Аудит учета кассовых операций




 

Цель аудита учета кассовых операций - установление соответствия применяемой в организации методики учета операций по движению наличных денежных средств действующим в России в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

Задачи аудита кассовых операций:

1) изучение фактического порядка документального оформления операций по приходу и расходу денежных средств, ведения кассовой книги, учета кассовых операций;

2) проверка соблюдения кассовой дисциплины (своевременности и полноты оприходования наличных денег в кассе и возврата в банк сверхлимитных остатков денежных средств, установленных правил расчетов наличными деньгами с юридическими лицами, порядка выдачи и возврата в кассу подотчетных сумм целевого использования, полученных из банка по чекам денежных средств, применение контрольно-кассовых машин);

3) ознакомление с условиями хранения наличных денег и других денежных документов в кассе.

Источники информации: кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, отчеты кассира с приложенными первичными документами (приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами, расчетно-платежными ведомостями, платежными ведомостями, квитанциями), акты инвентаризации наличных денежных средств, инвентаризационные описи ценных бумаг и бланков строгой отчетности, книга кассира-операциониста, учетные регистры, Главная книга, учетная политика, формы бухгалтерской финансовой отчетности (форма 1 "Бухгалтерский баланс", форма 4 "Отчет о движении денежных средств").

Программа аудита кассовых операций представлена в табл.5.

 

Таблица 5

Программа аудита кассовых операций

Перечень аудиторских процедур Источники информации
1. Проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета Бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, Главная книга, журналы-ордера, ведомости
2. Проверка оформления первичной учетной документации Приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров
3. Проверка полноты оприходования денежной наличности, полученной в банке Выписки банка, корешки чеков, приходные кассовые ордера, кассовая книга
4. Проверка правильности оприходования поступления выручки, возврата неиспользованных подотчетных сумм, операционных и внереализационных доходов Приходные кассовые ордера, накладные, счета-фактуры, договоры, акты, авансовые отчеты
Перечень аудиторских процедур Источники информации
5. Проверка соблюдения организацией размера остатка денежных средств в кассе Справка банка об установлении лимита остатка наличных денежных средств, кассовая книга
6. Выявление фактов расчета наличными денежными средствами с юридическими лицами, сумма платежей которых превышает установленный лимит Расходные кассовые ордера, кассовая книга, накладные
7. Проверка расходования наличных денег из кассы Приказы, распоряжения, доверенности, расходные кассовые ордера, платежные ведомости
8. Проверка соблюдения порядка применения контрольно-кассовой техники Книга кассира-операциониста, кассовая книга
9. Инвентаризация кассы и отражение в учете ее результатов Приказы руководителя на проведение кассы, акт инвентаризации, кассовая книга

 

Материал по аудиту учета кассовых операций рассматривается на основе законодательно-нормативных документов и учебной литературы [1-13, 19, 20, 21].

Задача 1.

Из банка в кассу получены денежные средства на хозяйственные расходы в сумме 3000 руб., которые были выданы под отчет работнику организации на приобретение материалов. Работник представил авансовый отчет на сумму 2500 руб. со всеми оправдательными документами на приобретение материалов.500 руб. были внесены в кассу организации как неиспользованная подотчетная сумма в день выдачи подотчетных сумм.

Бухгалтером организации были сделаны следующие бухгалтерские записи при заполнении учетных регистров:

1) Д 50 К 51 3000 руб. - получено из банка в кассу по чеку;

2) Д 71 К 50 - 2500 руб. - выдано под отчет;

3) Д 10 К 71 - 2500 руб. - представлен авансовый отчет;

4) Д 50 К 71 - 2500 руб. - остатки неиспользованных подотчетных сумм. внесены работником в кассу предприятия.

Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?

Задача 2.

Из кассы предприятия ООО "Ситам" 28 октября Иванову А.А. была выдана под отчет сумма на приобретение оргтехники в размере 80 000 руб.28 октября он предоставил в бухгалтерию авансовый отчет на сумму 75 000 руб. и оправдательные документы к нему: приходный кассовый ордер № 65 от 28 октября на сумму 75 000 руб. за оргтехнику, приобретенную у ООО "Рембыттехника", накладную и счет-фактуру. Также был оприходован в кассу возврат неиспользованных подотчетных сумм в размере 5000 руб.

Выявите характер нарушений, определите, какие нормативные документы нарушены, сформулируйте запись в отчет аудитора, доведите до руководства организации клиента сумму штрафных санкций по данному нарушению.

Задача 3.

Согласно кассовым отчетам и приложенным к ним документам организация производила расчет наличными деньгами по одной сделке со следующими поставщиками (табл.6).

 

Таблица 6

Перечень поставщиков

Дата Наименование поставщика Сумма, руб. В том числе НДС
5.06 ЗАО "Олимп" 90 000 15 000
6.06 ООО "Прогресс" 45 000 7 500
7.06 ОАО "Полет" 60 000 10 000
8.06 ООО "Стройсервис" 120 000 20 000

 

Все материалы, полученные от поставщиков, полностью оплачены, приняты к учету. Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах поставщиков предъявлены к возмещению из бюджета.

Выявите характер нарушений, сформулируйте запись в аудиторский отчет, оцените существенность выявленных нарушений.

Задача 4.

Согласно отчетам кассира организацией 10 августа получено по чеку для выплаты заработной платы работникам 300 000 руб.; 11 августа выдано по платежной ведомости № 200 - 150 000 руб., 12 августа выдано по платежной ведомости № 200 - 50 000 руб.; 14-16 августа выдана зарплата по расходным кассовым ордерам: Иванову А.А. - 2000 руб., Петрову В.В. - 10 000 руб.; 17 августа оставшиеся суммы, полученные для выплаты зарплаты, в размере 88 000 руб. сданы в банк.

Выявите характер нарушений, определите, какой нормативный документ нарушен, оцените существенность выявленных нарушений.

Задача 5.

Проверяя полноту и своевременность оприходования в кассе денежных средств, полученных с расчетного счета в банке, аудитор выявил, что кассир Петрова И.А. по чеку 16 мая получила 100 000 руб. на выплату заработной платы работникам, а оприходовала их 20 мая. Она же получила из банка 2 сентября на командировочные расходы 15 000 руб., а оприходовала их 4 сентября. Кассир Петрова И.А. и главный бухгалтер Медведев А.А. пояснили, что несвоевременность оприходования денег допущена по вине банка, который не выдавал своевременно деньги на командировочные расходы. Поэтому в первом случае деньги, полученные на выплату заработной платы, израсходованы частично на командировочные расходы, а во втором случае, наоборот, деньги, предназначенные для командировочных расходов, использованы на выплату заработной платы.

Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации? О чем свидетельствуют выявленные нарушения?

Задача 6.

Часть используемых организацией контрольно-кассовых машин не опломбирована.

В книге кассира-операциониста страницы не пронумерованы и не прошнурованы, она не подписана руководителем и главным бухгалтером, в ней много неоговоренных исправлений и подчисток.

Для выплаты зарплаты работникам 5 марта из банка по чеку получены деньги в сумме 250 000 руб. Выплата заработной платы произведена 10 марта в сумме 200 000 руб.

Остаток денег в сумме 50 000 руб. использован для оплаты командировочных расходов.

Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?

О чем свидетельствуют выявленные нарушения?

Задача 7.

С расчетного счета по чеку от 15 октября, выписанному на предъявителя и подписанному руководителем организации и главным бухгалтером, получено из банка на неотложные хозяйственные нужды 3000 руб.

Деньги в кассу не поступили и в кассовой книге не оприходованы.

На корешке чека имеется подпись коммерческого директора о получении чека, по которому банк выдал предъявителю 3000 руб.

В представленном авансовом отчете коммерческого директора указано получение денег в подотчет из банка в сумме 3000 руб., которые израсходованы на командировочные нужды.

К авансовому отчету приложено командировочное удостоверение и другие документы на произведенные расходы в сумме 3000 руб.

Бухгалтер составил следующие бухгалтерские записи по этой операции:

1) Д 71 К 51 - 3000 руб. - получены деньги из банка по чеку коммерческим директором для хозяйственных нужд;

2) Д 26 К 71 - 3000 руб. - утвержден авансовый отчет коммерческого директора.

Каковы выводы аудитора при анализе данной ситуации?

Задача 8.

В ходе аудита кассовых операций были обнаружены следующие факты:

1) отсутствовал договор с кассиром о полной материальной ответственности;

2) установлены факт смены кассира и отсутствие акта об инвентаризации;

3) в кассовой книге отсутствуют страницы;

4) приходные и расходные кассовые ордера оформлены неверно.

Составьте отчет аудитора.

Задача 9.

Аудитором при проверке обнаружены:

1) расходный кассовый ордер от 2 марта, свидетельствующий о выдаче подотчетной суммы экспедитору Алексееву В.В. в размере 5000 руб.;

2) авансовый отчет, подписанный подотчетным лицом Алексеевым В.В. от 20 марта на сумму 4500 руб., с приложением железнодорожных билетов;

3) приходный кассовый ордер от 20 марта, удостоверяющий возврат Алексеевым В.В. суммы неиспользованного аванса в размере 500 руб.

Аудитор не обнаружил приказа о направлении в командировку, сметы расходов, служебного задания. Расходный кассовый ордер не имеет подписи руководителя.

Составьте мнение аудитора.

Контрольные вопросы по аудиту кассовых операций

1. Какие нормативные документы необходимо использовать при аудиторской проверке кассовых операций?

2. Какие аудиторские процедуры применяются для проверки достоверности и целесообразности кассовых операций?

3. Назовите источники информации при проверке кассовых операций.

4. Какие процедуры следует выполнить аудитору при проверке выдачи наличных денег в подотчет?

5. В чем заключается проверка оформления кассовых операций?

6. Как осуществляется контроль ведения кассовой книги и правильности хранения денег?

7. Назовите объекты аудита кассовых операций.

8. Перечислите и дайте характеристику этапам аудиторской проверки кассовых операций.

9. Назовите возможные ошибки, выявляемые в результате аудиторских проверок кассовых операций.

10. Составьте на основе возможных ошибок ситуационные задачи по аудиту кассовых операций.

Аудит учета материалов

 

Цель аудиторской проверки аудита учета материалов состоит в подтверждении достоверности данных по наличию и движению материалов, в установлении правильности оформления операций по ним в соответствии с действующими нормативными актами Российской Федерации.

Задачи аудита материалов:

1) проверка правильности отнесения активов к материалам;

2) проверка правильности приобретения, оприходования, списания материалов;

3) оценка состояния синтетического и аналитического учета материалов в проверяемом периоде;

4) оценка полноты и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;

5) оценка качества инвентаризации материалов.

Источники информации: учетная политика организации, договора купли-продажи материалов, акты о приемке материалов, приходные ордера, карточки учета материалов, лимитно-заборные карты, акты об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, учетные регистры, Главная книга, форма 1 "Бухгалтерский баланс" и др.

Программа аудита материалов представлена в табл.7.

 


Таблица 7

Программа аудита учета материалов

Перечень аудиторских процедур Источники информации
1. Изучение положений учетной политики по направлениям проверки Учетная политика, внутрифирменные инструкции
2. Оценка степени надежности системы внутреннего контроля материалов -
3. Проверка правильности определения фактической стоимости материалов при поступлении Накладные, счета-фактуры, приходные ордера, акты о приемке материалов
4. Проверка неотфактурованных поставок Акты о приемке материалов, накладные
5. Проверка правильности оценки выбытия материалов Накладные, лимитно-заборные карты, требование-накладная
6. Проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета материалов Учетные регистры по материалам
7. Проверка контроля за наличием и сохранностью материалов Оборотные ведомости, карточки складского учета
Перечень аудиторских процедур Источники информации
8. Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов Акты и другие документы на списание расхода материалов, расчет отклонений
9. Проверка тождественности показателей бухгалтерской отчетности и учетных регистров Баланс, приложение № 5, учетные регистры
10. Проверка результатов переоценки материалов Регистры по учету материалов, баланс
11. Проверка полноты и качества инвентаризации материалов Приказ о проведении инвентаризации, приказ об учетной политике, инвентаризационная опись
12. Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь Акты на списание хищений, недостач, потерь, сличительная ведомость

 

Материал по аудиту учета материалов рассматривается на основе законодательно-нормативных документов и учебной литературы [1-13, 17, 18, 21].

Задача 1.

С учетом требований "Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" проверьте правильность:

1) определения результатов инвентаризации материалов на складе;

2) бухгалтерских записей;

3) исчисления сумм НДС.

Данные инвентаризации приведены в табл.8.

 

Таблица 8

Результаты инвентаризации

№ п. п. Наименование материала Единица изме-рения Учетная цена, руб. Фактическое наличие По учетным данным
Количество Сумма Количество Сумма
  Спирт технический кг          
  Белила цинковые кг          
  Олифа кг 24,5        
  Провод сечением 2 мм м          
        Количество Сумма Количество Сумма
  Провод сечением 4 мм м     10 920    
  Бумага упаковочная кг 4,3        
Итого   35 968   37 620

 

Один литр спирта весит 0,9 кг. Транспортно-заготовительные расходы по вспомогательным материалам (спирт) на день инвентаризации составили 10%. Нормы естественной убыли при хранении:

1) спирт технический - 2% от оборота;

2) белила - 0,05% от оборота;

3) олифа - 0,1% от оборота.

Оборот по отпуску материалов с даты последней инвентаризации составил:

1) спирт - 500 л;

2) белила - 120 кг;

3) олифа - 80 кг.

Розничная цена 1л спирта - 100 руб.

Бухгалтером данной организации были сделаны следующие бухгалтерские записи:

1) Д 20 К 10 - 5348 руб. - списаны материалы по результатам проведения инвентаризации;

2) Д 10 К 91 - 1400 руб. - оприходованы излишки материалов по результатам инвентаризации.

Сформировать мнение аудитора по данной ситуации. Выявить допущенные нарушения. Оценить существенность выявленных нарушений.

Задача 2.

В учетной политики организации предусмотрен учет материалов с применением счетов 15 и 16. На счете 10 материалы учитываются по учетным ценам, равным цене поставщика. Списание материалов в производство осуществляют методом ФИФО.

Проверить бухгалтерские записи по счетам в журнале регистрации хозяйственных операций (табл.9).

Составить аналитическую справку для включения в письменную информацию аудитора по результатам проверки.

 

Таблица 9

Журнал регистрации хозяйственных операций

№ п. п Содержание операции Дебет Кредит Сумма
  1 декабря получено на склад 100 банок масляной краски по 3 кг. В счете-фактуре поставщика указана продажная цена 1 банки 180 руб., в том числе НДС 27 руб.         15 300 2 700
  На основании приходного ордера краска принята к учету на склад       15 300
  Приняты к учету услуги транспортной организации за доставку краски по счет-фактуре и акту выполненных работ 600 руб., в том числе НДС 92 руб.      
  Оплачено с расчетного счета за доставку краски      
  Оплачено с расчетного счета поставщику за краску       18 000
  12 декабря получено на склад 500 банок краски от ЗАО "Наш дом". В счете-фактуре указана цена 1 банки весом 3 кг. - 180 руб., в том числе НДС 27 руб.       76 271 13 729 76 271  
  Посредник предъявил счет за услуги по закупке краски. В счете-фактуре указано, что данные услуги составили 1200 руб., в том числе НДС 183 руб.       1 017
  26 декабря произведена оплата ЗАО "Наш дом" за краску     90 000
  Налоговый вычет по НДС     16 704

 

Задача 3.

В декабре по требованиям-накладным списана краска:

1) основному производству - 400 банок для окраски выпускаемой продукции;

2) спортзалу - 20 банок для текущего ремонта;

3) вспомогательному производство - 10 банок.

В бухгалтерии составлены бухгалтерские записи:

1) Д 20 К 10 - 60 000 руб. -?

2) Д 26 К 10 - 3000 руб. -?

Д 23 К 10 - 1500 руб. -?

Д 26 К 16 - 1000 руб. -?

Справка. По данным бухгалтерского учета на счете 10 "Материалы" на 1 декабря числится 70 банок краски по 3 кг на сумму 10 800 руб.; на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" - 520 руб. Данные о поступлении краски следует взять из задания 2.

Провести аудит списания краски. Составить аудиторскую справку по результатам проверки для включения в аудиторское заключение.

Задача 4.

ООО "Экспресс" обратилось к аудитору за консультацией по выбору в учетной политике варианта учета материалов в целях минимизации налога на прибыль.

При знакомстве с деятельностью организации и бухгалтерской отчетностью аудитором установлено, что ООО "Экспресс" производит и фасует чай.

Организация с устойчивым темпом роста объема продаж высокорентабельна.

По данным аналитического учета продукции в декабре:

1) остаток на начало месяца составил 320 кг по средней покупной цене 225 руб. на сумму 66 000 руб.;

2) поступило от поставщиков:

1.12 - 560 кг по цене 240 руб. за кг на сумму 134 400 руб.;

19.12 - 825 кг по цене 270 руб. за кг на сумму 222 750 руб.;

22.12 - 760 кг по цене 290 руб. за кг на сумму 220 400 руб.;

27.12 - 610 кг по цене 315 руб. за кг на сумму 192 150 руб.;

3) отпущено в основное производство:

2.12 - 140 кг;

15.12 - 290 кг;

20.12 - 360 кг;

25.12 - 410 кг;

28.12 - 320 кг.

Списана недостача чая, выявленная при инвентаризации 7 декабря в количестве 45 кг, в том числе в пределах норм естественной убыли 32 кг и 13 кг за счет материально ответственных лиц.

На счете 16 по чаю числится остаток на начало месяца 5600 руб., дебетовый оборот за месяц 16 800 руб.

Задача 5.

В январе организация получила в банке кредит на приобретение материалов в сумме 360 000 руб. сроком на три месяца под 24% годовых. Деньги перечислены поставщикам материалов в качестве предоплаты. Материалы получены 1 февраля. Организацией начислены проценты за пользование кредитом в январе 7200 руб., в феврале 7200 руб. и в марте 7200 руб. В бухгалтерии сделаны следующие бухгалтерские записи:

в январе:

1) Д 51 К 66 - 360 000 руб. -?

2) Д 60 К 51 - 360 000 руб. -?

в феврале:

3) Д 91 К 66 - 7200 руб. -?

4) Д 15 К 60 - 300 000 руб. -?

5) Д 10 К 15 - 300 000 руб. -?

6) Д 19 К 60 - 60 000 руб. -?

7) Д 91 К 66 - 7200 руб. -?

в марте:

1) Д 91 К 66 - 7200 руб. -?

2) Д 66 К 51 - 381 600 руб. -?

Проверить правильность бухгалтерских записей. По результатам проверки подготовить справку аудитора.

Для обоснования своих выводов используйте ПБУ 15/01 и ПБУ 10/99.

Задача 6.

Организацией в магазине розничной торговли приобретены запасные части для служебного легкового автомобиля, находящегося на балансе организации. К авансовому отчету механика гаража приложены товарный чек магазина на запасные части на сумму 5460 рублей и кассовый чек на ту же сумму. В бухгалтерии на основании авансового отчета сделаны бухгалтерские записи.

1) Д 10 К 71 - 4550 руб. -?

2) Д 19 К 71 - 910 руб. -?

3) Д 26 К 10 - 4550 руб. -?

4) Д 68 К 19 - 910 руб. -?

Проверить правильность бухгалтерских записей. Оценить существенность выявленных нарушений

Контрольные вопросы по аудиту материалов

1. Какие нормативные документы необходимо использовать при аудиторской проверке материалов?

2. Какие аудиторские процедуры применяются для аудита материалов?

3. Назовите источники информации при проверке материалов.

4. В чем заключается проверка оформления поступления, выбытия, внутреннего перемещения материалов?

5. Назовите объекты аудита материалов.

6. Перечислите и дайте характеристику этапам аудиторской проверки материалов.

7. Назовите возможные ошибки, выявляемые в результате аудиторских проверок материалов.

8. Составьте на основе возможных ошибок ситуационные задачи по аудиту материалов.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: