Тема лекции 5.2. Расчет потребности турфирмы в капитале.




ТЕМА 5. ИНДИКАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

Тема лекции 5.2. Расчет потребности турфирмы в капитале.

Потребность в капитале - это выраженная в денежном эквиваленте потребность предприятия в денежных средствах и материальных средствах, необходимых для выполнения поставленных целей и обеспечения финансового равновесия.

Потребность в капитале рассчитывается на основе методологии ноль-базис или традиционного бюджетирования.

Капиталом предприятия называются вложенные в его деятельность ресурсы. При этом различают реальный (существующий в форме средств производства) и денежный (существующий в форме денег и используемый для приобретения средств производства) капитал.

Денежный капитал предприятия можно также представить как совокупность источников средств для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия.

Имущество предприятия – это совокупность материальновещественных и нематериальных элементов, используемых в производстве товаров и при оказании услуг.

Капитал предприятия – это денежная оценка имущества предприятия.

Производство туристского продукта базируется на целевом и рациональном использовании туристских ресурсов. Основой этого процесса являются туристский интерес и туристские впечатления.

Туристский интерес – перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и (или) потенциальная возможность удовлетворения его потребностей в конкретном туристском продукте, основанном на определенном комплексе туристских ресурсов, являющихся объектами туристского интереса.

Объекты туристского интереса – места, привлекательные для туристов благодаря естественным или искусственно созданным чертам (природа, климатические условия, достопримечательности и т.д.).

Основными характеристиками объектов туристского интереса являются:

¾ привлекательность (аттракция) для туристов;

¾ познавательная ценность (связь объекта с конкретным историческим субъектом, жизнью и творчеством известных людей, эстетические достоинства);

¾ рекреационная ценность (возможность использования объекта для организации отдыха и оздоровления туристов);

¾ известность (популярность среди туристов);

¾ необычность (экзотичность);

¾ выразительность (взаимодействие объекта с окружающей средой, зданиями, сооружениями, природой);

¾ сохранность (состояние объекта, его подготовленность к приему туристов);

¾ месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для передвижения автотранспорта, природная обстановка, определяющая объект).

Чтобы объекты туристского интереса были использованы в целях туризма, необходимо развитие материально-технической базы туристкой индустрии и соответствующей инфраструктуры, обеспечивающих доведение до потенциального туриста необходимой и достаточной информации о данных объектах, комфортную и безопасную доставку туристов к ним, размещение, питание, развлечения.

Туристские впечатления – комплекс эмоций душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристского продукта.

Туристские впечатления о туристских ресурсах и туре в целом зависят от степени достижения цели путешествия.

Туристские ресурсы – совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использован в процессе и в целях туризма.

Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы. К первым относятся природные и культурно-исторические ресурсы, вторые (инфраструктурные) привлекаются для освоения и использования собственно туристских ресурсов.

В реальной жизни все виды туристских ресурсов взаимосвязаны и в ряде случаев трудноразделимы. В этом смысле их потребительная стоимость (полезность) связана с одновременным воздействием на физические, умственные, духовно-нравственные и психологические стороны жизнедеятельности человека.

Правовой режим отдельных видов туристских ресурсов регулируется законодательством (природоохранным, о музейных учреждениях, об охране исторических памятников, санитарно-эпидемиологическим и др.).

Туристские ресурсы являются национальным достижением. Часть из них, имеющая особое значение, отнесена к объектам и памятникам мирового значения, перечень которых устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО.

Основой формирования туристского продукта являются, безусловно, природные ресурсы. Не случайно туризм на ранней его стадии получил развитие в странах с благоприятным климатом и целебными источниками.

Природные ресурсы – компоненты природной среды (климат, рельеф, растительность, поверхностные и подземные воды, лечебные грязи и т.д.), используемые для организации отдыха и оздоровления людей. Эти ресурсы существенным образом влияют на туристское движение, придавая ему определенное направление и формируя его структуру. Большинство природных ресурсов истощаются в процессе их использования в целях туризма. Одни из них не возобновляются, другие – восстанавливаются (самостоятельно или при участии человека).

Существуют несколько подходов к оценке природных туристских ресурсов:

¾ технологический – по функциональной пригодности ресурсов для организации того или иного вида туризма;

¾ физический – по степени комфортности ресурсов;

¾ психологический – в зависимости от эстетических качеств ресурсов.

В процессе оценки природных ресурсов учитываются их устойчивость к антропогенным нагрузкам и разнообразие природных компонентов. Привлекательность той или иной территории для развития туризма, прежде всего познавательного, зависит от наличия культурно-исторических ресурсов (памятников истории и культуры, культовых сооружений, мемориальных мест, народных промыслов и т.д.).

Культурно-историческое наследие охватывает всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной жизни. Наиболее распространёнными формами включения культур но исторических ресурсов в систему, туристского обслуживания являются организация, музеев и формирование туристско-экскурсионных маршрутов.

На базе туристских ресурсов образуются и развиваются туристские центры – местности, привлекающие туристов в силу наличия природных и культурно-исторических ресурсов,- удобств транспортно-географического положениями доступной для туристов информации о них.

Выделяют следующие типы туристских центров: культурноисторический, паломнический, курортный приморский, альпийский, оздоровительный, деловой, конгрессный, экологический, водный, спортивный, альпинистский, охотничье-рыболовный, этнографический, развлекательный и др.

Приведенная типология свидетельствует о том, что туристские центры могут быть комбинированными.

Капитал - это деньги, предназначенные для извлечения прибыли. Источник капитала - доходы от предпринимательской деятельности, которые формируются в денежные фонды и наличные денежные средства.

Денежные фонды представляют собой обособившуюся часть денег, имеющую целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования. Денежные средства - это деньги, которыми можно распоряжаться по своему усмотрению.

Наряду с основным капиталом и рабочей силой оборотный капитал является важнейшим элементом турбизнеса. Недостаточная обеспеченность туристской организации оборотным капиталом парализует ее деятельность и приводит к ухудшению финансового положения.

Оборотный капитал — это имущество туристских организаций, которое вовлечено в производственный процесс, функционирует только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью и сразу переносит свою стоимость на себестоимость туристских продуктов и услуг.

Отдельные элементы оборотного капитала имеют разное назначение и по-разному используются в туристской деятельности. Оборотный капитал туристских организаций включает производственные запасы, расходы будущих периодов, денежные средства и дебиторскую задолженность.

Производственные запасы туристской организации — это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. К ним относят материалы (например, строительные), тару, запасные части, спецодежду, посуду и др.

Вложение средств в образование запасов связано со складскими расходами, риском порчи и устаревания товаров, а также с вмененной стоимостью капитала, т.е. нормой прибыли, которая могла быть получена в результате других инвестиционных возможностей с эквивалентной степенью риска. В то же время иногда хранение определенного вида запасов в том или ином объеме — это единственно верное решение. Например, большой запас постельных принадлежностей в курортной гостинице в туристский сезон сокращает возможность образования дефицита услуг размещения при высоком спросе.

Расходы будущих периодов — это затраты, связанные с перспективной организацией и реализацией новых видов туристских продуктов и услуг. Норматив по этим расходам создают для покрытия затрат, которые будут отнесены на себестоимость туристских продуктов и услуг будущего периода.

Дебиторская задолженность (средства в расчетах) — это задолженность туристской организации со стороны других организаций и лиц, т.е. клиентов, за оказанные услуги, задолженность сотрудников предприятия за выданные им под отчет денежные авансы на командировочные и хозяйственные расходы, прочая задолженность сторонних организаций и лиц по различным операциям. Неоплаченные счета за реализованные турпродукты и предоставленные туристские услуги (или счета к получению) составляют большую часть дебиторской задолженности туристских организаций. Главным в области управления дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей и партнеров по турбизнесу, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также разработка стратегии по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями и заказчиками.

Денежные средства (в кассе, на расчетных и валютных счетах) — наиболее ликвидная часть оборотного капитала туристской организации. Создание значительного запаса денежных средств позволяет туристской организации сократить риск истощения наличности и дает возможность удовлетворить предъявляемые требования в срок. С другой стороны, хранение временно свободных, неиспользуемых денежных средств в кассе или на расчетном счете туристской организации приводит к дополнительным затратам и потере некоторого дохода. Таким образом, очень важно решить вопрос об оптимальности запаса наличных средств.

Соотношение отдельных элементов в общей совокупности оборотного капитала определяет его структуру. Структура оборотного капитала на предприятиях разных отраслей туризма неоднородна. Например, в составе оборотного капитала гостиниц преобладают производственные запасы (69%), тогда как для турфирм характерно преобладание дебиторской задолженности (более 70%). Преобладание тех или иных элементов отражает отраслевые особенности и предопределяет возможность управления оборотным капиталом туристских организаций.

По управляемости оборотный капитал туристских организаций подразделяется на нормируемый и ненормируемый.

Нормированию подлежат два элемента оборотного капитала — производственные запасы и расходы будущих периодов. При этом в практике турбизнеса особое внимание уделяется нормированию запасов.

Нормирование запасов — это процесс определения минимального, но достаточного для нормального протекания производственного процесса объема запасов туристской организации.

Нормирование — это определение норм и нормативов, используемых на данном предприятии для планирования и расхода ресурсов.

Норма — величина, соответствующая минимальному, экономически обоснованному объему запасов. Она устанавливается, как правило, в днях.

Норматив — денежное выражение планируемого запаса товарно-материальных ценностей, минимально необходимого для непрерывной работы туристской организации.

Процесс нормирования запасов состоит из следующих этапов.

1. Определяется норма запаса (в днях) по каждому виду товарно-материальных ценностей (ТМЦ) по формуле:

где N тр транспортный запас (время нахождения ТМЦ в пути);

Nп — запас, связанный с разгрузкой, складированием и подготовкой для использования ТМЦ в производстве;

N т — текущий запас (УУТ = 0,5г, / — интервал поставки запасов);

NС — страховой запас, принимаемый в размере 50% текущего запаса.

Нормы устанавливаются в днях запаса и означают длительность периода. Например, норма запаса составляет 24 дня. Следовательно, запасов должно быть ровно столько, сколько необходимо для обеспечения производства в течение 24 дней.

2. Определяется норматив (в стоимостном выражении) N ст по каждому виду ТМЦ по формуле

где п — среднедневная производственная потребность в ТМЦ, руб.

3. Определяется общий (совокупный) норматив запасов по предприятию (Nобщ) путем суммирования частных нормативов в стоимостном выражении.

Совокупный норматив запасов общей потребности туристской организации в ТМЦ зависит от многих производственных факторов (объемов реализации, уровня цен и т.д.) и позволяет организовать эффективный турбизнес.

Не все элементы оборотного капитала подлежат нормированию. К ненормируемым элементам относят денежные средства и средства дебиторской задолженности. Туристские организации имеют возможность управлять этими средствами и воздействовать на их количество с помощью системы кредитования и оптимизации расчетов.

Таким образом, эффективное нормирование оборотного капитала представляется одним из ключевых вопросов финансового менеджмента туристских организаций. При этом не менее важно организовать рациональное движение и использование оборотного капитала.

Эффективность использования оборотного капитала туристских организаций характеризуется рядом показателей. Основными показателями являются: длительность одного оборота, коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки оборотного капитала, коэффициент отдачи оборотного капитала.

Длительность одного оборота оборотного капитала (Доб; дн.) — число дней, в течение которых оборотный капитал туристской организации совершает один оборот, определяется по формуле

или

где Д — число дней в рассматриваемом периоде;

Соб — остаток оборотного капитала на определенную дату, руб.;

В — выручка от реализации туристских продуктов и услуг (объем реализованных продуктов и услуг в денежном выражении) за определенный период, руб.

Уменьшение длительности одного оборота свидетельствует об улучшении использования оборотного капитала.

Коэффициент оборачиваемости (Ко б) показывает число оборотов, совершаемых за определенный период. Он определяется по формуле

Чем выше коэффициент оборачиваемости, тем эффективнее используется оборотный капитал туристской организации.

Коэффициент загрузки оборотного капитала в обороте (Кс) — это коэффициент, обратный коэффициенту оборачиваемости. Кс характеризует оборотный капитал, приходящийся на 1 руб. реализованных туристских продуктов или услуг, и исчисляется по формуле

или

где 100 — коэффициент перевода рублей в копейки.

Чем меньше коэффициент загрузки оборотного капитала, тем эффективнее используется оборотный капитал и лучше финансовое состояние туристской организации.

Коэффициент отдачи оборотного капиталаоб, руб./руб.) показывает, сколько рублей прибыли получает туристская организация с каждого рубля, вложенного в оборотный капитал. Ф0б рассчитывается по формуле

Показатели оборачиваемости могут рассчитываться по оборотному капиталу туристской организации в целом и по отдельным элементам оборотного капитала, участвующего в обороте.

В результате ускорения оборачиваемости (интенсивности использования оборотного капитала) определенная сумма оборотного капитала высвобождается из оборота туристской организации.

При замедлении оборачиваемости оборотного капитала в оборот вовлекаются дополнительные средства, что в итоге приводит к снижению эффективности функционирования туристской организации. Чтобы этого не случилось, целесообразно своевременно проводить некоторые мероприятия.

Оборотный капитал предприятия в сфере туризма имеет особые характерные черты. Обусловлено это тем, что турист в настоящее время имеет определенный вкус, предпочтения и интересы. Предприятия должны мгновенно улавливать настроения туристов, так как прибыль зависит от качества предлагаемых услуг и интересных предложений, т.е. предприятие должно быть конкурентоспособным. В туризме процессы производства, реализации и организации потребления турпродукта соединены в единый производственно-обслуживающий процесс.

Увеличение периода оборачиваемости оборотных средств приводит к уменьшению кратности (коэффициента) оборачиваемости оборотных средств Кратность оборота определяет размер капитала и оказывает серьезное влияние на все экономические показатели работы предприятия.

Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства таких как строительство, торговля, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны.

 

Домашнее задание:

- составить краткий конспект по пройденному материалу;

- найти формулы расчета абсолютного и относительного высвобождения и формулу общего вида стоимости высвобождаемого оборотного капитала;

- найти формулы расчета потребности в капитале на основе методологии ноль-базис или традиционного бюджетирования

- написать минисообщение на тему: Капитал и ресурсы Нижегородской туриндустрии (на примерах).

 

3. Отправить выполненную работу преподавателю

Критерии оценки конспекта:

• содержательность конспекта, соответствие плану;

• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;

• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;

• соответствие оформления требованиям;

• грамотность изложения;

• конспект сдан в срок.

Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 4-5 тетрадных страниц;

Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 4 тетрадные страницы;

Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 4 страниц;

Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 2 страниц.

Критерии оценки сообщения:

1. Соответствие содержания работы теме.

2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала, использование рекомендованной и справочной литературы

3. Исследовательский характер.

4. Логичность и последовательность изложения.

5. Обоснованность и доказательность выводов.

6. Грамотность изложения и качество оформления работы.

7. Использование наглядного материала.

Оценка «отлично» - учебный материал освоен студентом в полном объеме, легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы, излагает материал логически последовательно, делает самостоятельные выводы, умозаключения, демонстрирует кругозор, использует материал из дополнительных источников, интернет ресурсы. Сообщение носит исследовательский характер. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью. Использует наглядный материал (презентация).

Оценка «хорошо» - по своим характеристикам сообщение студента соответствует характеристикам отличного ответа, но студент может испытывать некоторые затруднения в ответах на дополнительные вопросы, допускать некоторые погрешности в речи. Отсутствует исследовательский компонент в сообщении.

Оценка «удовлетворительно» - студент испытывал трудности в подборе материала, его структурировании. Пользовался, в основном, учебной литературой, не использовал дополнительные источники информации. Не может ответить на дополнительные вопросы по теме сообщения. Материал излагает не последовательно, не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические и орфоэпические ошибки.

Оценка «неудовлетворительно» - сообщение студентом не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации либо не соответствует теме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: