1. Идеологическая основа советского общества в 1920-1930-е гг. – марксизм-ленинизм.
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - термин, обозначающий процесс коренного переворота в духовном развитии общества. В СССР рассматривалась как составная часть строительства социализма. «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы». В.И. Ленин |
ЦЕЛИ:
ü формирование новой (пролетарской) массовой культуры, основанной на марксистско-ленинской идеологии
ü воспитание подрастающего поколения и перевоспитание старшего в духе коммунистической идейности и нравственности, интернационализма и атеизма.
ü подъем общего культурного уровня населения (в первую очередь ликвидация неграмотности); создание социалистической системы народного образования и просвещения,
ü изменение социального состава послереволюционной интеллигенции, формирование новой, рабоче-крестьянской интеллигенции,
ü разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры
ü перестройка быта,
ü развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем.
Революционные события раскололи интеллигенцию и творческих людей на тех, кто покинул родину, и тех, кто, приняв революцию, активно участвовал в создании новой культуры.
Создание системы образования. Одной из основных задач в построении нового общества была задача воспитания человека. В сентябре 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Была отменена плата за обучение, организована трудовая школа из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. В 1920 г. была создана чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (ВЧК ликбез).
Ликвидация неграмотности — массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой.
· Все население республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Наркомпросу предоставлялось право привлекать всех грамотных лиц к обучению неграмотных на основе трудовой повинности. Материальную поддержку, помощь комиссии в создании учебников оказывали М. Горький, Л. Н. Сейфуллина, В. Я. Брюсов, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Н. Я. Марр, В. М. Бехтерев и др. Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15-ти должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счет. Для содействия обучению неграмотных для взрослых учащихся сокращался рабочий день с сохранением заработной платы, предусматривалось первоочередное снабжение ликпунктов учебными пособиями, письменными принадлежностями. В 1933-1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн. неграмотных и около 20 млн. малограмотных. К концу 30-х годов неграмотность утратила характер острой социальной проблемы. К началу 50-х годов СССР стал страной практически сплошной грамотности.
Итоги культурной революции:
ü В 1918 году была осуществлена реформа русского правописания, существенно упростившая обучение грамоте. Велась работа по созданию письменности для народов, прежде ее не имевших.
ü В 1930 г. начался переход ко всеобщему начальному образованию, в 1937 г.- к семилетке.
ü В СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, которая организовывалась на дореволюционных традициях. В школу возвратились: уроки, твердое расписание, отметки и т.д. В сфере образования запрещались все эксперименты, оно проводилось на основе строгой дисциплины и расписания.
ü Были созданы новые программы и учебники. Учебники составлялись в соответствии с государственным стандартом.
ü
Культуролог Даниил Дондурей: «Советская власть была дальновидна. Она понимала: формирование человека — это не только очевидная пропаганда, но и программирование личности при помощи культуры. Это не только „Отдай жизнь за Ленина-Сталина!“, но и „Очень важно не подставить друга“, „Да, в школе есть плохие учителя, но есть и хорошие“. Она помогала человеку осваивать противоречия реальной жизни. Лениво формировали „строителя социализма“, но одновременно… действительно „развитую личность“» |
ü В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии, а затем и другие дисциплины.
ü В стране было открыто 20 тыс. новых школ.
ü В конце 30-х гг. в СССР насчитывалось 35 млн. учащихся.
ü К 1936 году было обучено около 40 млн. неграмотных. По переписи 1939 г. грамотность составила 87,4%.
ü Быстрыми темпами развивались среднее специальное и высшее образование, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел;
ü Тираж книг в 1937 г. составил 700 млн. экземпляров. Они выходили на 110 языках народов СССР..
ü К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
ü В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.
Наука под идеологическим прессом.
Развитие науки и культуры было полностью подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством.
Техническая революция на производстве потребовала увеличения числа грамотных специалистов. В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования.
В 1925 г. из Ленинграда в Москву была переведена Академия наук СССР. В 1929 г. была учреждена Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук, которую возглавил Н.И. Вавилов. Отделения Академии наук создавались в союзных республиках и регионах РСФСР (создано более 850 НИИ).
В 1933-1937 гг. для повышения образовательного уровня работников были созданы системы рабочих школ и профессиональных курсов.
Открывались технические и сельскохозяйственные вузы, широкое распространение получило образование без отрыва от производства. Применялась практика получения образования молодежью, не имеющей начального образования, для дальнейшего обучения в вузах.
Большое внимание партийное руководство уделяло оборонным отраслям производства и научным разработкам в этой области. В многочисленных конструкторских бюро и НИИ разрабатывались новые образцы танков (А.А. Морозов, М.И. Кошкин, Ж.Я. Котин), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н.Н. Поликарпов, А.С. Яковлев), артиллерийских орудий, систем и минометов (В.Г. Грабин, Ф.Ф. Петров), стрелкового оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев). А.П. Александровым была создана уникальная защита кораблей ВМФ от магнитных волн.
Больших успехов достигли советские ученые, работавшие в фундаментальных и теоретических областях науки: физики - П.Л. Капица; атомного ядра - И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров и др.; физики полупроводников - А.Ф. Иоффе. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры).
Репрессии против деятелей науки.
В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами - Шахтинское дело, дело Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие.
В конце 20-х-30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение.
Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20-х гг. был арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета).
В 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов: П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, А. А. Кизеветтер и др. была выслана из страны («Философский пароход»).
В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты: Н. Д. Кондратьев А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др.
Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились: А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко и др.
Старую интеллигенцию постепенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти.
«Сменовеховство» - идейно-политическое и общественное движение, возникшее в начале 1920-х гг. в среде русской зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сборника "Смена вех", вышедшего в Праге в июле 1921 году. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества.
К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д. Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть партийно-государственного аппарата. Существовало множество творческих объединений, исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства:
· Пролеткульт,
· Российская ассоциация пролетарских писателей,
· группа «Серапионовы братья»,
· "Литературный центр конструктивизма»,
· «Левый фронт искусств»,
· Ассоциация художников революционной России,
· Общество московских живописцев и др.
В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфискованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма.
В середине 30-х гг. в культуре СССР утвердился «большой стиль», характерный для стран с тоталитарным режимом. Основными его чертами стала масштабность, пышность, гиперболизированный оптимизм.
Главной задачей «большого стиля» было воздействие на мироощущение и поведение людей. Этот стиль должен был закрепить в сознании народа стабильность и силу советской власти. Он выражался в массовых шествиях, парадах и празднествах, где прославлялись достижения народа под руководством партии.