Структура документации системы качества




Введение

 

Семейство стандартов ИСО 9000 требует документирования системы менеджмента качества организации. При документировании системы менеджмента качества каждая организация свободна в выборе количества и состава документов, которые ей необходимы для того, чтобы продемонстрировать эффективное планирование, функционирование, управление и постоянное улучшение системы менеджмента качества и ее процессов. Документация системы менеджмента качества может распространяться на всю деятельность организации или на отдельные аспекты этой деятельности, например, на конкретные требования, зависящие от вида продукции, характера, процессов, условий контракта, регламентов, установленных государством или самой организацией.

Важно, чтобы требования и содержание документации системы менеджмента качества соответствовали стандартам на качество, требования которых они намерены удовлетворять.

Органы по сертификации систем менеджмента качества (далее - СМК), так же как и любая организация, строящая свою систему качества, разрабатывает и управляет необходимой для её деятельности документацией.

Целью курсовой работы «Требования, предъявляемые к документации органа по сертификации СМК» является рассмотреть подходы к построению документации СМК органа по сертификации с направленностью деятельности в строительной области.

Задачами курсовой работы «Требования, предъявляемые к документации органа по сертификации СМК» является:

провести анализ требований нормативных документов серии ИСО к документации СМК органов по сертификации;

описать структуру и содержание документов СМК;

сделать анализ применения документов СМК;

разработать и представить документ органа по сертификации СМК.


Основные положения

 

Эффективность системы менеджмента качества во многом зависит от того, насколько хорошо документирована такая система.

Основные документы, определяющие требования к документации органа по сертификации являются:

ГОСТ Р ИСО 9001-2008;

ГОСТ р исо/мэк 17021-2008;

документы систем сертификации аккредитующие орган по сертификации СМК.

Ввиду того, что интегрирующим стандартом, выдвигающих требования к документации органов сертификации СМК, является ГОСТ Р ИСО 9001-2008, то основные положения Курсовой работы будут рассматривать вопросы реализации требований этого стандарта.

Документирование системы качества, выполненное в систематической и последовательной манере, придает системе качества официальный статус, и должно:

предъявлять перечень четких требований к персоналу;

облегчать согласованность действий в области качества и обеспечивать единое понимание требований внутри организации;

распространяться без затруднений, чтобы любой сотрудник, которому потребуется документ в справочных целях, мог иметь доступ к такой документации;

одновременно доводить до сведения заинтересованных сотрудников перечень инструкций;

способствовать эффективным изменениям руководства;

обеспечивать преемственность и постоянство в случае расширения (смены) направлений деятельности;

облегчать мониторинг и проведение проверок системы.

В большинстве стандартов систем качества содержатся ссылки на документы и зарегистрированные данные. При этом СМК, в частности, ее процедуры, могут быть документированы не только в печатном виде, но и в виде графиков, схем, чертежей, фотографий, аудиозаписей, видеозаписей и т.п. Документы могут создаваться на любом носителе информации - на дискетах, в электронном виде и т.п.

Необходимо, чтобы документация системы качества отражала реальную работу компании. Бюрократически составленные процедуры и рабочие инструкции и т.п., вызовут лишь нежелание их использовать, так как могут быть оторваны от ежедневной реальности.

Создание документированной системы качества не должно становиться «бумаготворчеством», следует избегать создания лишних документов. Система качества должна быть тщательно спланирована, а ее документация эффективно разработана, и быть простой, ясной и легко управляемой.

Документация должна соответствовать направлению деятельности организации и отражать требования как, международных и национальных стандартов, так и требования отрасли в которой функционирует организация и практику собственной деятельности.

Документы могут создаваться на любом носителе информации. При этом возможны следующие виды оформления документации:

письменная форма;

схемы;

рисунки;

фотографии, эскизы или зарисовки;

аудиозаписи;

видеозаписи и т.п.

 


Структура документации системы качества

качество документация контроль руководство

В пункте 4.1, ГОСТ Р ИСО 9001 говорится о том, что «Организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии СМК, постоянно улучшать её результативность в соответствии с требованиями настоящего международного стандарта».

Подпункт 4.2.1, ГОСТ Р ИСО 9001 требует включить в документацию системы менеджмента качества:

документально оформленное заявление о политике и целях в области качества;

руководство по качеству;

документированные процедуры и записи, установленные международным стандартом ГОСТ Р ИСО 9001;

документы, включая записи, которые необходимы Организации для эффективного планирования, осуществления процессов и управления ними.

В подпункте 4.2.2, ГОСТ Р ИСО 9001 требуется установить и поддерживать в рабочем состоянии Руководство по качеству, которое должно включать:

область распространения системы менеджмента качества, включая подробное описание и обоснование любых исключений;

документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества или ссылки на них;

описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.

Существует еще одна категория, неявно упоминаемая в стандарте. Это - специальные формы. Назначение этих форм - предоставить руководящие указания или инструктировать относительно регистрации данных по качеству, в частности, какую информацию следует заносить в них. Поэтому, под формами можно понимать рабочие инструкции.

Теоретически, все вышеперечисленные документы могут быть включены в Руководство по качеству, иначе говоря, система качества в целом может быть документирована в Руководстве по качеству, которое является отдельным документом, сборником всех документов и процедур системы качества.

На практике многие удобней Руководство по качеству в виде отдельного документа, а процедуры издавать отдельно.

Не существует какой-то единой и определенной структуры документации системы качества. Как правило, документация группируется на нескольких уровнях, которые могут включать:

Уровень 1: Руководство по качеству.

Обычно Руководство содержит политику в области качества и краткий обзор системы качества с указанием того, что делается для соответствия требованиям стандарта со ссылками на процедуры системы качества.

Уровень 2: Процедуры, в которых описано, что делается и зачем, где, когда, как и кем выполняется действие.

Уровень 3: Рабочие инструкции разъясняют сотрудникам выполнение конкретных действий и находятся в зависимости от процедур.

Уровень 4: Формы и документы внешнего происхождения, «встроенные» в систему. Сюда относятся специальные формы для необходимых данных, норм регламентирующих и законодательных документов.

 


Рис. 1 Типовая структура документации системы качества

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: