Общение тренера и спортсмена




Существенным условием успешного общения спортсменов друг с другом и с тренером является взаимопонимание между ними. Отсутствие взаимопонимания приводит к нарушению взаимодействия во время спортивной деятельности, а подчас и к конфликтам. Так, тренер может расценивать проявление его учеником настойчивости как упрямство, а проявление инициативы - как нарушение дисциплины. Ученики же могут принимать требовательность тренера за придирчивость. Для установления взаимопонимания между партнерами по общению требуется наличие хотя бы одного из двух условий: либо совпадение оценки ситуации, либо, на худой конец при расхождении точек зрения понимание и оправданность чужих оценок ситуации и поступков. Однако чтобы прийти к этому, нужно определенное время общения и познания друг друга. Создание взаимопонимания проходит через ряд этапов: возникновение первого впечатления о партнере по общению, изучение и понимание его, обеспечение понимания себя партнером, сближение позиций, поддержание взаимопонимания. Восприятие партнера по общению и возникновение первого впечатления о нем. Этот этап очень важен, поскольку первое впечатление о человеке бывает сильнее, чем последующие. По крайней мере оно может сохраняться очень долго. Познание партнера по команде часто начинается с получения сведений о нем от других людей (спортсменов, тренеров) или из прессы. Это создает установку на его восприятие, которая не всегда объективна. Во-первых, сообщаемые о ком-то сведения всегда эмоционально окрашены и отражают чье-то сложившееся субъективное мнение. Во-вторых, формирующееся мнение во многом зависит от того, чего ждет спортсмен от появления в команде новичка: конкуренции или содружества. Вторым путем получения сведений об объекте общения является его непо­средственное восприятие при вхождении с ним в прямой контакт. Восприятие другого спортсмена (социальная перцепция) означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками нового члена ко­манды и интерпретация на этой основе его поступков. Внешние признаки включают в себя облик человека, его одежду и манеры держаться, говорить, совершаемые поступки. При этом одни люди склонны в большей мере опираться при восприятии человека на внешний вид, другие на пове­дение и особенности личности. Это определяет широту приписывания партнеру по общению тех или иных характеристик: в первом случае сфера приписывания ограничена, во втором случае открывается простор для воображения.

Нельзя не вспомнить реакцию шока у нашей футбольной общественности, когда приехавший руко­водить нашей сборной командой голландский специалист Гус Хиддинк появился впервые перед те­лекамерами в красных шортах и вообще в непритязательной одежде, как будто он приехал не в Мо­скву, а на южный курорт.

вынужден домысливать. При этом на складывающееся мнение о новичке могут влиять эффект ореола и эффект стереотипизации.

Эффект ореола проявляется в приписывании новичку положительных качеств, которых в данный момент у него не наблюдается. Например, если новичок-бас­кетболист прибыл в команду из американской баскетбольной лиги или новичок-хоккеист — из американской национальной хоккейной лиги, то как бы само собой разумеется, что это классные игроки, так как плохих в этих лигах не бывает.

Эффект стереотипизации состоит в том, что суждение о человеке выносится на основании некритически воспринятых собственного ограниченного прошлого опыта или устоявшегося мнения других. Стереотипизации упрощает процесс по­знания новичка, но в то же время она приводит к возникновению предубеждения, избавиться от которого бывает непросто. Например, у футбольных болельщиков нашей страны сложилось предубеждение против футболистов с Балканского по­луострова: мол, заключив с командой контракт, они потом лишь «отбывают но­мер». И это несмотря на то, что в команде-чемпионе стержневым игроком полуза­щиты в течение уже многих лет является хорватский футболист.

Понимание друг друга - сложный процесс, во многом зависящий от наблюдательности участни­ков общения. В этом спортсменки имеют преимущество перед мужчинами-спорт­сменами. Они полнее и глубже понимают интеллектуальные и волевые качества, а также черты характера, выражающие отношение к людям и к самому себе. Обу­словлено это тем, что у женщин более развито такое качество, как эмпатия. Мужчины-спортсмены лучше видят черты характера, которые выражают отношение к спортивной тренировке и соревнованиям. У тренеров высокого класса имеется стремление рассмотреть индивидуальное своеобразие своих подопечных, в то вре­мя как у тренеров среднего уровня отражение личности их спортсменов часто стереотипно и формально. Достоинства мальчиков и девочек оцениваются тренерами по-разному. У пер­вых физическая сила, как правило, переоценивается, у девочек она оценивается адекватно. Умственные качества и общительность правильно оцениваются у маль­чиков и переоцениваются у девочек. Взаимопонимание требует от партнеров по общению (или хотя бы одного из них) готовности учесть точку зрения другого. Такую позицию прежде всего должны занять более старшие и более опытные субъекты спортивной деятельности (особенно тренеры, имеющие дело с детьми). Ведь последние еще не имеют богатого жизненного опыта, их интеллект еще недостаточно развит и поэтому они не могут в полной мере осознать и принять образовательно-воспитательное воздействие тренера. Им хочется на тренировках порезвиться, поиграть, в то вре­мя как тренер должен решать «скучные» задачи, связанные с достижением его учениками высоких спортивных результатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: