С чего началась Святая Русь?




Урок 5

СВЯТАЯ РУСЬ

Понятие «Святая Русь» неразрывно связано с историей России.

Оно настолько важно для нас, что мы вновь и вновь будем обращаться к нему при изучении родной истории. Чтобы понять, что означает словосочетание «Святая Русь», необходимо уточнить: слово «святая» — это какая или которая? Святым на языке Библии называли то, что посвящено Богу, принадлежит Богу. Безусловно, к словосочетанию «Святая Русь» следует ставить вопрос которая, а не какая, иначе мы придём к безрезультатному рассуждению о том, хорошая Русь или плохая. Ведь в прошлом нашей страны было не только много доброго и славного, но, к сожалению, и немало горького и страшного.

Почему же всё-таки наши предки называли Русь Святой? Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на этот вопрос ответил так: «Называлась наша Русь Святой, потому что главным идеалом жизни народа была святость ». Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906–1999) писал:«Ни одна страна не называлась святой, а Русь называлась Святой Русью. Откуда это словосочетание — Святая Русь? Некоторые говорят: на Руси было много храмов. Сейчас люди имеют возможность путешествовать по Западной Европе и видят, что там храмов не меньше, чем на Руси. Кто-то говорит: монастырей было много. И монастырей в других странах не меньше. Русь стала Святой Русью потому, что святость была доминантой жизни нашего народа».

На вопрос «Что такое Святая Русь?» академик Д.С.Лихачёв давал следующий ответ: «Это вовсе не то же, что вся Россия. Святая Русь — это прежде всего святыни земли Русской в их совокупности. Это её монастыри, церкви, священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, святые события истории Руси. Всё это объединялось в понятие Святая Русь».

Икона Всех святых в Земле Российской просиявших.

С чего началась Святая Русь?

Замечательный русский писатель Василий Андреевич Жуковский (1783–1852) в письме поэту князю Петру Андреевичу Вяземскому (1792–1878) написал слова, которые до сих пор звучат очень современно: «В выражении Святая Русь — отзывается вся наша особенная история; это имя Россия ведёт от Крещатика.

Но своё глубокое значение оно приобрело со времён раздробления на уделы, когда при великом княжестве было множество малых, от него зависимых, и когда это всё соединялось в одно, не в Россию, а в Русь, то есть не в государство, а в семейство, где у всех были одна Отчизна, одна вера, один язык, одинаковые воспоминания и предания».

В.А.Жуковский выражал надежду, что название Святой Руси «никогда не потеряет своего глубокого смысла». Его собеседник Пётр Андреевич Вяземский вполне разделял эту надежду и сам выразил её в стихотворении «Молитвенные думы»:

Не дай нам Бог во тьме и суете житейской

Зазнаться гордостью и спесью фарисейской,

Чтоб святостью своей, как бы другим в упрёк,

Хвалиться, позабыв, что гордость есть порок.

Не в славу, не в почёт народные скрижали

Родную нашу Русь святой именовали,

А в назиданье нам, в ответственность, в завет,

Чтоб сберегали мы первоначальных лет

Страх Божий, и любовь, и чистый пламень веры,

Чтоб добрые дела и добрые примеры,

В их древней простоте завещанные нам,

Мы цельно передать смогли своим сынам.

Можно ли забыть о Святой Руси? Начало XX века ознаменовалось в нашей отечественной истории не только страшными потрясениями — участием России

в Первой мировой войне, революцией и Гражданской войной — но и знаменатель-

ными событиями, ставшими вехами в священной истории России. В 1913 году совершилось долгожданное для всех православных людей общецерковное прославление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Ермогена. Годом ранее, в 1912 году, Россия праздновала 300-летие преодоления Смуты начала XVII века, когда Патриарх Московский и всея Руси Ермоген, как мы узнаем из последующих уроков, стал защитником независимости нашего Отечества от интервентов, пострадав за свою верность православной вере и России. Когда совершилось причисление Патриарха Ермогена к лику святых, была составлена церковная служба, в которой прославлялись его святая жизнь и жертвенный подвиг во славу православного Отечества. В одной из молитв этой службы были такие знаменательные слова: «Богу нaшему тобою слaва, тебе же, священно-мучениче Ермогeне, довлеет рaдоватися о свете лица Его и непрестaнно молитися, да не погибнет Рyсь Святая ».

Священномученик Патриарх Ермоген. Икона. 1913 г

в

«Русь выбрала себе святость как высшее

задание своей истории, своего государства,

своей культуры».

Церковный историк А.В.Карташёв(1875–1960)

В 1918 году в текст церковной службы Всем святым в земле Русской просиявшим была внесена молитва, заканчивающаяся словами: словами: « Русь Святая, храни

веру православную, в нейже тебе утверждение!»

В начале XX века всё чаще и чаще раздавались слова «Святая Русь». Россия вступала в длительный период испытаний революцией и последовавшей за ней Гражданской войной. Многие русские люди хорошо понимали, что утрата святыньи святости сопряжена по существу с утратой самой России.

Великий патриот России святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Коломенский (1835–1926), в своей проповеди «За что мы наказываемся» открыто призывал: «О, Русь Святая! Вспомни свои добрые былые времена! Вспомни и те лихолетья, в которые ты умела прибегать к Богу с молитвой и покаянием и получала себе избавление! Вспомни Забытого тобою — и помолись!»

Пройдя тяжелейшие испытания революцией и все дальнейшие попытки построить счастливую жизнь без православной веры, без Церкви, без божественных заповедей и многовековых духовных традиций, в конце XX века Россия стала активно возрождать святое православие.

На последующих уроках мы будем знакомиться с достопамятными именами и событиями отечественной церковной истории, которая неотделима от гражданской истории России.

Выводы. Благодаря святому православию святость на Руси веками признавалась как личным, так и общественным идеалом. Поэтому для многих поколений русских людей слова «Святая Русь» были искренним призывом к каждому хранить духовно-

нравственные ценности святого православия.

Выражение «Святая Русь» и для нашего времени не является устаревшим. Идеал святости и сегодня показывает людям путь к личному спасению и ко спасению всей Богом хранимой державы Российской.

Святая Русь — понятие не геополитическое. Это веками устоявшееся высокое духовное именование нашей Родины. Культурные границы Святой Руси гораздо шире территории Российской Федерации. В настоящее время это духовно-нравственное пространство определяется словами «Русский мир».

Понятие «Святая Русь» может кем-то не признаваться. Но его нельзя отменить, как невозможно отменить и самого промысла Божия о России. Закончим урок удивительным признанием нашего учителя родной истории А.С.Пушкина: «Святая Русь! Отечество! Я твой!»

Словарик урока

Доминанта — главная идея.

Геополитика — политика государства, проводимая с учётом географи-

ческого положения страны.

Фарисей — в переносном значении — лицемер.

Завет — наставление потомкам (переносн.).

Крещатик — главная улица Киева, местность вдоль Днепра, где в 988

году великий князь Владимир крестил своих сыновей.

Довлеет — надлежит.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: