафрагмы, увеличению объема грудной полости, расширению легких и заполнению их вдыхаемым воздухом. Органы брюшной полости при этом смещаются книзу. Хотя диафрагма типично вдыхательная мышца, она не остается пассивной и при выдохе. Выдох обеспечивается работой поперечно-полосатых межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Струи выходящего воздуха, сопровождающей обычное дыхание, оказывается недостаточно для фонаторного выдоха, когда требуется тончайшая регулировка подскладочного давления и объема пропускаемого между голосовыми складками потока. В момент речи на помощь приходит диафрагма вместе с гладкими мышцами трахеи и бронхов. Благодаря слабым вдыхательным движениям, которые происходят во время фонаторного выдоха, диафрагма корригирует силу подскладочного давления и объем пропускаемого через голосовую щель воздуха, обеспечивая тем самым извлечение разных по высоте и силе наиболее красивых звуков. Это дает основание относить ее к системе органов голосового аппарата.

Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). При физиологическом дыхании соотношение фаз вдох-выдох составляет 1:1. При фонации длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза.

При фонации вдох осуществляется и через нос, и через рот, а выдох – в основном – через рот. При физиологическом дыхании и вдох, и выдох – через нос.

Виды дыхания [5]:

Грудное (реберное) дыхание – осуществляется за счет сокращения наружных и внутренних межреберных мышц. Вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки. Оно не является самостоятельным типом, т.к. при этом обязательно включается в работу диафрагма.

Нижнереберно-диафрагмальное, диафрагмальное (брюшн ое) – дыхание за счет сокращения диафрагмы и брюшных мышц. Грудная клетка и диафрагма активно включены в работу. Наиболее физиологично.

Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи, – дыхательные экскурсии совершаются за счет расширения и поднятия верхней части грудной клетки, а диафрагмма пассивно следует за этими движениями, живот на вдох втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы, а иногда плечи заметно поднимаются.

Три основных типа дыхания [6]:

1) реберное (костальное), иногда его называют грудным;

2) брюшное (абдоминальное);

3) смешанное (костоабдоминальное).

Наиболее рациональным, продуктивным физиологи считают костоабдоминальное дыхание, при котором достигается большой объем воздуха в легких (до 5 000 см3).

Дыхание ребенка изменяется в своем развитии. У новорожденного из-за перпендикулярного положения ребер по отношению к позвоночнику грудная клетка приподнята и при вдохе почти не расширяется – действует только диафрагмальное дыхание. В дальнейшем ребра принимают саблевидную форму, грудь опускается. К 3 – 7 годам создаются условия для грудного дыхания. С развитием же плечевого пояса грудное дыхание становится господствующим. Но так как у дошкольника ребра меньше наклонены, чем у взрослого, то дыхание его в значительной степени поверхностно. Учащенный дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что, в свою очередь, ведет к искажению звуков. Из-за легкой возбудимости дыхательного центра и недоразвития нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры учащают дыхание ребенка, нарушают его ритм, а, следовательно, усиливают несовершенство речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение – пропуски звуков, задержки в их произношении, речь на вдохе – инспирированная (ин- – приставка, обозначающая расположение внутри чего-либо, + лат. spiro – дышать) дыхание, в котором энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса и шеи.

При фонационном дыхании, независимо от его типа, основная работа дыхательных мышц направлена на создание и поддержание импеданса [7] (подглотиссного давления). Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называется импедансом. При создании импеданса голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом.

Для полноценного голосообразования важно не количество воздуха, взятого на вдохе, а умение экономно произвести фонационный выдох, сформировать так называемую дыхательную «опору» – осознанное замедление выдоха. Опора характеризуется особой организацией выдыхательного процесса во время фонации, т.е. активным его торможением, выражающимся в произвольном препятствовании спадению стенок грудной клетки. Без опоры дыхания нет и опоры звука.

 

Непосредственный источник звука – гортань. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей. Структурные элементы гортани:

1.Истинные голосовые складки (ИГС) - в их толще заложена голосовая мышца. Вибрируя, под давлением воздуха на выдохе, производят звук. Их движениями руководит центральная нервная система (ЦНС). С помощью микроларингостробоскопа их движения определяются в виде взмахов “крыльев бабочки”, совершающих колебания в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В норме их поверхность белая, блестящая, смыкание полное.

Голосовые складки своей массой почти полностью закрывают просвет гортани, оставляя узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель расширяется (вдох), принимая вид равнобедренного треугольника, и сужается (выдох). При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии, струя воздуха раздвигает их в стороны. В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких.

Голосовые складки – колеблющиеся струны. Голосовая мышца – единственная в человеческом организме, которая может совершать движения в 3 проекциях за счет того, что ее волокна расположены в форме растянутой спирали, состоящей из тончайших волокон, сплетенных в косичку. Благодаря этому голосовая мышца одновременно совершает колебания как всей своей массой, так и отдельными ее частями со скоростью от 50 до 1500 колебаний в сек.

2. Вестибулярные (“ложные”) складки. Существуют для компенсации функции ИГС в случае их травмы. При их смыкании звук ниже, глуше и грубее обычного, наступает быстрая утомляемость. При правильной координации мышц и здоровой гортани ложные складки неподвижны, при функциональных заболеваниях гортани может появляться склонность к смыканию.

3.Черпаловидные хрящи. На их голосовых отростках крепятся ИГС. Отростки работают как "шарниры", совершают различные движения, посредством которых ИГС двигаются в разных плоскостях

4. Черпалонадгортанная складка

5. Надгортанник – защитное приспособление организма, закрывает вход в гортань при глотании

6. Грушевидные синусы (ямки) – углубления в виде карманов.

7. Передняя спайка (комиссура) – соответствует передней части истинных голосовых складок.

8. Межчерпаловидное пространство

9. Желудочки гортани – углубление в виде щели между истинными и ложными складками.

Гортанный звук, который производится путем сложного взаимодействия энергии выдоха и сокращения тканей голосовых складок, – еще не в полной мере голос. Это как «заготовка», из которой путем преобразований в резонаторном отделе будет сформирован голос.

 

Большое значение для голоса имеет способ подачи звука, так называемая атака звука. В зависимости от временного сочетания вдоха и смыкания голосовых складок различают 3 типа голосовой атаки:

1. Сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Это способ называется придыхательной атакой.

2. Момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Это мягкая атака звука.

3. Сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводя их в колебания. Этот тип называется твердой атакой.

Литература: основная 1,4; дополнительная 6,7,9,10.

Тема 5: Оценка состояния голоса

Полная диагностика невозможна без проведения комплексного обследования с помощью объективных и субъективных методов. О.С. Орлова: минимальный набор методик включает:

1. Клиническое обследование – общий осмотр, ларингоскопию, стробоскопию гортани.

2. Логопедическое обследование – анализ акустических характеристик голоса (измерение частоты, интенсивности и времени фонации), исследование фонационного дыхания, определение “голосового поля”).

3.

Клиническое обследование

Общий осмотр области головы и гортани: нет ли послеоперационных шрамов; состояние шейных лимфоузлов, окружающих гортань структур (подъязычная кость, щитовидный и перстеневидный хрящи).

Первое представление о состоянии гортани дает непрямая ларингоскопия – осмотр при помощи зеркала (ларингоскопа). Ларингоскопия выявляет анатомические изменения или воспалительные заболевания. Ларингоскопия показывает положение голосовых связок при дыхании и фонации, а потому может обнаружить всякие отступления от нормы в их движениях, а также патологические процессы во всех отделах гортани (воспалительные заболевания и др.).

При помощи электронного стробоскопа можно наблюдать характер колебаний голосовых складок более детально и оценить наличие или отсутствие фонаторных колебаний голосовых складок, равномерность и синхронность колебаний по амплитуде и частоте, особенности смыкания – полное или частичное, форму голосовой щели при смыкании и пр. Вместе с тем, условия исследования все же не соответствуют естественному голосообразованию, и колебания голосовых складок не измеряются, а лишь определяются на глаз.

Ларингоскопия, стробоскопия гортани, будучи инструментальными методами, являются недостаточно объективными, т.к. зависят от уровня подготовки диагноста. Более информативными являются видеоларингоскопия, видеоларингостробоскопия. Есть возможность получения изображения гортани на экране монитора в увеличенном виде, документировать состояние гортани для последующего обсуждения с коллегами и пациентами.

Дополнительно для оценки состояния структур и функции гортани могут использоваться другие методы. Рентгенография и томография отражают точную картину гортани в какой-то момент ее работы, не раскрывая характера движений голосовых складок. Различные рентгеновские исследования применяются преимущественно для диагностики опухоле



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: